КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как морфология образования
Организация знаний 1. Задача (функция, миссия, общественная обязанность) образования – «передавать», воспроизводить КУЛЬТУРУ – то есть сохранять накопленные представления о ней как собрании «высоких созданий ума», предметах, символах и смыслах, подготавливать к существованию в культуре как «второй природе». Это важнейший пласт инкультурации, вводящий в систему определенной культуры, подготавливающий полноценное, адекватное существование в ней. Делается это в образовании с помощью ЗНАНИЙ как одной из базовых символических систем. С помощью знаний ВОСПРОИЗВОДИТСЯ СОДЕРЖАНИЕ КУЛЬТУРЫ – передается представление об основных ЭЛЕМЕНТАХ, СВОЙСТВАХ И СВЯЗЯХ культуры, О СМЫСЛАХ СУЩЕСТВОВАНИЯ. Временно будем полагать, что то, что «передано» с помощью знаний – то и «получено», хотя это далеко не так. Разделим наш анализ на обучение и научение. Первое относится к деятельности обучающего, второе – к результату обучения, к процессам и свойствам обучающегося. Тогда все, что связано с культурой (предметно-материальной, символической, социальной) имеет прямое отношение К СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ. ТРИ ВОПРОСА в связи с этим: 1) Как представить в системе знаний – особой вербальной, ментальной и текстовой формы – феноменально другие объекты: целостные, сложные предметы, явления природы, характер человека? 2) Что именно из хранилища человеческой культуры («весь мир предметов и идей») отобразить в образовании? 3) Каким образом объяснять неоднозначные события? Как расставлять оценки в спорных ситуациях? Как работать с интерпретациями событий?
ВОПРОС 1. Как представить в системе знаний – то есть особой текстовой формы – феноменально другие объекты – целостные, сложные предметы, явления природы, характер человека? Напомню, что натурфилософия, колыбель всего человеческого знания, дисциплинарно почти не расчленена, и сами философы – универсальные мыслители. Только развитие науки порождает, специализирует и культивирует многочисленные «аспекты» знаний, их спецификацию. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ, ПРЕДМЕТНАЯ ФОРМА ЗНАНИЯ. В поиске природы вещей происходит СЕГМЕНТАЦИЯ (разделение сложного целого на отдельные части): ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. Появляются ныне всем известные «предметы» – физика, химия, биология, история, география и т.д. Этим запускается процесс дальнейшей эволюции знания и познания. Вспоминая Г.Спенсера: дифференциация простого и однородного в сложное и разнородное, но структурированное – как алгоритм любой эволюции. В данном случае – эволюции системы знаний. Сегодня система научных, рационально оформленных знаний имеет чрезвычайно разветвленный характер, включает множество фундаментальных и прикладных наук, естественных, общественных, технических, каждая со своими отраслями, направлениями, дисциплинами. Во второй половине 20 в. – бурный рост науки и научных знаний: проблема дифференциации и потребность в интеграции науки. Развитие смежных, междисциплинарных областей и исследований. Чрезвычайно разветвившаяся естественная наука «потеряла материю». Среди ученых – рост религиозности, распространение представлений о т.н. «антропном принципе» устройства Вселенной. Дициплинарный характер знания впервые институционально закрепляется в системе ЕВРОПЕЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ (начало XII века): дисциплины как учебные предметы и факультеты и кафедры как их организационная форма. И ныне университет – это универсум знаний, систематизированных, «материализованных», закрепленных в организационном устройстве. Просуществовав примерно 800 лет, эта форма сегодня перестает быть единственно возможной. На фоне университетской классики возникают и нередко оказываются более успешными другие формы образования – МЕЖФАКУЛЬТЕТСКИЕ, межкафедральные, комплексные, гибкие, быстро реорганизуемые ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ. Они, конечно, требуют своего менеджмента, но это уже что-то другое, а не привычный всем ДЕКАНАТ. В образовании и в науке сегментарное (дисциплинарное) изучение мира имеет и в высшей степени ПРОДУКТИВНОЕ, и ТОРМОЗЯЩЕЕ значение (трудности институциализации междисциплинарных исследований). Этим же закладывается мина под дальнейшие процессы РАСХОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАКТИКИ, а также НАУКИ И ПРАКТИКИ, ибо МЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ любой ПРАКТИКИ ОРГАНИЗОВАНО ИНАЧЕ – целостным, проблемным образом и требует т.н. «практического интеллекта». В образовании происходит то же, что с музыкой у Сальери. По словам Пушкина, «Музыку он разъял, как труп» – а сложить обратно невозможно: кроме мертвого тела в этом случае получить ничего нельзя. Нужна, как известно по сказкам, не только «мертвая вода», чтобы срослось, но и «живая вода» – чтобы мертвое тело ожило. В образовании происходит «РАЗБОРКА» знания по отраслям и дисциплинам, а СБОРКУ – и превращение знания в инструмент практики – оно производить зачастую не умеет. Зато ДЛЯ СВОИХ ЦЕЛЕЙ – передачи, трансляции знания – ОНО ПОЛУЧАЕТ ОЧЕНЬ УДОБНУЮ ФОРМУ. ЧТОБЫ ТРАНСЛИРОВАТЬ ЗНАНИЯ, их нужно каким-то образом ОРГАНИЗОВАТЬ. Процесс трансляции должен быть «технологичным» (склад, инвентаризация, транспортировка - почти не метафора). В библиотеке мы видим материальную форму КУЛЬТУРНОЙ ЛОГИСТИКИ. А.М. ОСИПОВ (Раздел «Социология образования в учебнике РГПУ, с. 207): «ОБРАЗОВАНИЕ ПРИДАЕТ ЗНАНИЮ ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ, конструктивные формы, благодаря которым становится возможным его · систематизировать, · компоновать, · транслировать · и накапливать во все возрастающих объемах» ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ обеспечивается «НОРМИРОВАНИЕМ»: формообразование, морфология знания. И это тоже роднит образование с культурой: и знания, и навыки, и взаимодействие – устроены нормативным образом: 1. Возникают специальные, концентрированные формы знаний § начиная от «прописей» в 1-м классе § таблица умножений и другие § формулы, § схемы, § правилаграмматики и арифметических действий и т.д. 2. Создаются методики преподавания (сам урок с его процедурами – тоже нормативная система: (опросы, отметки, закрепление изученного, контрольные и пр.). 3. Сегодня речь идет О ТЕХНОЛОГИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ – и этим подчеркивается жесткость требований к достижению образовательного результата. «Гуманитарные технологии» – особый разговор 4. МЕТОДИСТ («технолог»?) – важнейшая фигура образования. Он производит специальную рефлексию работы со знаниями, создает СПОСОБЫ, СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ, т.е. “KNOW HOW” ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. § Он превращает содержание знаний в дидактические единицы, § а учитель переводит их в коммуникацию. Роль советских методистов – контролирующая и цензурная
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |