Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия эффективного применения наглядности




Связь наглядных и словесных методов

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно пред­полагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами.

Существует несколько форм сочетания слова и наглядности:

1. С помощью слова преподаватель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об объекте и его свойствах учащиеся извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблю­дений.

2. Сведения об облике объекта, о его непосредственно воспри­нимаемых свойствах учащиеся получают из словес­ных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением словесных сообщений, отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта.

3. Педагог, демонстрируя объект, может сообщать о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащи­мися, но взаимосвязаны с воспринимаемыми.

Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное пред­почтение было бы ошибочным, так как в зависимости от особен­ностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.

Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств обучения:

1) хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок, при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, указате­лей.

2) четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они порой содержат и отвлекающие моменты;

3) детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных), необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации;

4) привлечение самих учеников к нахождению нужной информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.

В условиях демонстрации химических, физических и других технических установок необходимо строго соблюдать правила техники безопасности, которые четко определены соответствующи­ми инструктивными документами.

 

Практические методы обучения

 

К практическим методам относят письменные упражнения — выполнение заданий по различным предметам. В ходе упражнений учащиеся применяют на практике полученные теоретические знания.

Одним из конкретных видов тренировочных упражнений являются комментированные упражнения, при выполнении кото­рых ученик более активно осмысливает предстоящие действия, про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

Вторую группу практических методов составляют лаб. опыты и практикумы.

К практическим методам относится также выполнение трудо­вых заданий в мастерских, учебно-производственных цехах, ученических бригадах.

Эти задания могут носить учебно-тренировочный характер. К ним относятся все работы в учебных мастерских по отработке умений работать с бумагой, картоном, деревом, металлом, материалом, пользоваться различными инструмента­ми, управлять станками и механизмами.

Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами.

Эти машины предполагают подразделение учебного материала на дозы, подбор контрольных вопросов по каждой дозе, подкрепление ответа или постановку новых наводящих вопросов. Машины-тренажеры рассчитаны на выполнение учащимися отдельных трудовых действий и операций.

Во время использова­ния практических методов применяются приемы:

— постановки задания,

— планирования его выполнения,

— управления процессом выполнения,

— оперативного стимулирования,

— регулирования и контроля,

— анализа итогов практической работы,

— выявления причин недостатков,

— корригирования обучения для полного достижения цели.

Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практи­ческой работе по выполнению упражнения, опыта, трудовой операции должно предшествовать инструктивное пояснение педагога.

Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения упражнений, а также завершают анализ его результатов.

 

Индуктивные и дедуктивные методы обучения

 

Индуктивные и дедуктивные методы обучения имеют важную особенность — способность раскры­вать логику движения содержания учебного материала.

Применение индуктивных или дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы — от частного к общему или от общего к частному.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.