КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Крито-микенская культура
Однако чудом называется то, что возникает внезапно и беспричинно, нарушая естественные законы. А греческое искусство не возникло сразу, как Венера из морской пены. У него была длительная предыстория. Сравнительно недавно, в конце XIX и в начале XX века, раскопки археологов в Греции и на острове Крит приоткрыли перед нами полусказочный мир — ранний этап античного. Его центром в конце III и середине II тысячелетия до н.э. был Крит, а несколько позже — та часть греческого материка, где находится город Микены. В целом культуру этого периода называют крито-микенской, или эгейской. Для историков в ней еще много необъясненного. Критские письмена до сих пор не вполне расшифрованы. Что это были за люди, которые там жили, к какой этнической группе они принадлежали, каков был их общественный строй? Ответы даются только предположительные. Большинство ученых считает, что на Крите существовала рабовладельческая монархия, но некоторые думают, что там было еще родовое, доклассовое общество типа военной демократии с племенным вождем во главе. На Крите найдены остатки обширных дворцов в Кноссе и Фесте. Собственно дворцами эти сооружения можно назвать только условно. Это комплексы построек, группирующихся вокруг большого внутреннего двора. Расположены они очень причудливо, на разных уровнях, соединяются между собой лестницами, коридорами, некоторые уходят под землю. Общая площадь такого сооружения в Кноссе велика — 24 тысячи квадратных метров. Кносскии дворец заставил вспомнить греческий миф о Лабиринте. Согласно мифу, на Крите когда-то царствовал Минос. У него был подземный дворец-Лабиринт, с такими запутанными ходами, что никто не мог оттуда выбраться. Там обитало чудовище Минотавр — полубык-получеловек. Афиняне платили дань Миносу — каждый год они посылали ему нескольких юношей и девушек, которых Минос отдавал на съедение Минотавру. Афинскому герою Тесею удалось убить Минотавра и самому выйти из Лабиринта с помощью клубка ниток, привязав кончик у входа и потом постепенно разматывая. Как будто бы это просто сказка, похожая на сказки многих других народов. Но с каждым новым историческим открытием приходится убеждаться, что мифы не лгут; они только расцвечивают художественной фантазией реальное историческое зерно. Лабиринт, оказывается, действительно существовал. Сказание о чудовищном быке тоже имело какую-то историческую основу. Стены Кносского дворца покрыты многочисленными фресками, их фрагменты хорошо сохранились: на них, а также на каменных и золотых критских сосудах постоянно встречаются изображения быка, иногда мирно пасущегося, иногда разъяренного, летящего галопом, с которым не то играют, не то сражаются критские тореадоры. Очевидно, бык играл особо значительную роль в укладе жизни критян, возможно, что и в их религии. Но какая была у них религия — этого мы не знаем. Среди критских и микенских построек не обнаружено ничего похожего на храмы. Быть может, религиозно-магические представления там еще не оформились в систему культа и просто вплетались в повседневную жизнь? Во всяком случае, тут не было такой строгой, регламентированной, все себе подчиняющей религии, как в Древнем Египте. Здесь было что-то другое. Здесь чувствуется вольное, не скованное канонами, радостно-непосредственное отношение к жизни. И более всего об этом говорит искусство — главный источник знаний и догадок об этом исчезнувшем мире. Некоторыми чертами оно сходно с египетским — микенские охоты на львов, кошки, ловящие птиц, живо напоминают подобные же мотивы на египетских рельефах и росписях. Возможно, что тут были взаимные влияния. В Кносском дворце найден большой раскрашенный рельеф — увенчанный лилиями юноша, держа в руке жезл, идет плавным широким шагом по цветущему лугу, фигура юного царя-жреца, как назвали его археологи, построена по типу египетских фигур: плечи, грудь, глаз даны в фас, лицо и ноги - в профиль (ср. с рельефом "Зодчий Хесирэ"). Критяне были мореплавателями: они поддерживали торговые отношения с Египтом и, наверное, знали его культуру. Но за сходством обнаруживаются более глубокие различия мироощущения и стиля. Строгая числовая мера (модуль), геометризм формы, суровая величавая простота, симметрия, каноничность изображений — все это, характерное для Египта даже в Новом царстве, на Крите не приемлется: предпочитается непринужденность. Плавная линия, красивый силуэт налицо и там и здесь, но у египтян линейный силуэт смотрится как отчеканенная графическая формула, а у критян он напоминает свободно вьющийся узор. Царь-жрец отличается от "Зодчего Хесира", как хрупкий цветок от прямой и крепкой пальмы, фигура "Зодчего", несмотря на свой условный разворот, анатомически продумана и необычайно крепко, основательно построена; царь-жрец со своей сверхъестественно тонкой талией, змеевидными кудрями и произвольными пропорциями тела решительно не укладывается ни в какие правила. Он - сказочный, но в самой сказочности живой.
Лестничный зал в восточном крыле дворца в Кноссе XVII-XV вв. до н.э. Еще интереснее изображения женщин, которые в критской живописи и мелкой скульптуре встречаются очень часто (и это дает основание думать, что женщина занимала почетное место в обществе, может быть, там еще преобладали отношения матриархата). Этих критских женщин исследователи прозвали "парижанками", "дамами в голубом", "придворными дамами", и такие прозвища действительно подходят, хотя на самом деле эти "парижанки" были, возможно, жрицами, или заклинательницами змей, или даже богинями. У них осиные талии, платья с пышными кринолинами голубого и гранатового цвета, открытые корсажи, затейливые прически, перевитые жемчугом, с локонами, выпущенными на лоб, холеные обнаженные руки, тонкие носы с горбинкой и маленькие ротики с застывшей полуулыбкой. Причудливая асимметрия царит в критских дворцах-лабиринтах, и ту же асимметрию, ту же любовь к извилистым, прихотливым формам находим мы в живописи, в орнаменте и в прикладных изделиях. Приморские жители и моряки, критяне вдохновлялись флорой и фауной моря; хотя морских пейзажей они не писали, но море вошло в их искусство извивами волн, лазурным цветом, закрученными спиралями раковин, изгибами водорослей. Морские мотивы в избытке встречаются в критской орнаментике, и особенно на вазах так называемого стиля "камарес" (по названию местности, где эти вазы были найдены). Знаменитая ваза с осьминогом — произведение в своем роде уникальное по смелости художественного решения и вместе с тем очень характерное для эгейского стиля. Сама форма вазы асимметрична: словно подчиняясь волнообразным движениям щупальцев осьминога, она как будто бы то расплывается, то сокращается, колышется и пульсирует. Заметим, кстати, в нашем современном прикладном искусстве за последние годы очень возрос интерес к эгейской керамике. Современные керамисты, мастера фарфора, майолики и художественного стекла ищут для своих изделий гибких, эластичных, как бы "живых" форм. В их поисках они обращаются к эгейскому миру, создавшему шедевры такого рода. Критское искусство заходит слишком далеко в атектоничности и прихотливости. Бархатные глаза минойских "парижанок" чрезмерно велики, талии их уж слишком узки, голубые и красные краски росписей слишком ярки, орнаментация чересчур изысканна. Все это по-своему очень красиво, но чувствуется, что искусство близится к какой-то рискованной грани, за которой свободное изящество готово перейти в манерность. А манерность — это всегда признак увядания стиля. Может быть, и само критское общество в середине II тысячелетия переживало свой исторический вечер. Мы не знаем, как это было в действительности. Достоверно одно — к концу XV века до н. э. Крит постигла катастрофа. Его города превратились в развалины. По-видимому, они подверглись опустошительному завоеванию материковых племен - ахейцев, а может быть, сюда присоединилось и стихийное бедствие — землетрясение, извержение вулкана. Критской культуры не стало, но еще около трех столетий близкая ей микенская культура существовала на греческом материке. Правда, она значительно отличалась от критской - росписи суше, строже, архитектура более сурова. В критских поселениях не было крепостных стен, военных укреплений: критяне, очевидно, были так же беззаботны в ратном деле, как в религиозных культах. Микенский и Тиринфский дворцы — это уже настоящие крепости. Они воздвигались на высоких холмах и окружались стенами, сложенными из огромных каменных глыб. Такую кладку стен греки впоследствии назвали "циклопической", — по их мнению, только сказочные великаны-циклопы могли поднимать такие камни. Люди микенской эпохи не напрасно строили крепости. Жизнь была суровой, наполненной войнами, которые длились годами. О великой Троянской войне, продолжавшейся десять лет, рассказано в "Илиаде", где также миф переплетается с историей. Древняя Троя - не вымысел, Археолог Шлиман обнаружил ее останки на побережье Малой Азии: он твердо верил в истинность повествования Гомера, и эта вера, многим казавшаяся наивной, привела к успеху раскопок. Война ахейцев против Трои была, очевидно, в XII или XIII веке до н.э. Эпические сказания, вошедшие в "Илиаду" и "Одиссею", слагались на протяжении столетий — в основном в X—VIII веках, а записаны были только в VI веке до н.э. Понятно, сколько там исторических наслоений — не меньше, чем археологических слоев, обнаруженных Шлиманом при раскопках, - и сколько легенд и фантазий. Но, по-видимому, древнейшие слои гомеровского эпоса запечатлели историческую память о микенской эпохе, в которой описана Троянская война, где, согласно "Илиаде", царствовал Приам, и Микены, где царствовал его главный противник Агамемнон, принадлежали к очагам культуры эгейского мира. У Гомера есть описания, которые могли быть навеяны этой культурой. Например, описание щита Ахилла, изготовленного самим богом ремесла Гефестом. Гефест покрыл щит разнообразными картинами полевых работ, плясок, празднеств, - в них угадывается яркая колоритность критских и тиринфских фресок. Или поэтическое предание о стране феаков, на которую набрел в своих странствиях Одиссей: цветущий остров, где живут мирные мореплаватели, нелюбящие войн, а любящие спортивные состязания и игры. Жена царя правит там страной на равных началах с царем и "трудные споры мужей разрешает", а их дочь, "юная стройно-высокая" царевна Навзикая, вместе со своими служанками стирает белье на берегу моря и играете ними в мяч. У феаков женщины равноправны, а рабы еще не превращены в "одушевленные орудия". Не отразились ли здесь воспоминания о строе жизни Крита? Но если и так, то это далекие воспоминания, уже успевшие стать легендой, сказкой о потерянном рае. В эпоху, когда слагались сказания, вошедшие в "Илиаду" и "Одиссею", не только критская культура стала далеким прошлым, но пришла к концу и микенская. В длительных, изнурительных войнах культурные греческие племена истощали и ослабляли друг друга. Приблизительно в XI веке до н.э. начинается смутный период греческой истории: его основным фактом историки считают вторжение в Грецию северных племен - дорийцев, стоявших на значительно более низком уровне развития. Эгейская культура уступила натиску дорийцев, принесших с собой совсем иные, еще примитивные формы культуры и так называемый геометрический стиль искусства, в общем похожего на искусство неолита. Большие деревянные идолы дорийцев не сохранились; до нас дошли только глиняные сосуды, покрытые схематическим однообразным узором, да еще мелкие глиняные статуэтки, несколько более поздние. Последние очень любопытны, как образчики "крестьянского" искусства далеких времен (больше всего их найдено в Беотии — земледельческой области Греции). Это забавные, разрисованные узорами, не считающиеся с анатомией, но выразительные фигурки людей и животных, даже целые группы, изображающие, например, пахаря с быками. Странным образом беотийские фигурки напоминают иногда по своей структуре наши вятские дымковские игрушки. У микенской культуры было мало общего с почти первобытной культурой северных племен. Понадобились века, чтобы разнородные общественные и этнические группы ассимилировались и образовали новое целое и чтобы их искусство тоже пришло к синтезу. А пока происходили все эти сложные процессы, изобразительное искусство эпохи, которую принято называть "гомеровской", X—VIII века до н.э., как бы замерло. Старое исчезало, новое же складывалось подспудно. Крито-микенское искусство, таким образом, было прекрасной прелюдией греческого искусства. Потом последовала длительная пауза, а в VII—VI столетиях до н.э. складываются уже вполне отчетливые и цельные стилистические черты греческой архаики.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |