КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Греческая архаика
Новое искусство всегда вырастает на почве старого, формируется в нем, как в материнском лоне, но не порождается им: для зарождения нового необходимо вмешательство творящего, движущего фактора, каким в истории культуры является обновление общественных отношений. В искусстве греческой архаики можно подметить "наследственные" черты преемственности и с крито-микенским и с геометрическим стилем, а также и явные следы влияния соседних восточных культур, но качественно нового, что есть в архаике, мы не поймем, если не примем во внимание социальные сдвиги эпохи. Говоря коротко, они заключались в переходе к развитым формам рабовладельческого строя, причем в Греции, в отличие от стран Древнего Востока, складывался не монархический, а республиканский образ правления. Правил не единоличный властелин, поддерживаемый старой родовой аристократией, а целый коллектив рабовладельцев, свободных граждан полиса - города-государства. В острой и напряженной политической борьбе демоса против родовой аристократии побеждал демос. Только в Спарте и немногих других греческих центрах аристократия устояла и упрочила за собой власть (но и там в форме олигархической республики, а не монархии), в большинстве же полисов политическая борьба приводила к демократизации строя - в одних раньше, в других несколько позже. Этот путь исторического развития воспитал у греков особое мировосприятие. Он научил по достоинству ценить реальные способности и возможности человека - не сверхчеловека, не высокомерного властелина простых смертных, а обычного, свободного, политически активного человека-гражданина. Именно эти способности и возможности были возведены в высший художественный принцип, в эстетический идеал Греции.
Кора с афинского Акрополя Ок. 510 до н.э. Афины, музей Акрополя В понимании египтян или ассирийцев герой могуч своей таинственной причастностью к миру стихий: его сила - сила льва, его мудрость — мудрость коршуна или змеи, его жилище подобно громадной горе или дремучему лесу. Греческий герой, напротив, побеждает своим чисто человеческим хитроумием (вспомним, как Одиссей перехитрил чудовищного Циклопа}, ловкостью и слаженностью небольшого, но идеально приспособленного ко всевозможным действиям, гармонически пропорционального тела. Греческое искусство стремится к человеческой мере во всем; его излюбленный образ - стройный юноша-атлет. Греческая архитектура не грандиозна, но основана на началах ясной и целесообразной тектоники несущих и несомых частей. Сама греческая мифология, в отличие от зооморфной восточной мифологии, целиком антропоморфна: олимпийские боги, победившие чудовищ и гигантов, обладают человеческой внешностью, человеческими достоинствами и даже человеческими слабостями. Они сердятся, увлекаются, ошибаются, интригуют - все это не мешает им быть существами сильными и прекрасными. Ничто человеческое не чуждо героям античной мифологии и античного искусства. В эпоху архаики (VII-VI вв. до н.э.) жизнь греческих городов еще не отлилась в завершенные формы: все было в становлении. Но не только отстоявшиеся, прочно закрепленные формы жизни могут стать основой большого искусства. Движение и борьба, ведущие к новому синтезу, подчас вызывают к жизни очень яркие явления культуры. Основные типы и формы греческого искусства в период архаики уже возникли. В архитектуре - система ордеров и тип храма-периптера, окруженного колоннадой; в скульптуре — статуи стройных обнаженных юношей и прекрасных девушек (куросы и коры), рельефы со сценами битв, игр, состязаний; в росписи сосудов — чернофигурная вазопись с очень разнообразными жизненными сюжетами, изящно и свободно скомпонованными. Все это потом дальше развивалось в V веке до н.э., в эпоху ранней и зрелой классики, которая считается "золотым веком" античного искусства. Однако нельзя сказать, что архаика была только подготовительной ступенью классики, "более примитивной", "менее совершенной". Нет, искусство архаики по-своему нисколько не хуже классического — только оно другое, у него свое, неповторимое лицо. Говорить о его "примитивности" не приходится — это была далеко не примитивная эпоха, обладающая уже очень высокой, развитой культурой. В VII—VI веках до н.э. процветала знаменитая греческая лирика. Лесбосская поэтесса Сафо слагала гимны страстной, повелительной любви, Архилох писал насмешливые "ямбы" и басни, радостям юности и печалям надвигающейся старости посвящал лирические миниатюры Анакреонт, тот самый Анакреонт, чья поэзия вдохновляла молодого Пушкина. Философия переживала не менее блестящую эру: малоазийские философы — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен — были первыми античными мыслителями, искавшими единое материальное первоначало всего сущего. Анаксимандр первым высказал догадку о бесконечности вселенной и о множестве миров. А в конце VI века до н. э. Гераклит Эфесский положил начало диалектической философии. Эта эпоха была знаменательной в жизни человечества. Духовные горизонты раздвинулись, человек как бы почувствовал себя стоящим лицом к лицу с мирозданием и захотел постичь его гармонию, тайну его целостности. Подробности еще ускользали, представления о конкретном "механизме" вселенной были самые фантастические, но пафос целого, сознание всеобщей взаимосвязи — вот что составляло силу философии, поэзии и искусства архаической Греции. Это была сила обобщения — не абстрактного, не сухого, а поэтического, наполненного свежим, страстным чувством жизни. Подобно тому, как философия (тогда еще близкая к поэзии) проницательно угадывала общие принципы развития, а поэзия — сущность человеческих страстей в их всеобщности, изобразительное искусство этого времени создало обобщенный человеческий облик. Посмотрим на так называемых архаических Аполлонов. Не так важно, имел ли в виду художник изобразить действительно Аполлона, или героя, или атлета. Он изображал Человека. Архаический Аполлон всегда молод - ни старость, ни детство тогда не привлекали ваятелей, ведь только в зрелой молодости жизненные силы находятся в полном расцвете и равновесии. Он всегда обнажен, и его целомудренная нагота не нуждается в стыдливых прикрытиях. Он всегда стоит прямо, но одна нога выдвинута вперед — Человек пускается в путь, его тело пронизано готовностью к движению. Конструкция тела показана и подчеркнута с предельной ясностью: сразу видно, что длинные мускулистые ноги могут сгибаться в коленях и бегать, мышцы живота — напрягаться, грудная клетка — раздуваться в глубоком дыхании. Лицо не выражает никакого определенного переживания или индивидуальных черт характера, но и в нем словно затаены возможности разнообразных переживаний. И условная "улыбка" его — чуть приподнятые углы рта — только возможность улыбки, намек на радость бытия, заложенную в этом словно только что созданном человеке. Архаические статуи не были такими однообразно белыми, как мы их представляем сейчас. На многих статуях сохранились следы красок; видимо, их раскрашивали в светлые, радостные цвета. Волосы мраморных девушек были золотистыми, щеки розовыми, зрачки синими. А храмы облицовывались цветной терракотой. На фоне голубого неба Эллады все это должно было выглядеть очень празднично, но вместе с тем и строго благодаря ясной простоте, собранности и конструктивности форм и силуэтов.
Дипилонская амфора 760-750 гг. до н.э. Афины, Национальный музей Поиски рациональных основ красоты, гармония, основанная на мере и числе, - очень важный момент в эстетическом сознании греков. Философы-пифагорейцы стремились уловить закономерные числовые отношения в музыкальных созвучиях, как и в расположении небесных светил. Художники искали математически выверенных пропорций тела человека и "тела" архитектурного здания. В этом отношении уже раннее греческое искусство принципиально отличается от крито-микенского, чуждавшегося всякой математики. Архаическая вазопись, пожалуй, более всего сохранила преемственность с крито-микенским искусством, но разница и здесь большая. Дипилонская амфора IX века до н.э. — характерный образец геометрического стиля.. Вся она старательно расчленена на горизонтальные ленты, каждая лента заполнена однообразным геометрическим узором типа меандра, Друг с другом горизонтальные поля не сообщаются. В одном из полей — сюжетный мотив: похоронная процессия, но на первый взгляд кажется, что тут просто разновидность того же геометрического орнамента. Фигурки людей составлены из черных треугольников и палочек, все они одинаковые, расстояния между ними тоже одинаковы. Ваза VI века до н.э., расписанная знаменитым вазописцем Эксекием на сюжет "Илиады" ("Ахилл и Аякс играют в кости"). От критской вазы ее отличает прежде всего четкость и ясность конструкции, а от дипилонской — гармоничность и жизнеподобие этой конструкции. Форма вазы отчетливо членится на составляющие ее части: внизу круглая устойчивая подставка, на ней яйцеобразное туловище, которое переходит в горло вазы, слегка расширенное кверху, по бокам две симметричные ручки. Это тип амфоры в основном тот же, что в дипилонском сосуде, состоящий из тех же частей, но легко заметить, что здесь эти части образуют гораздо более органическое и живое целое. В дипилонской амфоре горловая часть слишком резко отделяется от туловища, кажется приставленной к нему, а в амфоре Эксекия она плавно вырастает из тела вазы. Ручки на дипилонском сосуде слишком малы, а здесь они строго пропорциональны и своим красивым широким изгибом естественно продолжают и завершают линии нижней части амфоры. Искусство архаики во всем строго архитектонично, архитектурно: оно строит, мерит, соразмеряет и уравновешивает, веря, что в мире должен царить порядок. Но оно смотрит на мир светлым, радостно-удивленным взглядом, как смотрят золотоволосые коры, некогда украшавшие афинский Акрополь.
Энциклопедическая справка: ВАЗОПИСЬ античная, роспись керамических сосудов, распространенная в искусстве Древней Греции. В. интенсивно развивалась еще в крито-микенском искусстве. Особенно характерны вазы стиля камарес с росписью белыми красками по темному фону (XX-XVIII вв. до н. э.) и со стилизованными изображениями растений и морских животных (XVII-XVI вв. до н. э, см Миноиская керамика). Более строгой композицией отличаются вазы т. н. дворцового стиля (конец XV в. до и. э.) с более мелким растительным или геометризованным орнаментом. Для микенского искусства характерна тонкая графика в росписи ваз. Непревзойденного совершенства и разнообразия достигает В. в искусстве Древней Греции. Вазы из обожженной глины изготавливались здесь в огромном количестве как бытовая посуда, посвятительные и погребальные сосуды. Вазы, выполненные вручную или впоследствии на гончарном круге, отличаются от ваз, производившихся с использованием формовочных штампов (негативов). Эти вазы, как правило, украшались рельефами, отсюда название — рельефная керамика (например, мегарские кубки, сосуды из сиенской глины и др.). Изделия мастеров В. покрывали т. н. черным лаком, белой или пурпуровой краской; реже — непрочными цветными составами (голубого, розового, красного, серого, желтого цвета), а также позолотой. Композиция росписи всегда строго подчинялась форме сосудов. Типы ваз подразделялись и получали названия в связи с практическим назначением каждой формы. Для хранения воды и вина, для смешивания вина с водой применялись амфора, стамнос, пелика, кратер, псиктер. Для наливания, зачерпывания, переноски и хранения воды использовались гидрия, ойнохоя, киаф. Вазы для питья — килик, канфар, скифос, ритон. Наконец, такие разновидности, как лутрофор, лекиф, алабастр, арибалл, аскос, пиксида, служили культовым целям или применялись для хранения парфюмерии и т. п.
Дипилонская амфора с геометрической росписью. IX в. до н. э.
В истории развития греческой В. неоднократно изменялись стили, соответственно подразумевающие несколько видов техники. Первому большому стилю (геометрическому) предшествует позднемикенская традиция (первая половина XI в. до н. э.) и т. н. протогеометрический стиль (вторая половина XI-X в. до н. э.). В геометрическом стиле (IX-VIII вв. до н. э.) господствовала силуэтная роспись, горизонтальные полосы-фризы состояли из орнамента геометрического типа (ромбы, меандры, треугольники и т. п.); на свободных участках располагались фигурные изображения, выполненные в схематизированной и условной манере. Высокохудожественными образцами геометрической В. являются дипилонские вазы.
Динос коврового стиля с острова Родос. Ок. 600 г. до н. э.
Ориентализирующий (ковровый) стиль VII в. до н. э. характеризуется контурной росписью с присущим ей стремлением к заполнению всей поверхности сосуда. Этот стиль отчасти подражает популярному в эпоху архаики искусству Востока. В формировании и развитии коврового стиля особенно важную роль играли художественные традиции, сложившиеся вне Аттики: на островах Родос, Самос, Хиос, в малоазийских городах (в особенности славился своими изделиями Милет). Стиль получил широкое признание у мастеров Коринфа — крупнейшего центра искусства В. в северной части Пелопоннеса. В вазах коврового стиля по всей поверхности сосуда располагались горизонтальные полосы-фризы с многоцветными, нарядными и красочными изображениями зверей и фантастических существ. Свободное пространство между фигурами заполнялось орнаментальными (главным образом растительными) мотивами.
Чернофигурная ойнохоя. VI-V вв. до н. э Чернофигурная техника утверждается в конце VII в. до н. э. В ее аттическом варианте на красный или желтоватый фон керамики наносились лаком черные фигуры. Процарапыванием контуров и внутренних линий фигур достигалось более детальное членение изображения и его пластичность. Детали фигур могли также выполняться белой или пурпуровой краской. Большую роль сыграли технические усовершенствования, введенные аттическими мастерами. Они слегка подкрашивали естественный цвет глины охрой, чтобы после обжига она приобрела ровный оранжево-красный тон. Чернофигурный стиль вытеснил контурную технику. Изменилось и композиционное построение росписей: исчезла традиция расположения фигур горизонтальными фризами, опоясывающими сосуд. Их сменяют многофигурные сценки с мастерски выстроенной композицией, свободно размещенные на поверхности вазы. При этом художники неизменно учитывают форму изделия и располагают роспись в соответствии с ней. В течение столетия афинские вазы вытеснили с рынков гончарные изделия других городов. В Афинах существовал целый ремесленный квартал Керамик, где работали гончары. Наряду с мастерами, изготовлявшими и самостоятельно расписывавшими свои изделия, существовали и специалисты-ва-зопищы, зачастую получавшие повсеместное признание и славу. Художественная значимость, которую имело для греков искусство керамики и В., подтверждается обычаем писать на сосуде имя его создателя. Одним из прославленных мастеров В. эпохи чернофигурного стиля был Эксекий, известностью пользовались Амасис, Клитий и др. Прилет первой ласточки. Краснофигурная пелика 510г. до н.э. СПб, Эрмитаж
Чернофигурная роспись с ее подчеркнутой декоративностью и плоскостностью изображения человеческих фигур менее чем через столетие (ок. 530 г. до н. э.) сменяется созданным афинянами краснофигурным стилем. В этой технике черное, блестящее лаковое покрытие заполняло фон, а фигуры изображались в естественном цвете обожженной глины. Краснофигурная техника позволяла более детально прорисовывать формы тела и передавать движение, намечать объемы с помощью внутренних линий. Изображение приобретало большую глубину, нежели фон: это достигалось за счет различной толщины слоя лака (или жидкого фаянсового теста) и использования трех стадий обжига (окисления, восстановления, реоксидации). После обжига лак приобретал ровную зеркальную поверхность с прекрасным оливковым отливом. Для ваз красно-фигурного стиля характерно обилие мифологических и особенно жанровых сцен, причем их тематика обычно соответствует практическому назначению сосуда. Краснофигурная В. строгого стиля (последняя четверть VI — начало V в. до н. э.) отличается изяществом и четкостью рисунка при сохранении известной жесткости и угловатости контуров изображения. Среди наиболее известных мастеров, оставивших множество подписанных произведений, — Евфроний, Евфимид, мастер Ниобид. мастер Пана, мастер Пентесилеи, Дурис, т. н. ва-зописец Брига и др. Со второй четверти V в. до н. э. в В. свободного стиля изображение становится более объемным и сложным. Наряду с применявшейся на аттических и нижнеиталийских вазах красно-фигурной техникой в это же время появляется белофонная роспись, главным образом на лекифах. Лаконизм и высокая точность рисунка присущи по-лихромным росписям белых погребальных лекифов. Для Б. конца V-IV в. до н. э. характерны декоративная пышность, некоторая перегруженность композиции (т. н. роскошный стиль, представленный росписями Мидия). В росписях этого времени имеются попытки передать перспективу, но нередко появляется и нарушение единства изображения и формы сосуда. Несмотря на свое более раннее появление, чернофигурная техника пережила крас-нофигурную и применялась на призовых панафи-нейских амфорах вплоть до II в. до н. э. Если во времена господства геометрического стиля ведущая роль принадлежала аттическим мастерам, а в VII к до н. э. лидерство перешло к Коринфу и лишь в середине VI в. до н. э. вновь начинают доминировать Афины, то во второй половине V. в. до н э. наряду с аттической В., переживавшей некоторый упадок во время Пелопоннесской войны, появляется раннеиталийская В., вытесненная в свою очередь в IV в. до н. э. апулийскими вазами и оригинальными по характеру изображений флиаковски-ми. Под сильным влиянием греческой В. находилось искусство В. у этрусков. Свидетельством вторичного расцвета аттических традиций являются также изделия пантикапейских мастеров. В III — II вв. до н. э. для греческой В. типичны бегло написанные простые линейные и геометрические композиции. Из ваз эллинистического периода наиболее самобытны изделия, выполненные греко-восточными мастерами, и керамика из Гнафии. Вазы дают уникальную возможность знакомства с мифологическими представлениями и повседневной жизнью античного человека. Во многих отношениях памятники В. представляют собой параллели утраченным образцам живописи. ГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИКА Греческое искусство, в дальнейшем своем развитии изменяясь, сохранило в основе начала, заложенные уже в архаике. В стиле греческого классического искусства слиты жизнеподобие и мера, или, иначе говоря, живая чувственная непосредственность и рациональная конструктивность. Каждое из этих качеств в отдельности не представляет ничего загадочного, весь секрет в их слиянии, взаимопроникновении, которое осталось недоступным для всех многочисленных позднейших подражателей. Оно во всем — в архитектуре, в живописи и в пластике. Оно, видимо, коренится в мироощущении античного демократического полиса. Несколько слов о том, что представлял собой греческий полис в его развитой сложившейся форме. Высшей точки экономического, политического и культурного подъема Греция достигла в середине V века до н.э. - после победы, одержанной союзом греческих городов над могущественной персидской державой. Афины заняли ведущее место в этом союзе, Афинам же принадлежала и роль главного культурного центра, которую они сохранили надолго. Общественный строй Афин в V веке до н.э. — образец греческой демократии для избранных. Все мужское население Афин, за исключением рабов (составлявших примерно половину населения), представляло коллектив равноправных граждан, "общину равных". Все они пользовались избирательным правом и могли быть избраны на любую государственную должность. При этом общественная пассивность строго осуждалась. Рабы, как правило, набирались из военнопленных и были чужестранцами, "варварами", как их называли, то есть не афинянами, большей частью и не греками, а людьми другого языка, другой культуры: тут были фракийцы, скифы, египтяне. Никакими гражданскими правами они не пользовались. Женщины были отстранены от общественных дел, но незамужние женщины - гетеры, ведущие свободный образ жизни, - оказывали немалое влияние и на политику и на искусство. Наряду с рабским трудом был распространен свободный труд ремесленников и земледельцев; граждане классической Греции отнюдь не были бездельниками: они сами трудились в своих мастерских, исполняли и государственные работы, за которые получали жалованье. Плутарх, перечисляя оплачиваемые государством профессии афинских граждан, называет следующие: плотники, скульпторы, медники, каменщики, золотых дел мастера, живописцы, чеканщики, мореходы, кормчие, извозопромышленники, каретники, кожевники, ткачи, дорожные рабочие, шахтеры и т.д. Как отсюда видно, значительное место принадлежало художественным профессиям. Само изобразительное искусство считалось одним из видов ремесла, однако художники пользовались почетом не в качестве служителей богов (как в Египте), а как искусные мастера своего дела. Знаменитый ваятель Фидий, которого называли, "калос демиургос" (прекрасный ремесленник), был близким другом Перикла, вождя афинской демократии. Итак, не нужно думать, что греческая культура создавалась людьми, свободными от труда. Они были свободны только от изнурительного черного труда, который перекладывался на плечи рабов. Труд у афинян еще не считался унизительным занятием, как позже у римлян. Причины, которые в конце концов привели к гибели рабовладельческий строй — вытеснение свободного труда рабским, паразитизм рабовладельцев, рост люмпен-пролетариата, - тогда были еще только в зачатке. Афинское общество отличалось демократической простотой вкусов и нравов. Перикл говорил: "Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности". А еще ранее реформатор Солон так определил жизненный принцип эллинов: "ничего лишнего". Греки ценили разумность, равновесие, меру, они гордились своим демократическим строем, построенным на началах равной активности, равной ответственности каждого гражданина за общее дело. Вместе с тем они считали, что разумное общественное устройство должно находиться в согласии с природой человека и не подавлять естественных человеческих стремлений. Они ценили и силу страстей и чувственные радости бытия; дуализм духа и тела был им незнаком, его не знало и классическое искусство. Когда сейчас мы произносим слова "античное искусство", нам прежде всего представляется музейный зал, уставленный статуями и увешанный по стенам обломками рельефов. Но тогда все выглядело иначе. Хотя у греков и были специальные здания для хранения картин (пинакотеки), в подавляющей массе произведения искусства вели не музейный образ жизни. Статуи стояли или в храмах, или на открытом воздухе, озаренные солнцем, — на площадях, на палестрах, на берегу моря; возле них происходили шествия, праздники, спортивные игры, Рельефы покрывали фронтоны, фризы и балюстрады храмов. Как и в эпоху архаики, скульптура расцвечивалась. Мир искусства был живым, светлым миром, как бы бельэтажем человеческого мира, подобным ему, но более совершенным. Как в греческой мифологии рядом со смертными людьми живут похожие на них, но более совершенные олимпийские божества, так и в действительности граждане Эллады постоянно соприкасались с обществом богов и героев, изваянных из мрамора и отлитых из бронзы. Они не падали перед ними ниц, но радостно восхищались их необычайной жизненностью и красотой- "Она живая", "как будто дышит", "вот-вот заговорит", "кажется, что кровь переливается в ее мраморном теле" - таков неизменный мотив, который звучит в многочисленных греческих эпиграммах, посвященных произведениям искусства. Плутарх говорит, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Это, наверно, преувеличение, но, во всяком случае, статуй было очень много. Однако до нас дошло ничтожное количество греческих подлинников. Живопись греческая совсем не сохранилась, а греки ценили ее не ниже своей скульптуры. Из источников известно о прославленных живописцах Полигноте, Аполлодоре, Зевксисе, Апеллесе и о многих других. По-лигнот, современник Перикла, расписывал стены общественных зданий фресками на темы эпоса и мифологии; не будучи уроженцем Афин, он получил за свои росписи афинское гражданство. Греческая скульптура частично уцелела до нашего времени — только в обломках и фрагментах. Большинство знаменитых статуй известно нам по римским копиям, которые исполнялись во множестве, но далеко не передавали красоты оригиналов. Римские копиисты их огрубляли и засушивали, а переводя бронзовые изделия в мрамор, уродовали их неуклюжими подпорками. Большие фигуры Афины, Афродиты, Гермеса, Сатира, которые мы сейчас видим в Эрмитаже, - это только бледные перепевы греческих шедевров. Проходишь мимо них почти равнодушно - и вдруг останавливаешься перед какой-нибудь головой с отбитым носом, с попорченным глазом: это греческий подлинник! И поразительной силой жизни вдруг повеет от этой полуразбитой головы. Сам мрамор иной, чем в римских статуях, не белый, а желтоватый, сквозистый, светоносный. Так нежны тающие переходы светотени, так благородна мягкая лепка лица, что невольно вспоминаются и уже не кажутся наивными восторги греческих эпиграмматистов. Действительно, эти скульптуры дышат, действительно, они живые.
План Афинского акрополя
Чтобы представить себе общий ансамбль греческого искусства (а оно и не мыслилось иначе, чем в ансамбле), попробуем мысленно реконструировать комплекс афинского Акрополя, каким он был в классическую эпоху. Многократно разрушавшийся, ограбленный, превращенный в руины, этот памятник золотого века античной культуры и сейчас, в развалинах, сохраняет свою гармонию и величавость. Может быть, следы протекших веков вдохнули какую-то особенную поэзию в его руины. Время разрушает, но оно и поэтизирует. Оно стерло окраску греческих мраморов, но зато усилило их благородный золотистый оттенок; отняло у статуй вставные зрачки, — но взор пустых глазниц стал волнующе-таинственным; обнажило колоннады храмов, - но сквозь них теперь так далеко и свободно смотрится морская даль. Останки и обломки архитектуры заставляют живо работать воображение, дорисовывать нарушенную картину, представлять то, что когда-то было. Акрополь — большой продолговатый холм, возвышающийся над городом и венчающий его храмами, посвященными покровительнице города Афине — богине мудрости и труда. Как всякая истинная архитектура, комплекс Акрополя органически связан с окружающим ландшафтом. Египетские пирамиды хороши именно в пустыне. Афинский Акрополь хорош именно здесь, в сочетании с простором Средиземного моря и голубыми силуэтами гор архипелага. Акрополь был и святилищем, и укреплением, и общественным центром; здесь хранилась государственная казна, помещались библиотека и картинная галерея. На ежегодных празднествах в честь Афины (так называемые Панафинеи) после конных и гимнастических состязаний, после соревнований певцов и музыкантов наступал самый торжественный момент — всенародное шествие на Акрополь. Двигались всадники на конях, шли государственные мужи, шли воины в доспехах и молодые атлеты, девушки и юноши вели жертвенных животных, везли с собой модель священного, панафинейского корабля с прикрепленным к его мачте роскошным пеплосом — покрывалом, предназначенным в дар Афине. Празднество заканчивалось всеобщим пиром на Акрополе.
Храм Ники Аптерос. Скульптор Калликрат. 449 – 421 гг. до н.э.
Какие же картины развертывались перед глазами идущих? Процессия поднималась по каменистой тропе к главному западному входу в Акрополь — Пропилеям. По сторонам шестиколонного портика Пропилеи располагалось два боковых крыла: одно более массивное, с глухими стенами (здесь помещалась пинакотека), другое — в виде выступающего вперед высокого постамента, увенчанного маленьким изящным храмиком Ники Аптерос, то есть "Бескрылой победы".
Парфенон 447-438 гг. до н.э. Иктин и Калликрат
Пройдя через повышающиеся уступами Пропилеи, процессия оказывалась на большой площади; здесь высилась восьмиметровая бронзовая статуя Афины-воительницы, отлитая Фидием. Она была центром всего ансамбля; блеск ее копья, отражавшего солнечные лучи, виднелся издалека с моря и был первым приветственным сигналом кораблям, приближавшимся к Афинскому порту. В глубине справа входящие видели Парфенон — главное и самое большое сооружение Акрополя, посвященное Афине-Парфенос — Афине-Деве. История сохранила имена его зодчих — Иктин и Калликрат. Весь из светлого мрамора, в "оперении" сорока шести колонн дорийского ордера, гармоничный по своим пропорциям, Парфенон действительно кажется воплощением чистоты и строгости. От Пропилеи он виден с угла, так что сразу же воспринимается не фасадно, а как объемное пластическое целое: видны две его стороны - короткая, увенчанная фронтоном со скульптурами, изображающими спор Посейдона и Афины, и длинная, уходящая наискось, увлекающая зрителей дальше, к восточному входу в храм, где находился главный алтарь Афины. Процессия двигалась вдоль длинной стены Парфенона и сквозь его колоннаду видела такую же процессию на рельефе внутреннего фриза целлы: там также скакали всадники, шли девушки, несущие дары. Этот фриз, как фронтоны и статуи, как и все скульптурное убранство Акрополя, исполнялся по замыслу и под руководством Фидия — им самим и его учениками. Приближаясь к главному святилищу Парфенона, шествие проходило Эрехтейон - другой храм, стоящий ближе к северному склону холма (Парфенон стоит на южной его части). Эрехтейон строился позже, в последней четверти V века до н.э., но в полном согласии с общим замыслом и планировкой. Это единственное в своем роде произведение греческого зодчества, находящееся на рубеже зрелой и поздней классики, вполне индивидуальное по художественному решению. Эрехтейон. Ок. 420-406 гг. до н.э. Эрехтейон по контрасту с простым и строгим Парфеноном кажется почти причудливым. Каждый из четырех его фасадов оформлен по-разному. На западном фасаде шесть тонких, стройных ионических полуколонн стоят на высоком цоколе. Северный портик выдается далеко вперед, так что виден в профиль одновременно с западным; его колонны стоят прямо на земле. Длинная южная стена храма, гладкая, сложенная из мраморных квадров, служит фоном для маленького, сдвинутого к западу портика кариатид, где роль колонн выполняют женские фигуры. И наконец, восточный фасад -портик обычного типа, с колоннами на трехступенчатом постаменте. Таким образом, различные типы решения ионийского портика объединяются в Эрехтейоне в очень своеобразное целое. По мере обхода участники шествия видели Эрехтейон в разных аспектах. То они видели четкие очертания колонн на фоне неба, то колонны как бы уходили в стену, то превращались в статуи женщин, то на месте сквозных колоннад возникала спокойная гладь стены, которая вела опять к новой, ритмически расчлененной колоннами композиции восточного входа. Апофеозом шествия было вступление в главный алтарь Афины. Над восточным входом в Парфенон, где помещался алтарь, скульптурная группа фронтона изображала миф о рождении Афины из головы Зевса. Эта сцена трактовалась Фидием как грандиозное космическое событие: его созерцают божества это ощущение живой телесности здания. Эту сопровождается легкими отклонениями от правильности. Например, понны по углам поставлены теснее, чем в середине, и вообще промежутки расстояния между идущими всегда колеблются. Глубокие каннелюры стволов колонн напоминают о складках ниспадающей одежды. Примечательна форма стволов: кверху они сужаются, но сужение нарастает неравномерно, они имеют легкое утолщение посредине, то есть как бы напрягаются, неся антаблемент и кровлю, подобно тому, как напрягаются бицепсы у человека, держащего тяжесть на вытянутых кверху руках. Это ощущение мускульного напряжения есть и в эхине дорийской колонны — его очертания не прямолинейны, а слегка выгнуты, он имеет вид упругой подушки, которая под давлением груза раздается в стороны, пружинит. Горизонтальные линии Парфенона тоже не строго горизонтальны, они имеют некоторую кривизну, волнообразно приподымаясь к центру и понижаясь по сторонам. Вот такого рода отступления от правильной геометричности и уподобляют здание живущему организму - очень конструктивному, но чуждому абстрактности и схемы. И здесь, как в планировке, как во всем греческом искусстве, мы находим соединение тонкого расчета и чувственного жизнеподобия. Живой ритм и единство в многообразии царят в скульптурных композициях. Многообразие обеспечивается неистощимой множественностью пластических мотивов движения. Посмотрим хотя бы на ту часть фриза Парфенона, где изображена процессия всадников. И люди там принадлежат к немногим обобщенным типам молодого атлета, и кони, в общем, очень похожи один на другого, однако ни одна группа, ни одно движение не повторяются. В каждой группе положение ног скачущих коней иное, посадка всадников, их жесты тоже. Каждый раз дается новый вариант главного пластического мотива, — а какое разнообразие и какая музыкальность в сближениях, разъединениях, касаниях движущихся фигур. Когда фигуры образуют замкнутую группу с акцентированным центром (как на фронтоне), они подчиняются сложному перекрестному ритму. Это значит, что позы фигур, расположенных по обе стороны от центра, ритмически соответствуют друг другу, но соответствия, во-первых, не буквальны (скорее, ассонанс, чем точная рифма), во-вторых, не совпадают с одинаковым положением фигур по отношению к центру. Это можно проследить не только на фронтонных композициях. Обратимся к рисунку на вазе "Орфей, играющий на лире", который исследователи относят к числу "полигнотовских", то есть воспроизводящих мотивы утраченных росписей Полигнота. Вдумаемся в ритм этой простой по виду композиции. Четверо воинов слушают музыку Орфея. Склоненная фигура справа от Орфея ритмически соответствует не той, которая находится на аналогичном месте слева, а крайней слева: здесь мы видим юношу, склонившегося к плечу соседа. В свою очередь выпрямленный стан этого последнего перекликается с позой воина, стоящего с правого края. Возникает перекрестное чередование поз, тонкий ритм, не нарушающий естественности этой поэтической сцены. И такие же ненавязчивые, завуалированные ритмические созвучия находим в чередовании поворотов в профиль и в фас, в положении рук, в отношениях вертикалей и горизонталей. Можно долго вслушиваться в музыку линий этого рисунка, будут становиться ясными все новые и новые ассонансы, на которых он построен. Они не настолько замаскированы, чтобы зритель их не замечал, но и не настолько явны, чтобы нарушить впечатление непринужденности группы. Как и в комплексе Акрополя, здесь тонкая и точная мера построенности и естественности. Эту меру греческие художники постигали, изучая человеческое тело. В его конструкции, в его движениях греки открывали и ритм, и закономерность пропорций, и равновесие, возникающие в бесчисленных вариациях, свободно, без насилия над природой. Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Человеческий облик, возведенный к прекрасной норме, был не только преобладающей, но почти единственной темой искусства. Сравнительно мало интересовала среда, обстановка — она передавалась скупыми намеками. Ландшафт стал появляться только в эллинистической живописи. Преклонение греков перед красотой и мудрым устройством телесного облика человека было настолько велико, что они эстетически мыслили его не иначе, как в статуарной законченности и завершенности, позволяющей оценить величавость осанки, гармонию телодвижений. Растворить человека в бесформенной слитной толпе, показать его в случайном аспекте, удалить вглубь, смешать с пейзажем, погрузить в тень — противоречило бы эстетическому символу веры эллинских мастеров, и они этого никогда не делали, хотя основы перспективы им были понятны. И скульпторы и живописцы изображали человека с предельной пластической отчетливостью, "крупным планом" — одну фигуру или группу из двух-трех фигур, стремясь располагать действие на переднем плане, параллельном плоскости, как бы на узких подмостках. Язык тела был и языком души. Иногда думают, что греческое искусство чуждалось психологии или не доросло до нее. Это не совсем так. Действительно, оно не знало того всепроникающего анализа характеров, того культа