Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод синектики

 

Отмеченные противоречия частично устраняются в методе синектики, где штурм ведется постоянной груп­пой со специально подобранным составом. Факторы ре­ализации данного метода приведены на рис. 13.4.

 


 

 

У. Гордон (автор метода) в стремлении превратить продуктивный процесс, протекающий в сфере подсозна­ния при решении задачи, из неявного в явный, из сти­хийного в сознательно управляемый, в 1960 г. ввел осоз­нанный поиск аналогий в рамках определенной процедуры. Цель аналогий — сбить привычное представ­ление о хорошо известных вещах, взглянуть по-новому на «наследство из замороженных слов» и способов понима­ния. Для активизации мышления и управления им Гор­дон применил четыре вида аналогий:

■ прямая аналогия предлагает рассмотрение мето­дов, применяемых в других отраслях теории и практи­ки, — как там решаются аналогичные задачи;

■ личная аналогия, или эмпатия, предлагает «вжить­ся» в образ рассматриваемого объекта, ощутить его состоя­ние и на основе собственных ощущений найти и предло­жить наиболее оптимальный вариант решения;

■ символическая аналогия — нахождение краткого символического описания задачи или объекта, обычно в форме сочетания прилагательного с существительным, которые в форме парадокса характеризуют сущность объек­та (например, головка молотка, дерево решений, пода­вить сопротивление и т. п.);

■ фантастическая аналогия предлагает поискать решения в фантастической литературе, а также изложить задачу в терминах сказок, мифов, легенд.

Метод синектики предназначен для генерирования альтернатив путем ассоциативного мышления, поиска аналогий поставленной задаче и заключается в следу­ющем.

1. Формируется группа из 5-7 человек, имеющих гибкое мышление, опыт, психологическую совместимость, общительность, подвижность.

2. Вырабатываются навыки совместной групповой работы.

3. Перебираются не только известные подобные решения, но все возможные и невозможные (фантасти­ческие) решения.

4. Запрещается обсуждать достоинства и недостат­ки членов группы.

5. Разрешается каждому прекратить работу в любой момент без объяснений причин.

6. Роль ведущего периодически переходит к другим членам группы.

В отличие от мозгового штурма здесь требуется специальная и длительная подготовка группы. Работа группы проходит в два этапа. Задача первого этапа — сделать непривычное привычным. Для этого путем обоб­щения различных ситуаций непривычную проблему или объект с помощью метода аналогий помещают в привыч­ный контекст, и ее непривычность исчезает. После этого начинается второй этап, задача которого — сделать при­вычное непривычным (вернуться к исходной проблеме).

Последовательность решения проблемы такова:

1) проблема, как она задана — формулировка про­блемы;

2) очищение от очевидных решений — дискуссия, в ходе которой члены группы выясняют свои взгляды на очевидные решения, которые едва ли дадут нечто боль­шее, чем простое сочетание существующих решений (этот этап напоминает мозговой штурм);

3) превращение необычного в привычное — поиск аналогий, позволяющих выразить «заданную проблему» в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту работы (в попытке проникнуть в суть проблемы и распу­тать клубок предложений допускается игнорирование физических законов и соглашений);

4) проблема, как она понята — определяются глав­ные трудности и противоречия, препятствующие реше­нию проблемы;

5) наводящие вопросы — председательствующий предлагает дать решение, пользуясь одним из типов ана­логий. Члены группы в свободной манере проигрывают каждый наводящий вопрос. Если аналогии становятся слишком абстрактными, дискуссия направляется в русло «проблема, как она понята». Когда появляется перспек­тивная идея, ее развивают словесно до того момента, когда члены группы смогут изготовить и апробировать грубые прототипы устройства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод мозговой атаки | Метод ассоциаций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.