Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология государств




Формационная и цивилизационная

К. Маркс, Ф. Энгельс, проводили типологию государств на ос­нове общественно-экономических формаций. Данная типоло­гия получила название формационной. Они считали, что главным и определяющим в развитии общества являются производ­ственные отношения, а именно отношения между людьми в про­цессе производства, распределения, обмена и потребления про­дукции. По их мнению, история человеческого общества насчи­тывает четыре типа общественно-экономических формаций, в которых существовали и существуют соответствующие госуда­рства: рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой стадией которой является социалис­тическая. При этом производственные отношения являлись ба­зисом, а государство и право надстройкой. С изменением базиса изменялась и надстройка. Так, на смену рабовладельческим про­изводственным отношениям и рабовладельческому государству пришли соответственно феодальные производственные отноше­ния и феодальное государство. Далее следовали капиталистичес­кие и коммунистические (социалистические) производственные отношения и государства. Данное развитие шло по восходящей линии от менее передового к более передовому

Рабовладельческое государство было исторически первым и характеризовалось следующими чертами. Основу его экономики составляла частная собственность рабовладельцев не только на орудия труда, средства производства и другое имущество, но и на работников производства рабов. Рабы и рабовладельцы призна­вались основными классами рабовладельческого общества.

Основными функциями рабовладельческого государства бы­ли: удержание в повиновении рабов, защита прав рабовладель­цев, других свободных людей, их имущества, осуществление су­дебных функций, охрана границ государства, ведение войн и захват чужих территорий, новых рабов и др.

Рабовладельческая собственность составляла основу соци­ального неравенства. Главные созидатели материальных благ рабы были лишены всяких прав. Они считались говорящими орудиями. Рабовладелец мог продать, купить, подарить, обме­нять и даже убить раба.

В государственном механизме существовали такие органы, как армия, полиция, чиновники, суды, тюрьмы, которые вы­полняли функции рабовладельческого государства.

Феодальное государство второй исторический тип государ­ства, который признавался более прогрессивным и передовым по сравнению с рабовладельческим.

Основу экономики феодального государства составляла фео­дальная собственность на землю главное средство производ­ства и личная зависимость от феодалов крестьян, которые бы­ли обязаны определенное время трудиться бесплатно на полях и в подсобном хозяйстве феодала.

Политическая власть в феодальном государстве принадлежала крупным собственникам земли. Собственность на землю была основой социального неравенства членов феодального общества.

Основными классами считались феодалы и крепостные крестьяне. Существовали и другие социальные слои ремеслен­ники, торговые люди, но они признавалась второстепенными. Феодальное общество было сословным. Привилегированными сословиями являлись дворяне и духовенство.

Социальный строй характеризовался иерархией отношений власти и подчинения, т. е. сюзеренитетом. Сюзереном считался феодал, предоставивший землю другому, менее богатому фео­далу, а получивший землю признавался вассалом.

Главными задачами феодального государства были: охрана феодальной собственности и обеспечение феодального способа производства, подавление сопротивления крепостных кресть­ян, ведение войн.

Во главе феодального государства, как правило, стоял мо­нарх. Раннефеодальная монархия характеризовалась существо­ванием удельных княжеств. Постепенно шло объединение их в государство, которое представляло собой сословно-представительную монархию. В управлении государством наряду с главным князем участвовали другие, более мелкие князья.

В последующем объединение становилось все более полным и монархия превращалась в абсолютную. Во главе государства стоял один монарх (король, великий князь), который управляя страной единолично и считался собственником земли, лесов, других богатств страны.

В феодальном государстве были полиция, армия, суды, чи­новничий аппарат, которые выполняли государственные функ­ции. Важную роль в период феодализма играла церковь, рели­гиозная идеология.

Буржуазное государство это государство периода капитализ­ма. Экономической основой буржуазного государства являлась частная собственность на средства производства, а работниками производства были свободные рабочие, лично независимые от собственников средств производства.

Буржуазное государство прошло несколько этапов развития:

от государства переходного периода от феодализма к капита­лизму и до современного так называемого демократического социального и правового государства с разделением властей.

Главными органами буржуазного государства являются орга­ны законодательной, исполнительной и судебной власти, обра­зующие государственный аппарат, а также силовые правоохра­нительные органы — полиция, тюрьмы и армия.

В современных развитых цивилизованных буржуазных стра­нах важную роль в управлении государством играет так называ­емый средний класс, т. е. интеллигенция, служащие, специа­листы, квалифицированные рабочие, фермеры, мелкие и сред­ние предприниматели. Они играют ведущую роль во всех сфе­рах общественной жизни. В сфере хозяйства они обеспечивают функционирование экономических структур — промышлен­ных, сельскохозяйственных, торговых и иных предприятий и фирм, за счет выплачиваемых ими налогов формируется бюд­жет страны. Этот класс представляет собой основную массу из­бирателей и именно он формирует путем выборов основные ор­ганы государственной власти. Кроме того, большую часть должностей в государственном аппарате занимают его предста­вители. Поэтому политика государства в большей степени со­ответствует интересам этого класса, как основной интеллекту­альной, производительной и политической силе общества.

При рассмотрении социалистического типа государства необ­ходимо различать теоретическую модель данного государства, разработанную основоположниками марксизма-ленинизма, и реальное государство, созданное большевиками в Российской империи в результате октябрьской революции 1917г. В последу­ющем, после Второй мировой войны социалистические типы государств были созданы в нескольких других странах.

Необходимость такого рассмотрения вызывается тем, что те­оретическая модель социалистического государства и ее вопло­щение в жизнь существенно отличаются друг от друга.

Теоретически социалистическое государство мыслилось как государство рабочих и крестьян, всех трудящихся, действующее в их интересах и обеспечивающее равноправие, широкие права и свободы граждан. Экономической основой социалистическо­го государства должна быть общественная собственность на средства производства и всеобщая равноправная занятость на­селения в народном хозяйстве с оплатой в зависимости от каче­ства и количества труда.

На практике социалистическое государство создавалось как классовое пролетарское государство. Формой государственной власти была диктатура пролетариата, неограниченная никаки­ми законами.

Экономической основой социалистического государства яв­лялась государственная собственность на все средства производ­ства, включая землю. Частная собственность была ликвидирова­на и запрещена. Государство было не только органом политичес­кой власти, но и собственником всех средств производства. Оно непосредственно руководило всем общественным производ­ством, распределением и потреблением продукции.

Реальная власть в государстве принадлежала партийно-госу­дарственной элите, которая от имени пролетариата (на первом этапе существования социалистического государства) или от имени всего народа (на этапе так называемого общенародного государства) осуществляла управление обществом.

Существовала однопартийная система. В европейских стра­нах народной демократии, где были разрешены другие партии, все они действовали под руководством Коммунистической партии. Права и свободы граждан были существенно ограниче­ны, а во многих областях социальной жизни отсутствовали во­обще. Например, не было свободы слова, многопартийности, защиты гражданином своих прав в международных правоза­щитных организациях.

В настоящее время социалистические государства сохрани­лись в Северной Корее, на Кубе, в определенной степени в Ки­тае, в некоторых странах, образовавшихся после распадаСССР.

Цивилизационная типология государств. Основоположниками идеи о существовании различных ци­вилизаций, имеющих свою специфику и оказывающих влия­ние на развитие государства и права, были ученые АДж.Тойнби и О.Шпенглер. Они считали, что в истории человечества су­ществовало несколько десятков цивилизаций, имевших замк­нутый, локальный характер и обладавших собственными соци­альными, культурными, национальными, религиозными и иными ценностями. Эти цивилизации возникали и отмирали, сменяя друг друга. Вместе с ними возникали и отмирали госу­дарства этих цивилизаций.

У ученых-юристов цивилизационная типология государств возникла как альтернатива формационной типологии. И для такого подхода были достаточно веские основания.

Известно утверждение К. Маркса о том, что причиной смены одних исторических типов государств другими являлось разви­тие экономических базисных отношений, которым перестают соответствовать политические, надстроечные отношения, к ко­торым принадлежало государство. При этом смена одного госу­дарства другим означала прогрессивное движение от низшего типа к высшему.

Однако в истории не было «чистых» общественно-экономи­ческих формаций рабовладельческой, феодальной, капиталис­тической и социалистической и соответственно «чистых» типов государств. Они включали в себя другие классы, слои общества, интересы которых также находили отражение в деятельности государства. Так, в рабовладельческом обществе было довольно много свободных людей, ремесленников, торговцев, мелких собственников земельных участков, колонов, которые оказы­вали влияние на деятельность государства.

Кроме того, рабовладельческое государство, например в Древних Афинах, было значительно демократичнее и цивили­зованнее средневековой абсолютной монархии, хотя принадле­жало к более отсталой общественно-экономической формации по сравнению с феодальной, которую теория марксизма-лени­низма признавала более передовой и прогрессивной.

Важную роль в характере государства играл также уровень культуры, образования и цивилизации общества. Поэтому ис­торический тип государства нельзя связывать только с общест­венно-экономической формацией, а необходимо учитывать и уровень цивилизации общества. В связи с этим наряду с форма­ционной типологией государств в настоящее время формирует­ся и цивилизационная типология.

Понятие цивилизации утвердилось в европейской науке еще в эпоху Просвещения и понимается как культура. Примени­тельно к государству это означает достаточно высокую степень организации и деятельности общественных структур, органов государства, наличие прав и свобод граждан, цивилизованный характер взаимоотношений государства и личности, правовой порядок разрешения конфликтов, возникающих между гражда­нами, гражданами и органами государства, роль права в регули­ровании поведения и деятельности организаций, должностных лиц и граждан.

