Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура методов активизации творческого мышления

Тема: «МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ».

 

Вопросы:1. Структура методов активизации творческого мышления

2. Коллективные методы и их характеристика.

 

1.

 

Одним из инструментов реализации методов ими­тационных игр является процедура активизации творчес­кого мышления участников группового взаимодействия в процессе решения задач.

Структура методов получения решений задач пред­ставлена на рис. 13.1, из которого следует, что эвристи­ческие методы занимают важное место наряду с метода­ми анализа и синтеза и основаны на озарении участников процесса и реализации закона синергии систем.

 


 

 

Как отмечает Г.М. Андреева, доктор экономичес­ких наук, профессор кафедры социальной психологии МГУ, в многочисленных экспериментах установлены наиболее типичные условия применения эвристик:

— дефицит времени для обдумывания ситуации;

— перегруженность информацией, затрудняющая возможность ее обработки;

— невысокая значимость воспринимаемого объекта, делающая достаточно безразличным точное знание о нем;

— просто недостаточность информации для осмыс­ленного вывода;

— непроизвольность быстрого решения. Созидание нового представляет собой творческий

процесс. Творческие способности — креативность — можно оценить с помощью восьми выделенных критериев:

■ умение увидеть проблему;

■ беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей;

■ гибкость как умение понять новую точку зрения, а также отказаться от усвоенной точки зрения;

■ оригинальность, отход от шаблона;

■ способность к перегруппировке идей и связей;

■ способность к абстрагированию или анализу;

■ способность к конкретизации или синтезу;

■ ощущение стройности организации идей.

Общими мыслительными процессами для всех ви­дов творчества являются комбинирование и аналогизирование наряду с такими приемами, как выявление но­вых связей и перенос функции одного объекта на другой. Психологами установлено, что раскрепощенное вообра­жение управляет порождением бесчисленных более или менее случайных ассоциаций. Первопричиной и основой творческого мышления является работа нашего мозга3, уникальность которого заключается в том, что он разви­вается только в процессе своей эксплуатации.

Перечень основных методов влияния на творчество клиента выглядит следующим образом.

Эмоциональность — метод объединения левосторон­них и правосторонних мозговых процессов для тех, у кого преобладает левостороннее мышление. Эмоции содей­ствуют регистрации информации в правом мозге. Обра­ботанная обеими частями мозга информация запомина­ется надежнее. Ориентация на чувства обучаемого содействует правомозговой обработке информации. Про­фессиональная или поведенческая компетентность игра­ет все более важную, роль в карьере менеджера и его ра­боте с людьми. К числу успешных инструментов развития творческих мозговых процессов психологи также относят другие методы взаимодействия полушарий.

Визуализация — воображение, видение, например, бу­дущего изделия, конечного результата творческой работы или проблемы и путей ее преодоления. Кто визуально представ­ляет желаемый результат, тот с большей вероятностью дости­гает поставленной цели. Поощрению яркого воображения содействуют развивающие ситуации. Видение — это право-мозговая функция и одновременно метод развития стратеги­ческой компетентности. Графики, диаграммы, схемы, рисун­ки, картины поощряют творческие процессы с помощью развития визуального мышления.

Аналогии — это сравнения из различных дисцип­лин. Этот метод мотивирует интуицию и синтезирует мышление, развивая системную аналитику.

Метафора — этот метод мотивации творчества осно­ван на соединении двух различных вещей или дел по общему принципу, например электричество связывается с направлен­ным движением заряженных частиц или еще проще — с во­дой, текущей по трубам, времени приписываются качества человека — суровые годы, счастливые дни, смутные времена. Метафоры содействуют игре с понятиями. Метафорическое мышление — это творческий процесс на основе сравнений между проблемами в различных областях науки и практики, чтобы содействовать поиску решения. Сравнение проблем бизнеса и биологии приводит к понятиям, например, выжи­вания, адаптации к внешней среде, санациям.

Юмор — активно объединяет рациональные процес­сы левого мозга и креативность правого. Во время смеха мозг вырабатывает естественный гормон эндорфин, обладающий обезболивающим и транквилизирующим свойства­ми и содействующий развитию чувства благополучия.

Структурная схема экспертных методов выработки решений приведена на рис. 13.2.

 


 

 

Индивидуальные методы А.В. Шевырев условно разделяет на четыре группы:

■ ассоциативные, так или иначе использующие понятие ассоциативности; к ним относятся методы ана­логии и стимулирования случайностью;

■ геометрические:

— промежуточной вспомогательной точки;

— дробления и восстановления на новой основе;

— равноудаленной точки;

— разворота;

— вращения внимания (матричных структур);

— включения (суперпозиции);

— асимметрии;

■ динамические:

— максимального числа степеней свободы;

— непрерывности полезного действия;

— проскока;

— периодического действия;

■ параметрические:

— ослабления условий (релаксации);

— замены.

Из числа коллективных методов рассмотрим следу­ющие методы:

■ мозговой атаки и свернутой мозговой атаки;

■ морфологического анализа;

■ ассоциаций;

■ сценариев;

■ суда;

■ синектики;

■ Гордона;

■ контрольных вопросов;

■ «Метра» интегральный метод;

■ целевых обсуждений (комиссий).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характерные черты геополитической ситуации в начале XXI в | Метод мозговой атаки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.