индивидуального, который возникает в искусстве Нового времени. Не случайно портрет в Греции был развит сравнительно слабо. Но греки владели искусством передачи, если так можно сказать, типовой психологии, — они передавали богатую гамму душевных движений на основе обобщенных человеческих типов, Отвлекаясь от оттенков личных характеров, эллинские художники вовсе не пренебрегали оттенками переживаний и умели выражать сложный строй чувств. Ведь они были современниками и согражданами Платона, Софокла, Еврипида. Даже рисунок "Орфей, играющий на лире" психологичен - он передает экстаз, нежность, растроганность музыканта и слушателей. О картине живописца Тимомаха "Медея" античные авторы писали, что художник выразил в ней раздвоение души, борьбу двух противоречивых чувств — ревнивого гнева и жалости к детям; о "Поликсене" - что в ее глазах можно прочесть весь ужас Троянской войны; об "Эроте" Праксителя — что он поражает не стрелами, а лишь неотразимой силой своего томного взора. Но все же выразительность заключалась не столько в лице, сколько в движениях тела. Глядя на таинственно-безмятежных Мойр Парфенона, на стремительную "Нику, развязывающую сандалии", мы чуть ли не забываем, что у них отбить! головы: пластическая музыка фигур говорит достаточно много. Каждый чисто пластический мотив, будь это грациозное равновесие всех членов тела, опора на обе ноги или на одну, перенесение центра тяжести на внешнюю опору, голова, склоненная к плечу или откинутая назад, мыслился греческими художниками как аналог духовной жизни. Тело и психика осознавались в их нераздельности. Характеризуя в "Лекциях по эстетике" классический идеал, Гегель говорил, что в "классической форме искусства человеческое тело в его формах уже больше не признается только чувственным существованием, а признается лишь существованием и природным обликом духа"'. Действительно, тела греческих статуй необычайно одухотворенны. Французский скульптор Роден сказал об одной из них: "Этот юношеский торс без головы радостнее улыбается свету и весне, чем могли бы это сделать глаза и губы"2. Однако движения и позы могли быть самые простые, почти обыденные, вовсе не обязательно они связаны с чем-то возвышенным. Ника развязывает сандалию, мальчик вынимает занозу из пятки, юная бегунья на старте готовится к бегу. "Дискобол" прославленного скульптора Мирона, мастера мгновенных состояний, наклонился и размахнулся перед броском - секунда, и диск полетит. Другой, не менее знаменитый ваятель, Поликлет, изображал своих атлетов в спокойных позах легкого размеренного движения, волнообразно пробегающего по фигуре: левое плечо слегка выдвинуто, правое отведено, левое бедро подалось назад, правое приподнято, правая нога стоит твердо на земле, левая несколько позади и чуть согнута в колене. Это движение вовсе не имеет никакого "сюжетного" предлога, или предлог незначителен, — оно самоценно. Это пластический гимн ясности, разуму, мудрому равновесию. Лица греческих статуй имперсональны, то есть мало индивидуализированы, приведены к немногим вариациям общего типа, но этот общий тип обладает высокой духовной емкостью. В греческом типе лица торжествует принцип "человеческого" в его идеальном варианте. Правильный, нежный овал; прямая линия носа продолжает линию лба и образует перпендикуляр линии, проведенной от начала носа до отверстия уха (прямой лицевой угол). Продолговатый разрез довольно глубоко сидящих глаз. Небольшой рот, полные выпуклые губы, верхняя губа тоньше нижней и имеет красивый плавный вырез, наподобие "лука амура". Подбородок крупный и круглый. Волнистые волосы мягко и плотно облегают голову, не мешая видеть правильную округлую форму черепной коробки. Эта "классическая" красота может показаться однообразной, но она представляет собой столь выразительный "природный облик духа" {говоря словами Гегеля), что оказывается вполне достаточной для воплощения различных типов античного идеала. Немного больше энергии в складе губ, в выступающем вперед подбородке — перед нами строгая девственная Афина. Больше мягкости в очертаниях щек, губы полуоткрыты, глазные впадины затенены — перед нами чувственный лик Афродиты. Овал лица более приближен к квадрату, шея толще, губы крупнее — это уже образ молодого атлета. А в основе остается все тот же строго пропорциональный классический облик. Однако в нем нет места чему-то, с нашей точки зрения, очень важному: красоте неправильного, торжеству духа над телесным несовершенством, обаянию неповторимо индивидуального. Этого древние греки дать не могли: для этого первоначальный наивный монизм духа и тела должен был нарушиться и эстетическое сознание должно было пройти стадию их разъединения, дуализма, что произошло гораздо позже. Но все же и греческое искусство постепенно подготовляло внутри себя этот новый этап. В IV веке до н.э., в эпоху поздней классики, искусство заметно тяготеет к конкретности переживаний и большей характерности. В это время политическое могущество Афин пошатнулось, подорванное длительной войной со Спартой, кончившейся невыгодным для Афин миром. Усилились и внутренние противоречия полиса: он больше не был таким стройным, процветающим организмом, как в V столетии. Дух сплоченной гражданственности и коллективизма ослабевает, личные эмоции обособляются от общественных, тревожнее ощущается неустойчивость бытия. Духовная стойкость и бодрая энергия, которыми дышит искусство зрелой классики, постепенно уступает место более драматическому, смятенному "пафосу" Скопаса или лирически-созерцательному, с оттенком меланхолии, "этосу" Праксителя. Скопас и Пракситель — эти два имени связываются в нашем представлении не столько с определенными личностями, сколько с главными тенденциями поздней классики. И вновь показателями перемен в мироощущении являются пластические мотивы. Меняется характерная поза стоящей фигуры. В эпоху архаики статуи стояли совершенно прямо. Зрелая классика оживляет их сбалансированными плавными движениями, сохраняя равновесие и устойчивость. А статуи Праксителя - отдыхающий Сатир, Аполлон Сауроктон — с ленивой грацией опираются на столбы, без них им пришлось бы упасть. Бедро с одной стороны выгнуто очень сильно, а плечо опущено низко навстречу бедру, — Роден сравнивает это положение тела с гармоникой, когда меха сжаты с одной стороны и раздвинуты с другой. Для равновесия необходима внешняя опора. Это поза мечтательного отдыха. Пракситель следует традициям Поликлета, использует найденные им мотивы движений, но развивает их так, что они выражают уже иное внутреннее содержание. "Раненая амазонка" Поликлета тоже опирается на полуколонну, но она могла бы устоять и без опоры, ее сильное энергичное тело, даже страдая от раны, прочно стоит на земле. Аполлон Праксителя не поражен стрелой, он сам целится в ящерицу, бегущую по стволу дерева, — действие, казалось бы, требует волевой собранности, тем не менее тело его неустойчиво, подобно колеблющейся былинке.
Гермес и Дионис. Середина IV в. до н.э. скульптор Пракситель. Олимпия, Музей Могут, пожалуй, сказать: какие пустяки — бедро, плечо, опора! -разве может в таких частностях выражаться общественное настроение, взгляд на мир, сущность эпохи? Да, может и действительно выражается: искусство протягивает связующие нити от самого большого к самому малому и от малого к большому. Все отражается во всем. Греческое искусство, с его прозрачной простотой пластических концепций, на языке обыкновенных телодвижений рассказывает о большом и важном. Впрочем, не только характер движений и поз изменился в скульптуре IV века до н.э. У Праксителя другим становится круг излюбленных тем: он уходит от героических сюжетов в "легкий мир Афродиты и Эрота". Он изваял знаменитую статую Афродиты Книдской; современники посвящали ей множество хвалебных эпиграмм: Видя Киприду на Книде, Киприда стыдливо сказала: "Горе мне, где же нагой видел Пракситель меня?" Пракситель и художники его круга не любили изображать мускулистые торсы атлетов, их влекла красота женского тела с мягкими, плавными переходами объемов, а изображая мужчин, они предпочитали тип, отличающийся "первой младости красой женоподобной". Пракситель славился особенной мягкостью лепки, способностью в холодном мраморе и бронзе передавать теплоту живого тела. Более всего к школе Праксителя можно отнести то, что Роден говорит о своеобразной "живописности" античной скульптуры. Собственно подлинников Праксителя сохранилось очень мало; таким считается только статуя "Гермес с младенцем Дионисом" в музее Олимпии, остальное — римские копии. Но дух искусства Праксителя веет над четвертым столетием, и лучше всего его можно почувствовать не в римских копиях, а в мелкой греческой пластике, в танагрских глиняных статуэтках. Они выделывались в конце IV века до н.э. в большом количестве, это было своего рода массовое производство с главным центром в Танагре. Очень хорошая их коллекция хранится в Эрмитаже. Некоторые статуэтки воспроизводят известные большие статуи, другие просто дают разнообразные свободные вариации мотива задрапированной женской фигуры. Живая грация этих фигур, мечтательных, задумчивых, шаловливых, ласковых, лукавых, — эхо искусства Праксителя. Почти так же мало осталось подлинных произведений резца Скопаса, старшего современника и антагониста Праксителя. Остались обломки. Но и обломки говорят много. Вот фрагмент фриза Галикарнасского мавзолея с изображением возничего на колеснице. Это воплощенная динамика - стремительный гибкий росчерк фигуры, летящей вперед. Скопас был художником бури, страстным, огненным; движения его фигур порывисты и уже почти утрачивают равновесие, его сцены битвы с амазонками передают "упоение в бою", хмельной пыл сражения. То, что заранее бросало тени на светлый строй греческого мироощущения, — то наступило в конце IV века до н.э.: разложение и гибель демократии. Этому положили начало захват всей Греции Македонией и завоевательные походы Александра Македонского, основавшего огромную монархию, от Дуная до Инда, Александр еще в юности вкусил плоды самой высокой греческой культуры: его воспитателем был Аристотель, а "придворным" художником — последний великий скульптор поздней классики Лисипп. Все это не помешало Александру, захватив персидскую державу и заняв трон египетских фараонов, объявить себя богом и потребовать, чтобы ему и в Греции воздавали божеские почести. Непривыкшие к восточным обычаям, греки, посмеиваясь, говорили: "Ну, если Александр хочет быть богом — пусть будет", — и официально признали его сыном Зевса. "Ориентализация", которую стал насаждать Александр, была, однако, делом более серьезным, чем прихоть завоевателя, опьяненного победами. Она была симптомом исторического поворота античного общества от рабовладельческой демократии к той форме, которая издревле существовала на Востоке, - к рабовладельческой монархии. Наступила эпоха эллинизма - объединения под эгидой монархического строя, эллинской и восточной культур.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |