Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подбор экспертов и формирование экспертных групп

Общая схема экспертизы

Общая схема экспертных опросов включает следующие ос­новные этапы:

- подбор экспертов и формирование экспертных групп;

- формирование вопросов и составление анкет;

- работа с экспертами;

- формирование правил определения суммарных оценок на основе оценок отдельных экспертов;

- анализ и обработка экспертных оценок.

Прежде чем приступить к рассмотрению содержания отдель­ных этапов экспертной процедуры, необходимо сделать следую­щее замечание.

Проблема экспертных оценок имеет самостоятельное теоре­тическое и прикладное значение и далеко выходит за рамки проблем экономического риска. Для ее решения используются спе­циальные экономико-математические методы и методы систем­ного анализа.

Здесь не стоит задача раскрытия сущности и содержания ис­пользуемых методов, поскольку они достаточно полно отражены в обширной специальной литературе по проблеме. Поэтому пред­ставленная ниже краткая характеристика содержания отдельных этапов носит ознакомительно-описательный характер.

Для более глубокого изучения проблемы можно порекомендо­вать, где, на наш взгляд, наиболее полно описывается как со­держание этапов, так и используемый для их реализации аппарат.

На этом этапе, исходя из целей экспертного опроса, реша­ются вопросы относительно структуры экспертной группы, ко­личества экспертов и их индивидуальных качеств, т.е. определя­ются требования к специализации и квалификации экспертов, необходимое число экспертов каждой специализации и общее их количество в группе.

Оценки численности группы экспертов производятся на ос­нове следующих соображений.

Численность группы не должна быть малой, т.к. в этом слу­чае будет потерян смысл формирования экспертных оценок, определяемых группой специалистов. Кроме того, на группо­вые экспертные оценки в значительной степени влияла бы оценка каждого эксперта.

При увеличении группы экспертов, хотя и устраняются эти недостатки, но зато появляется опасность возникновения но­вых. Так, при очень большом количестве экспертов оценка каж­дого из них в отдельности почти не влияет на групповую оценку. Причем рост численности экспертной группы далеко не всегда приносит повышение достоверности оценок. Часто расширение группы экспертов возможно лишь за счет малоквалифицирован­ных специалистов, что, в свою очередь, может привести к умень­шению достоверности групповых оценок. Одновременно с рос­том числа экспертов увеличиваются трудности, связанные с координацией работы группы и обработкой результатов опроса.

Существующие методы позволяют выбрать оптимальную в каждом конкретном случае численность группы и ее структуру — численность экспертов требуемой специализации и квалифи­кации.

При подборе экспертов должно быть учтено ограничение, касающееся соответствия целей экспертов целям экспертного опроса. То есть необходимо установить, имеется ли тенденция у отдельных экспертов необъективно оценивать рассматриваемые события. Для этого желательно выявить потенциальные возмож­ные цели экспертов, противоречащие целям получения объек­тивных результатов.

Анализируя предшествующую деятельность экспертов, не­обходимо выяснить наличие причин, которые приводят к стрем­лению завышать или занижать оценки так, чтобы повлиять на групповые оценки в желательном для себя, либо для других лиц, направлении.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика экспертных процедур | Формирование правил определения суммарных оценок на осно­ве оценок отдельных экспертов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.