КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Условия эффективного применения наглядности
Связь наглядных и словесных методов Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами. Существует несколько форм сочетания слова и наглядности: 1. С помощью слова преподаватель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об объекте и его свойствах учащиеся извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений. 2. Сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах учащиеся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением словесных сообщений, отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта. 3. Педагог, демонстрируя объект, может сообщать о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, но взаимосвязаны с воспринимаемыми. Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание. Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств обучения: 1) хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок, при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, указателей. 2) четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они порой содержат и отвлекающие моменты; 3) детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных), необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации; 4) привлечение самих учеников к нахождению нужной информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера. В условиях демонстрации химических, физических и других технических установок необходимо строго соблюдать правила техники безопасности, которые четко определены соответствующими инструктивными документами.
Практические методы обучения
К практическим методам относят письменные упражнения — выполнение заданий по различным предметам. В ходе упражнений учащиеся применяют на практике полученные теоретические знания. Одним из конкретных видов тренировочных упражнений являются комментированные упражнения, при выполнении которых ученик более активно осмысливает предстоящие действия, про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников. Вторую группу практических методов составляют лаб. опыты и практикумы. К практическим методам относится также выполнение трудовых заданий в мастерских, учебно-производственных цехах, ученических бригадах. Эти задания могут носить учебно-тренировочный характер. К ним относятся все работы в учебных мастерских по отработке умений работать с бумагой, картоном, деревом, металлом, материалом, пользоваться различными инструментами, управлять станками и механизмами. Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами. Эти машины предполагают подразделение учебного материала на дозы, подбор контрольных вопросов по каждой дозе, подкрепление ответа или постановку новых наводящих вопросов. Машины-тренажеры рассчитаны на выполнение учащимися отдельных трудовых действий и операций. Во время использования практических методов применяются приемы: — постановки задания, — планирования его выполнения, — управления процессом выполнения, — оперативного стимулирования, — регулирования и контроля, — анализа итогов практической работы, — выявления причин недостатков, — корригирования обучения для полного достижения цели. Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе по выполнению упражнения, опыта, трудовой операции должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения упражнений, а также завершают анализ его результатов.
Индуктивные и дедуктивные методы обучения
Индуктивные и дедуктивные методы обучения имеют важную особенность — способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных или дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы — от частного к общему или от общего к частному.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |