Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование правил определения суммарных оценок на осно­ве оценок отдельных экспертов


Работа с экспертами

Формирование вопросов и составление анкет

Правила опроса экспертов содержат ряд положений, обяза­тельных к выполнению всеми. Эти правила должны обеспечи­вать соблюдение условий, благоприятствующих формированию экспертами объективного мнения. В число таких условий входят:

- независимость формирования экспертами собственного мнения об оцениваемых событиях;

-удобство работы с предполагаемыми анкетами (вопросы формулируются в общепринятых терминах и должны ис­ключать всякую смысловую неоднозначность и др.);

-логическое соответствие вопросов структуре объекта оп­роса;

-приемлемые затраты времени на ответы по вопросам ан­кеты, удобное время получения вопросов и выдачи отве­тов;

-сохранение анонимности ответов для членов экспертной группы;

-предоставление экспертам требуемой информации.

Для обеспечения выполнения этих условий должны быть раз­работаны правила проведения опроса и организации работы экспертной группы.

В зависимости от характера исследуемого объекта, от степе­ни его формализации и возможности привлечения необходимых экспертов, порядок работы с ними может быть различным, но в основном он содержит следующие три стадии.

На первой стадии эксперты привлекаются в индивидуаль­ном порядке с целью: уточнить модель объекта, ее параметры и показатели, подлежащие экспертной оценке; уточнить форму­лировки вопросов и терминологию в анкетах; согласовать целе­сообразность той или иной формы представления таблиц экс­пертных оценок; уточнить группы экспертов.

На второй стадии экспертам направляются анкеты с пояс­нительным письмом, в котором описываются цель работы, струк­тура и порядок построения таблиц с примерами.

Если имеется возможность собрать экспертов вместе, то цели и задачи анкетирования, а также все вопросы, связанные с анке­тированием, могут быть изложены устно. Обязательное условие такой формы экспертного опроса — последующее самостоятель­ное заполнение анкет, при соблюдении правил анкетирования.

Третья стадия работы с экспертами осуществляется после получения результатов опроса, в процессе обработки и анализа полученных результатов.

На этой стадии от экспертов в форме консультации обычно получают всю необходимую информацию, которая требуется для уточнения данных и их окончательного анализа.

Рациональное использование информации, получаемойотэкспертов, возможно при условии преобразования ее в форму, удобную для дальнейшего анализа, направленного на подготов­ку и принятие решений.

Существует несколько способов использования группы экс­пертов. Один из них (метод согласования оценок) заключается в том, что каждый эксперт дает оценку независимо от других, а затем с помощью определенных приемов эти оценки объединя­ются в одну обобщенную (согласованную).



Например, если речь идет о вероятности наступления рис­кового события (р) и i-й эксперт указывает для этой вероятно­сти число р., то простейший способ получения обобщенной оцен­ки состоит в вычислении средней вероятности:

где m — число экспертов, участвующих в экспертизе.

В методе «Дельфи» в качестве обобщенного мнения прини­мается медиана оценок последнего тура опроса экспертов.

Можно рассчитать и средневзвешенное значение вероятнос­ти, если попытаться учесть вес (компетентность) самого экс­перта, который определяется на основе предыдущей деятельно­сти (количество верных ответов к общему количеству), либо на основе других методов — «самооценка» экспертом своих знаний в области заданных вопросов, квалификация, должность, уче­ное звание и т.д.

где рi — вес, приписываемый i-му эксперту. Существуют различные приемы оценки компетентности эк­сперта, выбор которых определяется как характером решаемой задачи, так и возможностями проведения конкретного эксперт­ного опроса.

В общем случае значения веса, приписываемого i-му экспер­ту, интерпретируются как вероятность задания им достоверной оценки.

В этом случае: 0 < hi 1.

В зависимости от специфики экспертного опроса, объекта исследования и используемой методики обработки экспертных данных оценки, даваемые экспертами, могут иметь различную шкалу измерения: от 0 до 1, от 0 до 10, от 0 до 100. Так, извес­тная нам экспертиза определения индекса БЕРИ для оценки странового риска использует шкалу от 0 до 100 баллов. Вместе с тем, принципиальной разницы в шкалах измерения нет, выбор той или иной из них во многом определяется вкусом исследова­теля, производящего экспертный опрос. Принятая шкала изме­рения может в некоторой степени повлиять на выбор методов анализа и обработки мнений экспертов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подбор экспертов и формирование экспертных групп | Анализ и обработка экспертных оценок

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.