Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые федеративные государства




ФУНКЦИИ СРЕДНЕСРОЧНОГО БЮДЖЕТА

 

Среднесрочный бюджет представляет собой сочетание ежегодного бюджета, утверждаемого законом на финансовый год и планового периода от двух до девяти лет. Например, в Российской Федерации плановый период составляет два года, следующие за финансовым годом; в Германии плановый период составляет четыре года, а в США – девять лет.

 

Цель составления среднесрочных бюджетов обусловлена решением государством задачи обеспечения экономической стабильности и роста национальной экономики.

 

Среднесрочные бюджеты выполняют функции:

 

ЗАБЛАГОВРЕМЕННОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВОЗМОЖНЫХ УРОВНЕЙ НАЛОГОВЫХ СТАВОК, ТАРИФОВ, СБОРОВ, ПЛАТЕЖЕЙ;

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВОЗМОЖНЫХ ТЕМПОВ РОСТА ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ;

 

СПОСОБСТВОВАНИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЮ ДОЛГОСРОЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В ОТНОШЕНИИ БУДУЩИХ ДОХОДОВ И ОСНОВНОГО КАПИТАЛА, С ЦЕЛЬЮ ВЫБОРА ПРИЕМЛЕМОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ;

 

ДЕМОНСТРАЦИИ ОБЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В СТРАНЕ;

 

РАССМАТРИВАТЬ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ В СВЕТЕ ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ;

 

СООТНЕСЕНИЯ ДОЛГОСРОЧНЫХ ПРОГНОЗОВ ОТРАСЛЕВЫХ МИНИСТЕРСТВ С ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ;

 

ВЫЯВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И БЮДЖЕТНЫХ ПРИОРИТЕТОВ В РАМКАХ ОГРАНИЧЕННЫХ ПРИРОДНЫХ И ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ;

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВОЗМОЖНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ФИСКАЛЬНОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ПОЛИТИКЕ;

 

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ГОДОВОГО БЮДЖЕТНОГО И ПЕРСПЕКТИВНОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.

 

Хотя для большинства стран характерна унитарная организация государственной власти, в ряде индустриально развитых стран мы наблюдаем федеративное устройство. В одних странах разделение власти и полномочий четкое, в других - размытое, способы разделения везде разные. Общим для всех федераций является ряд независимых образований: на региональном уровне (в Соединенных Штатах и в Австралии - это штаты, в Канаде - провинции, земли в Германии и Австрии и т. д.) они занимают промежуточное положение между центральным правительством и органами власти местного уровня, которых, впрочем, может не быть. В приложении Вы найдете более подробное описание структуры и финансов федеральных органов Австрии, Австралии, Канады, Германии и Соединенных Штатов. В следующем разделе приводится ряд исторических подробностей и организационных особенностей нескольких стран с федеративным устройством.

 

Соединенные Штаты

 

Первая современная федерация была основана в 1789 году после падения правительства конфедерации. В конституции перечислены вопросы, находящиеся в ведении федерального органа власти - в решении большинства из них штаты тоже участвуют, но от решения некоторых из них отстранены, все остальное отнесено к компетенции штатов. В федеральную структуру США увязаны исключительно государство в целом и штаты. Конституция, причем в самой общей форме, относит некоторые функции к компетенции того или другого уровня и предостерегает от посягательств на другие. Каждый уровень без согласия другого имеет право вводить налоги, при этом ограничений по их взиманию и структуризации - самый минимум. Штаты принимают все решения в отношении органов местного самоуправления: их сущности, границ, полномочий, налогов и т. д. В начале этого десятилетия трансферты субъектам федерации от центрального правительства составили 20% их доходов.

 

Швейцария

 

Швейцарская федерация, образованная в 1848 году, объединяет 26 кантонов. Значительная часть властных полномочий передана федеральному правительству, при этом кантоны несут ответственность за осуществление государственных программ финансирования, принятых в законодательном порядке. Разделение территории страны на кантоны проводится по религиозному и языковому принципу. В начале этого десятилетия трансферты субъектам федерации от центрального правительства также составили около 20% их доходов.

 

Канада

 

Канадская федерация восходит к 1867 году и объединяет 10 провинций и 2 северные территории (вскоре их число изменится). Конституция выделяет три ветви власти: федеральный уровень, уровень провинций и общий для них обоих. Оставшиеся полномочия конституция относит к ведению скорее федерального правительства, чем провинций; в ней перечислены вопросы, по которым решения провинций могут быть отменены центральным правительством. В начале этого десятилетия трансферты субъектам федерации от центрального правительства составили немногим менее 20% их доходов. Основной доход провинций - поступления от налогов, которые они вводят в дополнение к федеральной налоговой базе.

 

Австралия

 

По конституции, принятой в 1901 году, которая действует и теперь, в состав федерации входят 6 штатов, две территории на материке и несколько на островах. Полномочия федерального парламента ограничены и перечислены в конституции. Оставшимися полномочиями пользуются штаты, которые могут издавать законы, направленные на поддержание мира, достижения благосостояния, совершенствование руководства штатом в вопросах, не относящихся к компетенции федеральной власти. В конституции перечислены права только федеральных властных структур и права, общие для центра и штатов. Развитие шло по пути придания больших полномочий федеральным органам, в частности в области финансов. С 1942 года федеральное правительство имеет монополию на использование подоходного налога, обменных операций, штаты ежегодно получают субсидии из федерального бюджета. Особенность конституции Австралии состоит в том, что она содержит положения о делегировании штатами законодательной власти центру. В начале этой декады трансферты субъектам федерации от центрального правительства составили около 45% их доходов.

 

Германия

 

Основной закон принят в 1949 году и в 1990 был распространен на Восточную землю, объединив 16 структурных единиц. Вторая палата парламента, который носит название Бундесрат, обеспечивает прямое представительство земель в принятии общегосударственных решений. В то время как федеральное правительство обладает широкими законодательными полномочиями, земли несут ответственность за применение и администрирование большей части принимаемых законов. Такую организацию часто называют «административным федерализмом». В начале этой декады трансферты субъектам федерации от центрального правительства составили около 17% их доходов. Органы власти всех уровней получают в соответствии с принятым законодательством отчисления от основных налогов.

 

Австрия

 

В состав федеративной республики Австрии с 1920 года входит девять земель. Каждая из них имеет свою конституцию и избирает орган власти, деятельность которого во многом определяется федеральной конституцией. Действительно, федеральные органы имеют право вето в отношении любого принимаемого землями закона, хотя вето может быть преодолено простым большинством законодательного органа земли. В начале этой декады трансферты субъектам федерации от центрального правительства составили немногим более 40% их доходов.

 

Федеральная конституция выделяет 4 категории полномочий земель и федерального органа власти: (1) законы и их администрирование в ведении федерального правительства (международные дела, оборона, военное, гражданское и уголовное право, трудовое право, регулирование транспорта, торговли, промышленности, банковского дела, образования, поддержание общественного порядка и безопасности страны); (2) принятие федеральных законов, выполнение которых контролируется землями (гражданство, жилищный вопрос, автоинспекция, выборы, вопросы соцобеспечения и дорожное движение); (3) Федеральное правительство разрабатывает общие принципы, а земли - подзаконные акты, выполнение которых также отнесено к их ведению (управление и проведение реформ, благотворительность, права сельскохозяйственных рабочих); и (4) законотворчество и контроль за исполнением принятых законов землями (региональное планирование, мероприятия в области охраны окружающей среды, жилищные и муниципальные вопросы, пожарная охрана, туризм). Эти региональные органы власти имеют настолько мало реальной власти, что иногда их рассматривают в качестве «представителей» или «подчиненных» центрального правительства.

 

Бразилия

 

Конституция 1988 года (восьмая конституция страны со времени получения независимости от Португалии в 1822 году) предусматривает передачу полномочий от федерального правительства органам власти штатов и местного самоуправления, оставляя наиболее важные в компетенции центра. (Конституция продолжает федеративные традиции; конституция 1891 года во многом повторяла конституцию Соединенных Штатов). Бразилия - пятая по размеру страна в этой части света - состоит из 26 штатов и федерального округа; штаты делятся на почти пять тысяч муниципалитетов, также являющихся членами федерации. В этом - уникальность ее структуры.

 

Избираемый всенародно президент может вмешиваться в дела всех 26 штатов, но должен в течение 24 часов согласовать свои действия с Конгрессом (двухпалатный орган). У каждого штата своя конституция, свои законы, которые не должны противоречить конституции страны. Как штаты, так и муниципалитеты имеют свои налоговые органы и получают субсидии от федерального правительства, теперь это происходит гораздо чаще, чем до принятия конституции 1988 года. В большинстве случаев федеральные органы, органы власти штатов и муниципалитеты пользуются одинаковыми полномочиями, но при этом у федеральных больше политических и финансовых ресурсов, так что мнение центра преобладает почти по всем вопросам.

 

Российская Федерация

 

В состав Российской Федерации входит 83 субъекта: области, края, республики, округа и два города. Бюджетные отношения между федерацией и субъектами все еще находятся в стадии становления и во многих случаях они строятся на двусторонних соглашениях, а не на принципах открытости и единообразия для всех. Во главу угла ставятся доходные полномочия, а не обязанности по предоставлению общественных благ. Субъекты федерации во многом зависят от отчислений от федеральных налогов и от трансфертов из федерального бюджета; то же самое справедливо для отношений между субъектами федерациями и территориями. Действительно, статья 75 конституции содержит принцип, согласно которому основные правила налогообложения устанавливаются федеральным законом. Однако, некоторые варианты нового федерального налогового кодекса предусматривают для субъектов федерации более заманчивые налоговые перспективы, когда они имеют право вводить свой собственный налог на прибыль предприятий в дополнение к федеральной налоговой базе.

 

Расходные полномочия отражены в конституции. Они распределяются между федерацией (статья 71) и совместно федерацией и субъектами (статья 72). Остальные полномочия согласно статье 73 передаются субъектам федерации. Однако, разделение редко бывает однозначным, в связи с чем отношения остаются неопределенными. Местные органы власти, согласно конституции, имеют право решать «вопросы местного значения» (статья 130), такого рода положения имеются в законах. Опять-таки достаточно разумно, но неэффективно. В целом, закрепление расходных полномочий (за некоторыми исключениями: национальная оборона, вопросы жилья и коммунальных услуг - два из них) на практике не достигнуто.

 

В некотором отношении финансовая система выглядит унитарной. Доходы поступают преимущественно в центр, основные налоги вводятся федеральным законом, их сбор осуществляется федеральным органом, тогда как нижние уровни государственной организации могут рассчитывать только на отчисления от этих налогов и прямые трансферты. Но субъекты федерации расходуют достаточно большие средства консолидированного бюджета, а их органы управления не могут самостоятельно принимать решения. Ясно, что Российская Федерация очевидно идет по пути федеративного развития, но большинство решений, которые должны быть приняты, будут приняты наверху.

 

Заключение

 

Количество унитарных государств в мире преобладает, но большинство территориально крупных стран являются федерациями. Федерация может стать хорошим компромиссом, позволяющим сохранять преимущества как крупных государств на федеральном уровне, так и малых стран - на региональном уровне. Федеральное устройство обеспечивает множественность суверенитетов, обеспечивая преимущество в том, что касается предоставления гражданам общественных благ и их финансирования.


1 Daniel Elazar, Federal Systems of the World, A handbook of Federal, Confederal and Autonomy Arrangements, Second Edition, Essex, U. K..: Longman Group, 1997, p. xv

2 Alex de Toqueville, «The Federal Constitution», Vol.I, Chapter VIII, Democracy in America




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.