КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура методов активизации творческого мышления
Тема: «МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ».
Вопросы:1. Структура методов активизации творческого мышления 2. Коллективные методы и их характеристика.
1.
Одним из инструментов реализации методов имитационных игр является процедура активизации творческого мышления участников группового взаимодействия в процессе решения задач. Структура методов получения решений задач представлена на рис. 13.1, из которого следует, что эвристические методы занимают важное место наряду с методами анализа и синтеза и основаны на озарении участников процесса и реализации закона синергии систем.
Как отмечает Г.М. Андреева, доктор экономических наук, профессор кафедры социальной психологии МГУ, в многочисленных экспериментах установлены наиболее типичные условия применения эвристик: — дефицит времени для обдумывания ситуации; — перегруженность информацией, затрудняющая возможность ее обработки; — невысокая значимость воспринимаемого объекта, делающая достаточно безразличным точное знание о нем; — просто недостаточность информации для осмысленного вывода; — непроизвольность быстрого решения. Созидание нового представляет собой творческий процесс. Творческие способности — креативность — можно оценить с помощью восьми выделенных критериев: ■ умение увидеть проблему; ■ беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей; ■ гибкость как умение понять новую точку зрения, а также отказаться от усвоенной точки зрения; ■ оригинальность, отход от шаблона; ■ способность к перегруппировке идей и связей; ■ способность к абстрагированию или анализу; ■ способность к конкретизации или синтезу; ■ ощущение стройности организации идей. Общими мыслительными процессами для всех видов творчества являются комбинирование и аналогизирование наряду с такими приемами, как выявление новых связей и перенос функции одного объекта на другой. Психологами установлено, что раскрепощенное воображение управляет порождением бесчисленных более или менее случайных ассоциаций. Первопричиной и основой творческого мышления является работа нашего мозга3, уникальность которого заключается в том, что он развивается только в процессе своей эксплуатации. Перечень основных методов влияния на творчество клиента выглядит следующим образом. Эмоциональность — метод объединения левосторонних и правосторонних мозговых процессов для тех, у кого преобладает левостороннее мышление. Эмоции содействуют регистрации информации в правом мозге. Обработанная обеими частями мозга информация запоминается надежнее. Ориентация на чувства обучаемого содействует правомозговой обработке информации. Профессиональная или поведенческая компетентность играет все более важную, роль в карьере менеджера и его работе с людьми. К числу успешных инструментов развития творческих мозговых процессов психологи также относят другие методы взаимодействия полушарий. Визуализация — воображение, видение, например, будущего изделия, конечного результата творческой работы или проблемы и путей ее преодоления. Кто визуально представляет желаемый результат, тот с большей вероятностью достигает поставленной цели. Поощрению яркого воображения содействуют развивающие ситуации. Видение — это право-мозговая функция и одновременно метод развития стратегической компетентности. Графики, диаграммы, схемы, рисунки, картины поощряют творческие процессы с помощью развития визуального мышления. Аналогии — это сравнения из различных дисциплин. Этот метод мотивирует интуицию и синтезирует мышление, развивая системную аналитику. Метафора — этот метод мотивации творчества основан на соединении двух различных вещей или дел по общему принципу, например электричество связывается с направленным движением заряженных частиц или еще проще — с водой, текущей по трубам, времени приписываются качества человека — суровые годы, счастливые дни, смутные времена. Метафоры содействуют игре с понятиями. Метафорическое мышление — это творческий процесс на основе сравнений между проблемами в различных областях науки и практики, чтобы содействовать поиску решения. Сравнение проблем бизнеса и биологии приводит к понятиям, например, выживания, адаптации к внешней среде, санациям. Юмор — активно объединяет рациональные процессы левого мозга и креативность правого. Во время смеха мозг вырабатывает естественный гормон эндорфин, обладающий обезболивающим и транквилизирующим свойствами и содействующий развитию чувства благополучия. Структурная схема экспертных методов выработки решений приведена на рис. 13.2.
Индивидуальные методы А.В. Шевырев условно разделяет на четыре группы: ■ ассоциативные, так или иначе использующие понятие ассоциативности; к ним относятся методы аналогии и стимулирования случайностью; ■ геометрические: — промежуточной вспомогательной точки; — дробления и восстановления на новой основе; — равноудаленной точки; — разворота; — вращения внимания (матричных структур); — включения (суперпозиции); — асимметрии; ■ динамические: — максимального числа степеней свободы; — непрерывности полезного действия; — проскока; — периодического действия; ■ параметрические: — ослабления условий (релаксации); — замены. Из числа коллективных методов рассмотрим следующие методы: ■ мозговой атаки и свернутой мозговой атаки; ■ морфологического анализа; ■ ассоциаций; ■ сценариев; ■ суда; ■ синектики; ■ Гордона; ■ контрольных вопросов; ■ «Метра» интегральный метод; ■ целевых обсуждений (комиссий).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |