Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимный перевод языков восприятия




Определение предпочтений

Индикатор       Предпочтение      
    Визуальное Аудиальное Кинестетическое
Поза   прямая, расправленная, голова и плечи приподняты   «телефонная поза», голова наклонена   искривленная, согнутая, голова и плечи опущены  
Жестикуляция   уровень плеч и выше   уровень груди   Уровень пояса  
Дыхание   ключичное (плечи)   грудное   брюшное  
Голос   высокий,чистый, быстрый, громкий   средней высоты, ритмичный, мелодичный   низкий медленный, мягкий  
Мимика   глаза, брови   рот   шея  
Губы   тонкие, узкие   различная форма   пухлые, мягкие  
Направление взгляда   над окружающими   глаза опущены   под окружающими  

 

Зная предпочтения человека, вы можете соответственно выст­раивать свою речь, что существенно влияет на взаимопонимание, доверительность отношений. Поначалу это кажется простым де­лом. Однако в момент общения возникают некоторые трудности: так и тянет ввернуть «свое» словечко. Если же немного постарать­ся и освоить язык других типов, то есть шанс обогатить свое пред­ставление о мире и о тех, кто рядом.

Ну и конечно, полезно знать, к какому типу относится ваш собеседник. И тогда вы будете точно знать, кому сказать «Я ви­жу, что вы нарисовали достаточно яркие перспективы нашего сотрудничества», кому - «Я думаю, стоит прислушаться к ва­шим доводам относительно наших предложений», а кому - «Чувствую, что в дальнейшем у нас будет довольно плотный контакт».

 

 

Неопределенные Визуальные Аудиальные Кинестетические
установка   точка зрения   мнение   подход  
заурядный   серый, тусклый   монотонный, приглушенный   вялый, безвкусный  
необычный   яркий   громкий   потрясающий  
невосприимчивый   слепой   глухой   бесчувственный  
обдумать   рассмотреть   обговорить   прикинуть  
проанализировать   показать   объяснить   разобрать  
ознакомить   показать   рассказать   изложить  
репетировать   сделать обзор   проговорить   прогнать, пройтись  
привлечь внимание   указать   намекнуть   коснуться  
объявить   продемонстрировать   провозгласить   выдвинуть  
обращать внимание   присматриваться   прислушиваться   настораживаться  
проигнорировать   упустить из виду   прослушать   пропустить  
отсутствовать   пустовать   безмолвствовать   выпадать  
соответствовать   вписываться   согласовываться   состыковываться  

Особое примечание для визуалов: если герой вашего интервью, сотрудник, начальник во время беседы не смотрит вам в глаза, это не означает его неискренности или того, что он вас не слушает, - скорее всего, с вами разговаривает аудиал.

 

3. Эмоциональная доминанта восприятия

Вместе с тем современная массово-коммуникационная практика, на наш взгляд, дает основания дополнить систему показателей аудитории средств массово инфор­мации. Так, к примеру, проанализировав в общей сложности свыше 200 различных программ на отечественном телевидении, мы обнаружили что при реализации ди­алогового взаимодействия достижение понимания и взаимопонимания между жур­налистом и аудиторией нельзя рассматривать только на уровне содержания обще­ния. Эмоциональная сторона восприятия также является одной из основных целей коммуникатора (зачастую - просто определяющей) и безусловным ориентиром участников коммуникации. Жан Бодрийяр не по этому ли поводу иронизировал: «Народ оказался публикой... Массам преподносят смысл, а они жаждут зрелища».

Наиболее продуктивным, как показал проведенный нами опрос экспертов - журналистов-профессионалов, является для коммуникатора моделирование роле­вого участия в масс-медиа деятельности. Проиллюстрируем это конкретными при­мерами.

Так, например, Леонид Якубович в сознании аудитории зафиксирован прежде всего как носитель социально-психологической роли, которую мы условно обозна­чим как «артист». Подобного рода коммуникаторы имеют выразительную, прият­ную внешность. Всегда со вкусом одеты, подтянуты, элегантны. Да, они нередко «играют» роль ведущего, но делают это, не таясь, акцентируя внимание не на собственной персоне, а лишь талантливо оттеняя собеседников. К примеру сам Яку­бович обладает хорошей дикцией, темп речи позволяет говорить четко, доходчиво. У него очень ритмичная речь, причем темп ее может варьироваться.

Неторопливо он начинает говорить тогда, когда хочет выделить какие-то слова или фразы. Он также в своих программах «Поле чудес», часто использует паузы как необхо­димый способ передачи информации в устной речи. Во время пауз он останавливается, перестает говорить и в этот момент ведущий демонстрирует широкий спектр невербаль­ных способов передачи информации: например, закатить глаза, подмигнуть, тяжело вздох­нуть. Часто в программе паузы - это способ остановить собеседника, говорящего откро­венную глупость или читающего бездарное стихотворение. Прямо об этом сказать не­возможно, ибо он может быть обижен на глазах многомиллионной аудитории, а жесты, мимика более выразительны и, как показывает его опыт, более действенны.

Телегид Евгения Пищикова на основании ролевого участия журналистов в де­ятельности электронных СМИ даже вывела некую «формулу» телевизионной веж­ливости: «Приветствие и прощание - это, собственно говоря, обращение. Како­вое указывает, к какому именно зрителю обращена программа. Грубо говоря, ад­ресное деление может быть таким: к среднему потребителю информации, рядовому гражданину, Гражданину, единомышленнику, патриоту, клиенту, постоянному посетителю тусняку, грамотному челу, члену узкого кружка посвященных, Жен­щине с большой буквы и так далее».

Далее журналист подмечает ряд интересных деталей. Так, к примеру, что Дмит­рий Дибров в «Антропологии» почти всегда здоровался холодно, а прощался теп­ло. Как важный гость в незнакомой компании, который приходит недовольный, не уверенный, что все сложится как должно, а уходит более или менее удовлетворен­ный приемом. Тут есть совпадение с идеей передачи: гости Диброва всякий раз были люди особенные, оригиналы - в течение передачи они как бы должны доказать свое право на особенность... И заслужить тепло ведущего.

Михаил Леонтьев со своим анекдотическим «однако» в так и называющейся моно-программе как бы отдает себя одним этим словом на потеху обывателю, но смотрит в глаза посвященному зрителю.

Примечательно, что носителями социально-психологических ролей выступа­ют как коммуникаторы, так и их аудитория. Эти роли характеризуются относи­тельно постоянной, внутренне связанной системой поступков и действий, которая является реакцией на поведение других лиц. Не учитывать тот факт, что и предста­вители аудитории в большинстве своем явно или подсознательно стремятся к «ролевому участию» при восприятии продукции СМИ, значит намеренно сокращать число факторов эффективности массово-коммуникационного взаимодействия. Причем на оси восприятия субъектом этого рода продукции находятся не только рациональные оценки, но и эмоции, чувства, аффект (допустим от «ролевого со­участия»), вызываемые как вербальным (словесным) содержанием, так и эстети­кой конкретного произведения или передачи.

Следовательно, всякое журналистское произведение можно рассматривать как систему раздражителей (слов, приемов невербальных коммуникаций, эстетических конструкций, способов активизации «ролевого соучастия» и т. д.), сознательно и преднамеренно организованных с таким расчетом, чтобы вызвать определенную реакцию аудитории СМИ. Да, как и во всякой творческой деятельности здесь воз­можно подсознательное «конструирование», но оно все же является превалирую­щим при индивидуальной творческой деятельности журналиста. В данном же слу­чае можно говорить о вполне высокой степени прагматического моделирования тех­нологий массово-коммуникационной деятельности. Ведь анализируя структуру раздражителей, мы в этом случае должны воссоздать (смоделировать) структуру реакций. Причем понятие «творчество» мы в равной степени относим как к создателям данного вида продукции, так и к потребителям. Ибо, как мы уже отмечали, только со-творчество характерно для истинно демократического государства, для отношений, основанных на принципах гуманизма.

При описании эмоциональной стороны восприятия информации как одного из системных показателей аудитории СМИ можно назвать и другие социально-пси­хологические роли коммуникаторов. Нами было выделено 24 роли. К примеру, та­кие, как: «аналитик», «лирик», «агрессор», «свой парень» и т. д. Допустим, веду­щий телевизионных «Итогов» Евгений Киселев - был типичный «аналитик», та­ковым он в 2006 году оставался и в авторской программе радиостанции «Эхо Москвы». Ему свойственны, как показывает исследование, такие внутренние личностные характеристики, как интеллект, широта кругозора, способность мыслить масштабно, сдержанность, солидность, респектабельность и т. д. Характерные про­фессиональные качества - коммуникабельность, способность заражать энергией, уверенностью, внушать свои идеи и т. д. Владимир Молчанов и в прежних и в се­годняшних телепрограммах - «лирик», ибо все его наиболее удачные, с точки зре­ния экспертов, программы выдержаны именно в этом ключе. Тимур Кизяков, при­ходящий с экрана «Пока все дома», - типичный «свой парень». Выделение носи­телей «ролей» позволяет не просто прогнозировать успешную и эффективную деятельность коммуникатора, но и просчитывать варианты взаимодействия с кон­кретными носителями «ролей» из числа аудитории СМИ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.