КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о методах обучения
Выбор оптимального сочетания методов обучения. Методы контроля и самоконтроля в обучении Методы стимулирования учебной деятельности обучаемых. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Понятие о методах обучения и их классификация. Методы ОБУЧЕНИЯ ЛЕКЦИЯ 20
И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ Метод (от греч. слова metodos — буквально означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала. Основные подходы к классификации методов обучения. Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Все их можно подразделить на несколько групп, применяя определенный принцип подхода к их выделению. Так как методы обучения имеют ряд сторон и могут рассматриваться в разных аспектах, поэтому существует несколько подходов к их классификации По источникам передачи и характеру восприятия информации методы подразделяют на: — словесные, — наглядные, — и практические. В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, методы подразделяют на методы: — приобретения знаний, — формирования умений и навыков, — применения знаний, — закрепления, — проверки знаний, умений, навыков, — творческой деятельности. В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют такие методы: — объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), — репродуктивный, — проблемное изложение, — частично-поисковый, или эвристический, — исследовательский. Предложены классификации, в которых сочетаются методы преподавания с соответствующими методами учения: — информационно-обобщающий и исполнительский, — объяснительный и репродуктивный, — инструктивно-практический и продуктивно-практический, — объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, — побуждающий и поисковый. Применяются подходы к классификации методов обучения одновременно: — по источникам знаний и логическим обоснованиям, — по источникам знаний и уровню самостоятельности учащихся в учебной деятельности. Наличие различных точек зрения на проблему классификации методов отражает процесс дифференциации и интеграции знаний о них. В современных условиях появились реальные возможности для обобщения и систематизации представлений о методах обучения на основе целостного подхода к деятельности. Так как в психологии общепринято теперь рассматривать мышление как живую человеческую деятельность, то необходимо при описании методов обучения рассматривать деятельность человека. Основные группы методов обучения При целостном подходе выделяют следующие группы методов обучения: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния преподавателя сочетаются с самоорганизацией деятельности учащихся. Стимулирующие влияния педагога ведут к развитию мотивации учения у уч-ся. Контролирующие действия педагогов сочетаются с самоконтролем учащихся. Каждая из основных групп методов в свою очередь может быть подразделена на подгруппы и входящие в них отдельные методы. Рассмотрим, каким образом делится на подгруппы и отдельные методы первая группа методов “Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности”. Так как организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, то в первую группу методов обучения необходимо включить: — методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы: рассказ, лекция, беседа и др.), — методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы: иллюстрация, демонстрация и др.), — методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного, кинестезического ее восприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.) Процесс учебного познания обязательно предполагает организацию осмысления учебной информации и логического ее усвоения. Поэтому необходимо выделить подгруппы методов организации: — индуктивной и дедуктивной, — репродуктивной и проблемно-поисковой деятельности учащихся. Восприятие, осмысление и применение знаний может протекать под непосредственным руководством преподавателя, а также в ходе самостоятельной работы обучаемых. Отсюда возможно выделение методов: — самостоятельной работы, — работы под руководством преподавателя. Итак, мы показали возможные подгруппы методов, которые входят в первую группу, обеспечивающую организацию и осуществление учебно-познавательной деятельности в учебном процессе.
Схематически методы первой группы можно представить следующим образом:
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |