Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План занятия: 2 занятия по 45 минут

Ход урока Содержание учебного материала Методы обучения и приёмы обучения Средства обучения Дозировка времени Задачи воспитания и развития
Организационная часть Приветствие,проверка посещаемости, сообщение плана работы.     4-6 мин Подготовить (настроить студентов на предстоящий урок)
Объяснение нового материала Работа по плану:
  1. Определение понятия графика;
  2. Графика и ее виды;
  3. История графики;
  4. Техники графики;
Объясне-ние, уточнения, вопросы к студентам.   54-64 мин Продолжать учить студентов вычленять и записывать главные моменты, развернуто отвечать на вопросы.
Закрепление нового материала Уточняющие вопросы к студентам.
  1. Дайте определение понятию графика;
  2. Назовите виды графики;
  3. Назовите техники графики;
  4. Расскажите кратко историю графики..
Вопросы, пояснения, дополне-ния.   10 мин Уточнить знания студентов по пройденной теме.  
Объяснение домашнего задания Составить кроссворд по теме Ответы на вопросы студентов.   5 мин  
Окончание урока Проведение рефлексии учебного занятия. 1. Я для себя открыл нового…. 2. Неожиданным для меня было…. 3. Особенно мне понравилось….. 4. Мне не понравилось….. 5. Я бы хотел, чтобы в следующий раз…. Подведение итогов. Ответы на вопросы студентов Словесные приёмы: объясне-ние, уточнение.   5мин Продолжать учить правильно формулировать вопросы и выражать свои мысли.

 

Тип урока: комбинированный

Вид учебного: занятия изложение нового материала

Цель: Формировать представления о графике как о виде искусства

Задачи:

1. Воспитывать уважение друг к другу, уметь слушать.

2. Учить студентов аргументировать свои ответы.

План урока:

1. Определения понятия графики;

2. Виды графики;

3. Техники графики;

4. История графики.

 

Литература к теме:

1. Графика пейзажа. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005;

2. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 1968;

3. Основы изобразительной грамотности. – М.: Просвещение, 1969;

4. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: Учебное пособие. – М.: Астрель, 2006;

5. Завадской Е.В. Слово о живописи из сада с горчичное зерно / Пер. и комментарии. – М., 1968

Вопросы, задаваемые во время урока:

1. Дайте определение понятию графики;

2. Назовите виды графики;

3. Назовите техники графики;

4. Расскажите кратко историю графики.

 

Содержание урока:

Здравствуйте, меня зовут Белла Михайловна. Сегодня урок у вас проведу я. Попрошу старосту группы написать список присутствующих. Давайте запишем тему сегодняшнего урока.

 

(Графика как вид искусства)

1. Графика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи).

 

2. Как и все изобразительные искусства, графика может быть подразделена на три вида:

· Монументальную – тесно связанную с архитектурным ансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны;

 

· Станковую – выполняемую «на станке», не имеющую связи с определенным интерьером, назначение и смысл произведения полностью исчерпывается художественным содержанием (рисунок, эстамп, лубок);

· Декоративную – книжные иллюстрации, открытки, любые графические изображения на любом предмете, не имеющие особенной художественной ценности, а служащие для организации поверхности предмета. Также к декоративной графике относится флористика – композиции, созданные при помощи пуха деревьев, соломок и других «живых» материалов.

 

Если графика легко может быть классифицирована так же, как и другие изобразительные искусства, то чем же она радикально отличается от скульптуры и живописи?

 

Специфику искусства графики составляет рисунок. Рисунок (как художественно - выразительное средство) хоть и используется во всех видах изобразительного искусства, но в графике он является ведущим, определяющим началом и применяется в более чистом виде. Поэтому можно считать рисунок главным средством графики (как пластику - в скульптуре, цвет - в живописи).

Само слово “графика” ведет свое начало от греческого grapho - пишу, рисую. Рисунок демонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Язык графики основан, главным образом, на выразительных возможностях линии, штриха, пятна (иногда цветового), фона основы (обычно листа бумаги белой или тонированной) с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Не смотря на то, что цвет в графике имеет большое значение, но используется все же более ограниченно, чем в живописи. Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительность из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и черного (или какого-либо другого цвета красящего пигмента).

 

3. Материалы и техники графики разнообразны, но, как правило, основой является бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Красочные материалы и техники определяются видом графики.

 

Станковая графика в зависимости от характера техники подразделяется на два

типа: эстамп и рисунок.

 

· Эстамп - от французского estamper ­ штамповать, оттискивать ­ оттиск на бумаге. Первоначальное изображение делается не непосредственно на бумаге, а на пластине какого-либо твердого материала, с которой потом рисунок печатается, оттискивается с помощью пресса. При этом можно получить не один экземпляр оттиска, а много, то есть тиражировать графическое изображение. Печатание применяется и в прикладной графике, в плакате, книжной иллюстрации. Но там печатная форма изготавливается с оригинала, выполненного художником, фотомеханическим, машинным путем. В станковой же графике для эстампа печатная форма создается самим художником, поэтому получается ряд экземпляров подлинных произведений искусства одинаковой художественной ценности, полностью сохраняющих живой и непосредственный отпечаток творческой работы автора.

 

Сам процесс создания печатной формы из какого-либо твердого материала: дерева, металла называется гравированием (от французского слова graver - вырезать). Рисунок создается с помощью вырезания, процарапывания каким-либо острым инструментом – иглой, резцом. Произведения графики, отпечатанные с гравировальной печатной формы, называют гравюрой.

 

В зависимости от материала, из которого создается печатная форма различают разные виды гравюры:

- Литография - печатной формой является поверхность камня (известняка);

- Альграфия - плоская печать, техника исполнения аналогична литографии, но вместо камня используется алюминиевая пластина;

- Ксилография - гравюра на дереве, вырезается специальным резцом;

- Линогравюра - гравюра на линолеуме;

- Гравюра по металлу выполняется на цинке, меди, железе, стали. Гравюра по металлу делится на печать с травлением и без травления;

 

Таким образом, в зависимости своих замыслов, художник волен выбирать разные техники гравюры.

 

· Более доступным в исполнении, не требующим специальных технологий травления, печати является рисунок (рисунок не как одно из художественных средств изобразительного искусства, а как вспомогательное произведение). Рисунок исполняется художником непосредственно на листе бумаги каким-либо графическим материалом - карандашом, углем, тушью, сангиной, акварелью, гуашью. Рисунок – изображение, выполненное от руки. На глаз, с помощью графических средств: контурной линии, штриха и пятна. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, технике и характеру исполнения.

 

4. История графики

 

Рисунок сближает с живописью и его уникальность, тогда как произведения печатной графики могут распространяться во многих равноценных экземплярах. Гравюра известна с 6-7 в. в Китае, с 14-15 в. в Европе (первоначально ксилография и резцовая гравюра, позже офорт). Литография возникла лишь к 19 в. До появления фотомеханической репродукции печатная графика служила для воспроизведения картин и рисунков.

В Древней Греции и Риме была известна глиптика, то есть искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных породах камня, которые украшались гравированными рисунками и надписями. В частности таким образом изготавливались печати. Вместе с египетской техникой набивных тканей и кож глиптика положила начало гравюрам. В Европе этот вид изобразительного искусства появился в конце XIV века, после изобретения печати и распространения бумаги. Самый старинный вид печатной графики – гравюра по дереву (ксилография), то есть нанесение рисунка на поверхность деревянной доски, покрытой грунтом, после чего фон вырезается (удаляется) с помощью металлического резца, а выпуклые части рисунка покрываются краской и вручную отпечатываются на бумаге. Эта техника успешно развивалась в 15 в., ею в совершенстве владел выдающийся немецкий художник Альбрехт Дюрер; среди его известнейших произведений ксилогравюры «Апокалипсис» (1498), «Страсти Христовы» (1497-1511) и «Житие Марии» (1502-1511).

Приблизительно в это же время появилась гравюра по меди. Она получается в результате вырезания рисунка на гладко полированной медной пластине с помощью стальных резцов. Гравюру на меди можно было многократно тиражировать. Поначалу гравюра на меди появилась и совершенствовалась в Италии, Германии и Нидерландах, а с 17 века – главным образом во Франции и Фландрии, где сложилась сильная школа гравюры П.П. Рубенса

Начиная с 16 в. художники начали применять цветную основу (тонированную бумагу), а в 18 - 19 веках в европейских странах широкое распространение получили сангина, пастель, акварель, обогатившие графику цветом. При этом в творчестве одних художников главное место занимали особенности графики - цвет основы сохранял свое значение для передачи световоздушных и пространственных эффектов. А в то же время создавались произведения, в которых живописные качества пастели и акварели одерживали верх над графическими особенностями: основа полностью закрывалась красочным слоем, пятно, тонкие цветовые градации превалировали над штриховыми (линейными) приемами.

Так мы сталкиваемся с вечной особенностью искусства - взаимодействием его разных видов, перерастанием одних форм в другие, взаимопроникновением средств художественной выразительности ради художественно-образного познания мира и человека.

Новое значение термин «графика» получил в конце XIX - начале XX вв. в связи с бурным развитием промышленной полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежат линия, контраст чёрного и белого. Такое понимание графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии в графике используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги - основного материала графики

 

Опрос по теме:

1. Дайте определение понятию графики;

2. Назовите виды графики;

3. Назовите техники графики;

4. Расскажите кратко историю графики.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уравнение для суммы констант скоростей прямой и обратной реакций через равновесные концентрации | Как морфология образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.