Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно - познавательной деятельности

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения

Учебно-познавательной деятельности

Методы стимулирования и мотивации

Учебно-познавательной деятельности

Методы организации и осуществления

Словесные мето­ды Наглядные методы Практические ме­тоды (аспект пе­редачи и воспри­ятия учебной ин формации) Индуктивные и дедуктивные ме­тоды (логичес­кий аспект) Репродуктивные и проблемно-по­исковые методы (аспект мышле­ния) Методы самостоятельной ра­боты, работы под руковод­ством препод. (аспект управления уче­нием)

 

Методыстимулирования и мотивации интересак учению   Методыстимулирования и мотивации долга и ответственностив учении

 

 

Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля контроля го контроля Методы лабораторно-практического контроля и са­моконтроля

 

 

1. Предлагаемая классификация методов обучения является относительно целостной потому, что она учитывает все основные структурные элементы деятельности (ее организацию, стимулиро­вание и контроль).

2. В ней целостно представлены такие аспекты познавательной деятельности, как восприятие, осмысление, практическое применение.

3. Она учитывает все основные функции и стороны методов, выявленные к данному периоду педагоги­ческой наукой, не отбрасывая ни одну из них.

4. Она не просто механически соединяет известные подходы, а рассматривает их во взаимосвязи и единстве, требуя выбора их оптимального сочета­ния.

5. Предлагаемый подход к классификации мето­дов не исключает возможности дополнения его новыми частными методами, возникающими в ходе совершенствования про­цесса обучения в учебном заведении.

Словесные методы

 

К словесным методам обучения относятся: рассказ, лекция, беседа и др.

В процессе обучения, применяя данные методы, преподаватель с помощью слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваи­вают.

Р а с с к а з.

Это устное повествовательное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к учащимся.

Возможно несколько видов рассказа:

— рассказ-вступление,

— рассказ-изложение,

— рассказ-заключение.

Цель рассказа-вступления — подго­товка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например беседой.

Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, занимательностью и эмоциональностью изложения, позволяющими вызвать интерес к новой теме, возбудить потреб­ность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учащихся на занятии.

Во время рассказа-изложения преподаватель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающемуся плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстрации и убедительных примеров.

Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятия. Преподаватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме.

В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как:

— изложение информации,

— активизация внимания,

— приемы ускорения запоминания (мнемонические, ас­социативные и др.),

— логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного.

Условиями эффективного применения рассказа является тщательное продумывание плана, выбор наиболее рациональной последовательности раскрытия темы, подбор примеров и иллюстраций, поддержание эмоционального тонуса.

У ч е б н а я л е к ц и я.

Учебная лекция предполагает устное изложение учебного ма­териала, отличающееся большей емкостью, чем рассказ, боль­шей сложностью логических построений, образов, доказа­тельств и обобщений.

Лекция, как правило, занимает все занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть.

В ходе лекции используются приемы:

— устного изложения информации,

— поддержания внимания в течение длительного времени,

— активизации мышления слушателей,

— приемы обеспечения логического запоминания, классификации, систематизации, обобщения,

— убеждения, аргументации, доказатель­ства, и др.

Читаются лекции в основном в старших классах средней школы, а также в техникумах и вузах.

Условиями эффективного про­ведения лекции является четкое продумывание и сообщение плана лекции, логически стройное и последовательное изложение одного за другим всех пунктов плана с резюме и выводами после каждого из них и логическими связями при переходе к следующему разделу. Не менее важно обеспечить доступность, ясность изложения, объяснить термины, подобрать примеры и иллюстрации, использовать разнообразные средства наглядности. Лекцию читают в таком темпе, чтобы слушатели могли сделать необходимые записи. Преподавателю поэтому надо четко выделять то, что следует записать, однозначно повторять при необходи­мости, чтобы облегчить записи.

В последние годы в практике преподавания в старших классах школы лекционное изложение многих тем по физике, химии, истории сопровождается семинарскими занятиями с делением класса на подгруппы. Это стало возможным потому, что два класса объединяются в один лекционный поток и экономится общее число учебных часов, выделяемых затем на семинарские занятия.

Лекция и рассказ экономят учебное время, активно управляют восприятием учебного материала школьниками. Вместе с тем оба этих словесных метода обучения в недостаточной мере позволяют учащимся высказывать собственные суждения.

 

Б е с е д а.

Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учащимися, организуемый с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учащихся к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.

В ходе применения метода беседы используются приемы:

— постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.),

— приемы обсуждения ответов и мнений учеников,

— приемы корригирования ответов,

— приемы формулирования выводов из беседы.

Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия. Слишком большое дробление темы на вопросы разрушает ее логическую целостность, а слишком крупные вопросы становятся недоступными для обсуждения с учениками. Вопросы не должны требовать от учеников односложных ответов. Преподаватель может использовать вспомогательные, наводящие вопро­сы, позволяющие продолжить обсуждение изучаемой проблемы.

Возможны беседы, в ходе которых учащиеся вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы. Такие беседы носят в основном объяс­нительный характер и рассчитаны на оперирование ранее усвоенным, на активизацию памяти учеников.

В то же время возможны и весьма желательны беседы, в ходе которых учащиеся под руководством преподавателя сами отыскивают возможные ответы на проблемные задачи.

 

Наглядные методы обучения

 

Условно наглядные методы обучения можно подразделить на две большие группы:

— методы иллюстраций, — методы демонстраций.

Метод иллюстраций — предполагает показ учащимся иллюстра­тивных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.

Метод демонстраций — обычно связан с демонстрацией прибо­ров, опытов, технических установок, различного рода препаратов.

К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает возможности от­несения отдельных средств наглядности как к группе иллюстра­тивных, так и демонстрационных методов. Это касается, например, показа иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп.

В ходе применения наглядных методов используются приемы:

— показа,

— обеспечения лучшей видимости (экран, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.),

— обсуждения результа­тов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие о методах обучения | Условия эффективного применения наглядности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.