Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод мозговой атаки

2.

 

Метод мозгового штурма (брейншторминг) пред­ложил в 1938 г. американский специалист А. Осборн.

Метод базируется на психологических и педагоги­ческих закономерностях коллективной деятельности и основан на том, что творческая активность каждого чело­века зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнооб­разные барьеры: психологические и коммуникативные, социальные и педагогические.

Главная функция мозгового штурма — обеспечение процесса генерирования идей без их анализа и обсужде­ния участниками, а успех проведения штурма зависит от соблюдения двух главных принципов:

■ группа может производить при совместной ра­боте идеи более высокого качества, чем при индивиду­альной работе тех же людей за счет синергического эф­фекта;

■ если группа находится в состоянии генерирова­ния идей, то процесс творческого мышления, господству­ющего в этот момент, нельзя тормозить преждевремен­ной субъективной оценкой этих идей.

Суть метода: каждому участнику группы предостав­ляется право высказывать самые различные идеи по по­воду вариантов решения проблемы вне зависимости от их обоснованности, осуществимости и логичности. Чем больше разных предложений, тем лучше. Руководит ата­кой ведущий. С информацией о характере проблемы участники групповой работы знакомятся заранее. Все предложения выслушиваются без критики и оценки (за этим следит ведущий), а их анализ производится централизованно после завершения процесса высказы­вания идей на основе записей, производимых секрета­риатом. В результате формируется список, в котором все представленные предложения структурируются по определенным параметрам (критериям), а также по их результативности в части решения обсуждаемой про­блемы.

Графическая модель содержания этапов метода мозгового штурма приведена на рис. 13.3.

 


 

 

При подготовке к проведению мозгового штурма необходимо определить место его проведения и участни­ков. Лучшим местом является «круглый стол», за кото­рым все участники могли бы чувствовать себя равноправ­ными коллегами. Штурм можно проводить при любом количестве участников, но наиболее удачный состав груп­пы — от 4 до 12 человек, при этом для решения опреде­ленной проблемы надо приглашать как специалистов, так и неспециалистов: практика показывает, что наиболее ценные идеи чаще всего принадлежат людям, которые не являются специалистами в заданной области, но косвен­но связаны с решаемой проблемой.

Мозговой штурм «наоборот», или «свернутая моз­говая атака», как метод во многом напоминает обычную «мозговую атаку», но при этом участниками не только разрешается, но и предлагается высказывать критические замечания по сформулированным идеям. Основные слож­ности в этом процессе связаны с необходимостью коррек­тного отношения участников друг к другу в ходе дискус­сии. Обычно в ходе реализации этого метода участники должны стараться не только найти как можно больше сла­бых мест в каждой идее, но и предложить пути их устра­нения. Этот метод используется обычно при дефиците времени, отпущенного на решение проблемы. По сути дела это ускоренная, или «свернутая мозговая атака».

Анализ сущности метода мозгового штурма приво­дит к двум противоречивым выводам.

С одной стороны, чтобы развивать идею на этапе генерирования, ее необходимо критиковать, а критика правилами проведения штурма запрещена.

С другой — чтобы направлять ход решения в одну сторону, необходи­мо им управлять, а суть метода заключается в хаотическом генерировании идей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура методов активизации творческого мышления | Метод синектики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.