Кроме того, на характер государства оказывает влияние уро­вень развития культуры общества, грамотности населения, зна­ние им законодательства и умение защитить свои права с по­мощью судебных и иных органов и организаций.

Важное значение в типологии государств по цивилизационному принципу имеют общественные, политические, религи­озные профессиональные и иные органы, организации, движе­ния, которые функционировали во время существования того или иного государства.

Одними из первых негосударственных организаций были религиозные, которые нередко претендовали сами на государ­ственную власть. Однако главное значение религии для разви­тия государства имели ее моральные и нравственные нормы и принципы, такие, как: не укради, не убий, не причини зла другому, не греши, живи праведно, помогай бедным и немощ­ным, не злобствуй, не обижай слабых и т.п. Все эти нравствен­ные установки безусловно оказывают влияние на деятель­ность властных государственных органов и на государство в целом.

В последующем граждане сами создавали различные общест­венные организации и партии, которые не только защищали их интересы, но и оказывали влияние на государство, способствуя его демократизации и более цивилизованным методам и фор­мам деятельности.

В современных демократических государствах сложилась це­лая система различных общественных формирований — конфес­сиональных, национальных, экономических, профессиональ­ных, культурных, которые способствуют демократизации госу­дарства, учету интересов различных слоев и групп населения.

С учетом изложенного можно выделить следующие черты и свойства государства, которые могут быть использованы для цивилизационной характеристики государств.

1. Накопленные в ходе исторического развития знания и представления об обществе в целом, роли и месте человека в этом обществе, его поведении, цели существования и роли го­сударства по отношению к человеку. В тех обществах, где чело­век признается высшей ценностью, а его личность, права и сво­боды — священными и неприкосновенными, там государство является демократическим и цивилизованным. И наоборот. в условиях когда жизнь человека не ценится, попираются его права и свободы говорить о его цивилизации нет оснований.

2. Понимание государства как порождения не только мира политики и орудия насилия, но и мира культуры, нравствен­ности, этики, морали, мировоззрения. Поэтому государство рассматривается не только как средство принуждения и власт­ной защиты экономических интересов господствующего клас­са или слоя общества, но и как организация просвещения, вос­питания и социальной справедливости по отношению ко всем своим гражданам.

3. Учет национальных, этнических, исторических и иных ха­рактеристик общества, оказывающих влияние на тип, форму, характер деятельности государства, его взаимоотношения с об­ществом, а в конечном счете и на уровень его цивилизации.

4. Наличие в обществе наряду с государством других соци­альных организаций и формирований — религиозных, полити­ческих, общественных, национальных, экономических, куль­турных, научных, которые существуют и действуют независимо от государства, но оказывают на него положительное влияние, способствуя учету достижений цивилизации в практической деятельности.

Названные цивилизационные характеристики государства не являются полными, поскольку цивилизационная типология еще недостаточно разработана. Ценность ее заключается в том, что она дает возможность охарактеризовать государство не только как явление определенной общественно-экономической форма­ции, но и как результат развития цивилизации. Одновременно она может быть использована для определения уровня цивили­зованности различных исторически существовавших государств.

В соответствии с основными цивилизациями, выделенными А.Дж.Тойнби и О.Шпленгером, можно сказать, что существова­ли следующие типы государств соответствующих цивилизаций:

— государства локальных цивилизаций, которые имели свои особенности. Общим для них являлось то обстоятельство, что государство было локальным явлением в различных регионах планеты. К ним относятся древнеегипетская, шумерская, сре­диземноморская цивилизации и соответственно древнеегипе­тский, шумерский и средиземноморский тип государства;

— государства особенных цивилизаций, которые характери­зуются специфическими чертами и свойствами. К ним отно­сятся индийская, китайская, японская, исламская цивилиза­ции и соответствующие им цивилизационные типы государств, также имеющие свои специфические особенности;

— государства современной цивилизации, которая в настоя­щее время проходит стадию формирования. Ее особенность заключается в том, что эта цивилизация имеет общий характер для всех стран, которые достигли определенного уровня эконо­мического, политического, социального, культурного разви­тия, и соответственно современным государствам также свой­ственны многие общие черты, например разделение властей, формирование основных органов государства путем избрания их населением, взаимные права и обязанности государства и граждан, широкие права и свободы личности и т.д.

Существует также классификация цивилизаций и соответ­ственно государств по географическому, хронологическому принципу, в том числе на первичные и вторичные цивилиза­ции, в которых существовали государства, имеющие опреде­ленные отличия. Например, древнеримскую цивилизацию можно считать первичной, а современную итальянскую — вто­ричной и, соответственно, древнеримское государство — пер­вичным, а современное итальянское — вторичным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.