Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учащиеся




Преподаватель

Д е д у к т и в н ы й м е т о д (от общего к частному)

Учащиеся

Преподаватель

И н д у к т и в н ы й м е т о д (от частного к общему)

При использовании индуктивного метода обучения деятельность учителя и учащихся протекает следующим образом:

1-й вариант

Излагает вначале факты, демонстрирует опыты, нагляд­ные пособия, организует выпол­нение упражнений, постепенно подводя учащихся к обобще­ниям, определению понятий, формулированию законов и т. д.

2-й вариант

Ставит перед учащимися проблемные задания, требую­щие самостоятельных рассуж­дений от частных положений к более общим, к выводам и обобщениям

1-й вариант

Усваивают вначале частные факты, затем делают выводы и обобщения учебного характера

2-й вариант

Самостоятельно размышля­ют над фактами и делают доступные выводы и обобщения.

Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит преимущественно фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений.

Широко применимы индуктивные методы при изучении технических устройств и выполнении практических заданий. Индуктивным методом решаются многие математические и физические задачи, особенно когда учитель считает необходимым самостоятельно подвести учащихся к усвоению некоторой более обобщенной формулы.

Слабость индуктивных методов обучения состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные.

При использовании дедуктивного метода деятельность учителя и учеников носит следующий характер:

Вначале сообщает общее положение, формулу, закон, а затем постепенно начинает вы­водить частные случаи, более конкретные задачи

Воспринимают общие поло­жения, формулы, законы, а затем усваивают следствия, вытекающие из них

 

Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление.

Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.

Как видно из характеристики деятельности преподавателя и учеников, при использовании дедуктивного или индуктивного методов обучения применяются ранее описанные словесные, наглядные и практические методы, а также репродуктивные или проблемно-поисковые методы, но при этом содержание учебного материала раскрывается определенным логическим образом — индуктивно или дедуктивно.

Поэтому можно говорить:

— об индуктивно или дедуктивно построенной беседе,

— о репродуктив­но или поисково построенной практической работе,

— о проблемно и дедуктивно построенном рассказе и т. д.

Здесь мы еще раз убеждаемся в том, что “метод обучения” — понятие многоаспектное.

Заметим, что мы ограничили перечень логических методов обучения двумя видами — дедуктивным и индуктивным. Сделано это лишь для большей доступности целостной классификации методов обучения. В принципе же к этой подгруппе методов организации учения относятся и методы учебного анализа, учебного синтеза, учебной аналогии, выявления причинно-следственных связей и др.

Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения

 

Репродуктивные и проблемно-поисковые ме­тоды обучения вычленяются, прежде всего, на основе оценки степени творческой активности учащихся в познании новых понятий, явлений и законов.

Репродуктивные методы.

Репродуктивные методы предполагают восприятие и запоминание сообщаемой учителем или другим источником учебной информации. При­менение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов.

При репродуктивном построении рассказа учитель в готовом виде формулирует факты, доказательства, определения понятий, акцентирует внимание на главном, которое необходимо усвоить особенно прочно.

Аналогичным образом строится лекция, в которой излагаются слушателям определенные научные сведения, делаются соответ­ствующие записи на доске, фиксируемые слушателями в виде кратких конспектов.

Репродуктивно организованная беседа проводится таким обра­зом, что учитель в ходе нее опирается уже на известные ученикам факты, на ранее полученные знания и не ставит задачи обсуждения каких-то гипотез, предположений.

Практические работы репродуктивного характера отличаются тем, что в ходе их ученики применяют по образцу ранее или только что усвоенные знания. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содей­ствуют отработке практических умений и навыков, так как превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу.

Наглядность при репродуктивном методе обучения также применяется в целях более активного и прочного запоминания информации.

Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является весьма слож­ным или новым для того, чтобы ученики могли осуществить самостоятельный поиск знаний.

В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать мышление школьников, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у учеников навыки поисковой деятельности.

Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать и такие качества личности, как творческий подход к делу, самостоятельность. Все это требует применять наряду с ними еще и методы обучения, обеспечиваю­щие активную поисковую деятельность школьников.

Проблемно-поисковые методы обучения.

Проблемно-поисковые методы применяются в ходе проблемного обучения.

При исполь­зовании проблемно-поисковых методов обучения преподаватель исполь­зует такие приемы:

— создает проблемную ситуацию (ставит воп­росы, предлагает задачу),

— организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации,

— подтверждает правильность выводов,

— выдвигает готовое проблемное задание.

Учащиеся, основываясь на прежнем опыте и знаниях:

— высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации,

— обобщают ранее приобретенные знания,

— выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблем­ной ситуации.

Проблемно-поисковые методы обучения применяются на практике также с помощью словесных, наглядных и практиче­ских методов обучения.

В связи с этим принято говорить:

— о методах проблемного изложения учебного материала,

— о проблем­ных и эвристических беседах,

— о применении наглядных методов проблемно-поискового типа,

— о проведении проблемно-поисковых практических работ,

— работ исследовательского вида.

Частными случаями проблемно-поискового метода являются объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый. Рассмотрим применение проблемно-поисковых методов на примере проблемных практических работ.

Частным видом проблемно-поисковых лабораторных работ являются исследовательские лабораторные работы, в ходе которых ученики, например, самостоятельно выясняют законы плавания тел, законы колебаний математического маятника.

Такие лабораторные работы проводятся до изучения теории и ставят учеников перед необходимостью сделать некоторые учебные открытия.

Проблемно-поисковые методы применяются преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, они способствуют более осмысленному и само­стоятельному овладению знаниями.

Особенно эффективно применяются эти методы в случаях, когда:

— содержание учебного материала направлено на формирование понятий, законов и теорий в соответствующей области науки, а не на сообщение фактической информации, выработку лабораторно-экспериментальных умений и навыков трудовой деятельности;

— когда содержа­ние учебного материала не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученное, на базе которого ученики могут сделать самостоятельные шаги в поиске новых знаний;

— когда содержание доступно для самостоятельного поиска, т. е. проблемные ситуации находятся в зоне ближайшего развития познавательных возможностей школьников;

— когда содер­жание выявляет причинно-следственные и другие связи между явлениями, ведет к обобщениям и т. п.

— когда учащиеся подготовлены учащихся к деятельности по разрешению проблемных ситуаций.

По сравнению с репродуктивными методами поисковое обуче­ние имеет ряд слабых сторон, не позволяющих сделать его единственным видом обучения.

К слабым сторонам поисковых методов, по сравнению с репродуктивными, следует отнести:

— значительно большие расходы времени на изучение учебного материала;

— недостаточную эффективность их при реше­нии задач формирования практических умений и навыков, особенно трудового характера, где показ и подражание имеют большое значение;

— слабую эффективность их при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип опоры на прежний опыт,

— при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителя, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников.

Слабые стороны приводят к необходимости сочетания поисковых методов с другими их видами, описанными выше.

 

Методы самостоятельной работы

 

Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя, как отмечалось ранее, выделяются на основе оценки меры самостоятельности учеников в выполнении учебной деятель­ности, а также степени управления этой деятельностью со стороны преподавателя.

Все описанные ранее методы (словесные, наглядные, практи­ческие и др.) в том случае, когда они применяются при активном управлении действиями учеников со стороны учителя, выступают в данной классификации как методы учебной работы под руковод­ством преподавателя.

В том случае, когда ученик выполняет свою деятельность без непосредственного руководства со стороны педагога, говорят о том, что в учебном процессе применяется метод самостоятельной работы.

Самостоятельная работа выпол­няется:

— по заданию преподавателя при опосредованном управлении ею,

— по собственной инициативе учащегося, без указаний и инструктажа преподавателя.

Как правило, без предварительного ис­пользования первого вида самостоятельной работы невозмо­жен впоследствии ее более сложный второй вариант.

Самостоятельная работа учеников осуществляется при выпол­нении самых разнообразных видов учебной деятельности. Наиболее распространенным ее видом в школьных условиях является работа со школьным учебником, справочной и другой литературой.

В условиях вуза — это выполнение индивидуальных заданий, темы, выносимые на самостоятельную проработку.

Путем использования разнообразных видов самостоятельной работы у учеников необходимо выработать некоторые самые общие приемы ее рациональной организации:

— умение рационально планировать эту работу,

— четко ставить систему задач предстоя­щей работы,

— вычленять среди них главные,

— умело избирать способы наиболее быстрого и экономного решения поставленных задач,

— умелый в оперативный самоконтроль за выполнением задания,

— умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу,

— умение анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее,

— выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.