Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Психологический профиль аудитории СМИ

Лекция 4. “Психологический профиль аудитории СМИ”.

План.

1. Аудитория как социально-коммуникативная общность.

2. Типология аудитории СМИ.

3. Эмоциональная доминанта восприятия.

 

Рекомендуемая литература:

1. Инджиев А.А. Универсальный справочник начинающего журналиста. - Ростов н/Д: Феникс, 2007

2. Кузнецов М.А., Цыкунов И.В. Практическая психология PR и журналистики.

3. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности “Журналистика”: Гриф Министерства образования РФ. – М.: Аспект Пресс, 2007.

4. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество, или что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели тебя понимали и вступали в диалог. Преизд. – М.: РИП-Холдинг, 2005.

5. Олешко В.Ф. Психология журналистики. – Екатеринбург: изд. УрГУ, 2006.

6. Фомичева И.Д. Социология СМИ: учебное пособие для студентов вузов: Гриф Министерства образования РФ. – М.: Аспект Пресс, 2007.

7. Харрис Ричард. Психология массовых коммуникаций. – СПБ. – М., 2003.

 

Аудитория СМИ как специфическая социально-коммуникативная общность. Особенности и закономерности восприятия массово-информационных текстов. Типология аудитории. Аудитория печати, телевидения, радио и сетевых СМИ, ее социально-психологическая структура. Процессы массовизации и индивидуализации потребления информации. Психологические потребности, интересы, мотивы. Социально-психологические особенности различных групп аудитории. Качественно-количественные признаки и информационные потребности аудитории. Описание самого процесса потребления различными аудиторными группами массовой информации (условия, доступность средств СМИ, отношение к конкретным материалам и т.д.). Моделирование ролевого участия в медиадеятельности.

 

Деятельность журналиста осуществляется чаще всего в ситуациях, которые можно обозначить как творчески стимулированные и утилитарно-практические. Эта деятельность может быть ограничена или, напротив, динамизирована, усилена некоторыми обстоятельствами индивидуально-личного, со­циально-культурного, профессионального, собственно творческого и другого ха­рактера.

1. Аудитория как социально-коммуникативная общность

Попытаемся выделить и описать то, что способствует или препятствует данного рода деятельности с точки зрения реали­зации интересов аудитории средств массовой коммуникации?

В новейших исследованиях политологов, социологов, психологов показано, что плюрализм ценностей складывается быстрее, чем плюрализм интересов. На примере сегодняшней России можно убедиться, что общество в переходный пери­од плохо структурируется на основе различения интересов, социальные группы и слои складываются недостаточно активно, средний класс размывается. Существу­ет большой «разброс» ценностей и настроений, господство нерациональных моти­вов, препятствующее достижению общественного согласия.

В качестве элементов общественного согласия чаще всего выделяются консенсус - полное согласие, деятельность на основе общих правил и компромисс как способность жертвовать частью интересов для достижения наиболее существенной их части. При­чем подчеркивается, что полное согласие, консенсус и компромисс в переходный пе­риод плохо достижимы чаще всего не из-за многообразия интересов, а из-за их несформированности и отсутствия понимания как частных интересов, так и национально-государственного интереса.

В исследованиях политологов отмечается, что в этих условиях консенсусную функцию в обществе чаще всего берет на себя журналистика как институт социа­лизации и духовного развития. Однако проблемная ситуация заключается в том, насколько полно и адекватно отечественные средства массовой информации отражают сегодня интересы личности, отдельных социальных групп и общества в це­лом, каким целям служат.

Свобода формирования мнения требует доступа к различным представлениям о действительности, существующим в различных социальных группах, для того, что­бы их сопоставить. Этот свободный доступ к различным мнениям и называется плю­рализмом. «Плюрализм - равнодействующая конкурирующих сил, - заметил по этому поводу французский исследователь Пьер-Ив Шерль. - Плюрализм источни­ков информации — единственный путь к ее достоверности. Априорно, не будучи со­чтенной ложной, всякая заданная информация должна быть проверена; проверка же эта невозможна без плюрализма мнений».

То есть современные массово-коммуникационные отношения предполагают взаимодействие двух субъектов - журналиста (коммуникатора) и аудитории, при­чем каждый участник этого процесса, осуществляя свою специфическую деятель­ность, предполагает активность также и в своем партнере. Лишь в этом случае ауди­тория включена во всю систему общественных отношений. Журналисту же для установления диалоговых отношений или реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответству­ющие им характеристики аудитории, включая и ряд специфических, формируе­мых при прямом участии СМИ.

Их аудитория - чрезвычайно сложный социально-духовный феномен. С од­ной стороны, определенные ее качества детерминированы социально-экономичес­кой и политической структурой общества, с этой точки зрения она является спе­цифическим социальным образованием. С другой стороны, она формируется, су­ществует и развивается только в рамках процесса массовой коммуникации на базе особого рода деятельности - потреблении и восприятии материалов и сообщений

СМИ, что позволяет определить аудиторию как специфическую социально-ком­муникативную общность.

 

2. Типология аудитории СМИ

Безусловно, необходим тщательный учет и анализ предпосылок, обуславлива­ющих образование аудитории и самих технических средств - носителей массовой информации. Ведь аудитория существует и функционирует лишь в той мере, в ка­кой осуществляется деятельность по производству и распределению массовой ин­формации в обществе.

Так современный этап развития отечественных СМИ как канала характеризует­ся прежде всего совершенствованием технических средств массовой коммуникации и связи, модернизацией полиграфической базы, а, следовательно, и качественным изменением материальных носителей информации - периодической печати. Про­должается процесс освобождения СМИ от государственной опеки, и общество в лице различных социальных группировок получило формально независимые от чьего бы то ни было давления источники информации, диалога, общественной дискуссии.

С другой стороны, глубокий социально-экономический кризис привел российские СМИ к ситуации, в которой они зачастую теряют свою доступность (прежде всего периодические издания - в силу их дороговизны в продаже по сравнению с «бесплатно» получаемыми теле- и радиопрограммами).

Качественный состав различных групп аудитории современных СМИ, безусловно, во многом и целом определен социальной структурой российского общества. Раскрыть же механизм развития, изменения такого сложного объекта как аудитория СМИ, по мнению социологов, можно только системой показателей.

Первая группа признаков. Чаще всего к первой группе характеристик аудитории относят качественно-ко­личественные признаки, с помощью которых описывается внутренняя структура аудитории, относительно независимая от системы средств массовой информации. Среди них выделяются социально-демографические (пол, возраст, уровень обра­зования, социальное положение, профессиональная принадлежность, семейное положение и т. д.) и социально-психологические характеристики (потребности, установки, мотивы, интересы и т. п.).

Среди широкого спектра потребностей человека зачастую отдельно выделяются информационные потребности (в числе их проявлений - информационные интересы, то есть субъективные склонности, стремления, пожелания, в которых эти потребности находят свое отражение). Они пронизывают все другие виды потребностей индивида, но в то же время носят самостоятельный характер. Конкретизирует сложившиеся интересы аудитории изучение мотивов выбора того или иного средства информации, передачи, сообщения. Результаты различных социологических исследований показывают, что знание, понимание и учет коммуникатором многоплановых и многосторонних духовных, информационных и других потребностей аудитории - один из основных факторов эффективной работы средств массовой информации в диалоге со зрителями, слушателями, читателями.

Вторая специфическая группа признаков характеризует аудиторию в ее непосредственных взаимоотношениях со СМИ. Она может быть выражена рядом качественно-количественных характеристик, описывающих процесс потребления массовой инфор­мации. Так, к примеру, можно выделить следующие подгруппы признаков.

• Характеристики условий (экономических, географических, временных), при которых происходит подключение аудитории к потреблению информации.

• Характеристики включенности аудитории в процесс потребления массовой информации через различные каналы СМИ, связанные с фиксацией ее реаль­ного коммуникативного поведения. Условно эти характеристики разделяются на два вида. Первый - это показатели владения тем или иным источником массовой информации (подписка на периодические издания или регуляр­ность их приобретения, наличие теле-радиоаппаратуры). Второй - признаки, позволяющие оценить степень включенности аудитории в процесс потребле­ния массовой информации (частота, интенсивность, регулярность обращения к тому или иному источнику, затраты времени на контакты с ним и т.д.).

• Характеристики отношения аудитории к материалам средств массовой ин­формации, выражающиеся в степени удовлетворенности, оценках, мнени­ях, пожеланиях и т. д. Среди них может быть рассмотрен самый широкий комплекс показателей, характеризующих как общее отношение аудитории к программе, передаче, материалу, так и оценка их отдельных сторон, про­явлений (к примеру, оценка оперативности, уровня критичности, объектив­ности, актуальности, конкретности и т. д.).

• Характеристики информированности аудитории о различных сферах дей­ствительности, событиях, фактах, отражающихся в сообщениях средств мас­совой информации, а также информированности о деятельности самих СМИ.

• Характеристики, связанные с участием аудитории в производстве и ретран­сляции информации (в том числе обсуждение, использование полученной информации в различных сферах деятельности респондентов, обращение в СМИ, нештатное сотрудничество и т. д.).

Третья группа характеристик связана с изучением воздействия сообщений средств массовой информации на сознание аудитории. При их помощи социолога­ми, психологами, политологами (как правило, в ходе комплексного анализа деятельности не только СМИ, но и всей системы жизнедеятельности аудитории, обра­за жизни) фиксируются изменения, происходящие в сознании и поведении зрите­лей, слушателей, читателей.

Техника «Язык доверия»

Мы можем настраиваться на одну волну с собеседником с помощью своего поведения. И стать более успешными, добавив к этому способность к языковой настройке.

Однажды психологи решили проверить эффективность работы своих коллег. Пригласили нескольких опытных мастеров и (ради шутки) студента-стажера. Каково же было изумление экспертов, когда и наблюдатели-профессионалы, и неискушенные клиенты особо отметили способности стажера. Стали выяснять, в чем дело. Оказалось, что студент в отличие от более маститых психотера­певтов в два раза чаще повторял имена клиентов.

Желаете произвести более благоприятное впечатление - чаще обращайтесь к интервьюируемому по имени либо по имени-отчеству. Вы тем самым подчеркиваете свое уважительное отношение к человеку, отмечаете его своеобразие. Есть, однако, и более тонкие приемы языковой подстройки. Они созданы с учетом особенностей индивидуального воспрития человека. Чтобы понять, о чем мы, - надо внимательно прислушаться к тому, как люди рассказывают о своих переживаниях. Обращайте внимание на то, какие слова они использу­ют. Очень скоро вы обнаружите, что одни очень часто произносят «визуальные» слова типа: «это яркий пример», «у него было тусклое лицо», «надо прояснить обстановку», «у нас блестящие перспективы». Другие предпочитают «аудиальные» сло ва типа: «это глухой номер», «у них шумные собрания», «мне нравится его звучный голос». Третьи же сосредоточены на ощущениях (кинестетике) и выдают «кинестетические» эпитеты: «был тяжелый разговор», «они решили нас потрясти», «тянет на горяченькое».

Как вы понимаете, предпочтение тех или иных слов вовсе не случайно. Внутри русского языка существует, по меньшей мере, три его типа. На одном общаются визуально ориентированные люди, на другом - аудиально ориентированные, на третьем - ки­нестетически ориентированные. И если ваш язык совпадает с языком собеседника - возникает чувство понимания, если нет - проявляются едва различимые, но существенные несовпадения.

Как-то в телепрограмме «Книжный мир» телеведущий общался с известной писательницей. Речь зашла о заказных книгах. Писа­тельница сказала, что писать такого рода произведения все равно, что носить грязный халат. Ведущий радостно подхватил метафору: “В самом деле, стыдно в зеркало смотреть”. Героиня интервью тут же его поправила: «Да нет, причем тут зеркало - остается ощуще­ние несвежести».

Несовпадение языков восприятия заметно влияет на довери­тельность общения.Но не только. Мы не раз были свидетелями, как визуалы, «выстраивая» интервью, взятое у кинестетиков, за­меняли их «ощущения» на свои «прозрения», и наоборот. Аудиалы же находили в словах собеседника «отзвуки будущих гроз». Это тот случай, когда герои интервью утверждают, что корреспондент что-то явно перепутал...

Между тем представителей трех «типов русского языка» можно узнать и не вслушиваясь в их слова.

Визуалы говорят быстро, темп их речи иногда напоминает стрельбу из пулемета. Их жесты почти всегда на уровне глаз (неко­торые как бы пишут в воздухе перед своим носом). Скорость их реакций повышенная, ибо мыслят они образами. Собеседника оценивают по внешним проявлениям.

Речь аудиалов размеренна, ритмична (или, как злословят представители других типов, - монотонна). Жесты, как правило на уровне груди. Мыслят они последовательно (одно должно следовать за другим, как песни на аудиокассете). Жутко не любят, когда их перебивают, потому что внутренне вынуждены проматывать» ход рассуждений с самого начала. Собеседника оценивают по звуковому рисунку речи. При этом нередко смотрят не на человека, а несколько в сторону, чем явно дезориен­тируют визуалов.

Кинестетики, как правило, говорят медленно. Жесты на уровне живота. Мыслят ощущениями, пропуская все «через тело». Общаться любят на довольно коротком расстоянии и сильно до­саждают аудиалам и визуалам привычкой прикасаться к собесед­нику, а то и вовсе крутить во время разговора его пуговицу

Безусловно, в жизни мы весьма успешно воспринимаем мир и через образы, и через звуки, и через ощущения. Но всегда есть свои предпочтения, как есть они во всем, что мы делаем. Для жур­налиста же важно в первые минуты определить, какие предпочте­ния проявляются у собеседника. (Ознакомьтесь с таблицей и пой­мете, что это достаточно просто.)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблемы и и основные направления дальнейшего развития экономики Донбасса | Взаимный перевод языков восприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.