Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура школьного информатического образования

 

Программные средства как дидактические инструменты, с точки зрения отмеченного выше соотношения программного и методического компонента, могут быть расклассифицированы на учебные программы, учебно-ориентированные пакеты прикладных программ, программно-методические системы.

Учебные программы используются для решения конкретных задач на отдельных уроках или на небольшом, ограниченном числе тем. В связи с этим к ним не предъявляются жесткие требования по обеспечению их методической документацией. Такая документация либо отсутствует, либо ограничивается текстовыми файлами, содержащими сведения о запуске программы и, возможно, о способах задания ее параметров. Изготовителями учебных программ часто являются учителя информатики или школьники, которые пишут программы по своей инициативе или по заказу учителя.

Учебно-ориентированные пакеты прикладных программ нацеливаются на серию уроков (фрагмент курса) или группу тем. Они обычно сопровождаются документацией, которая сообщает о способах инсталляции, настройках, различных режимах использования и необходимом техническом обеспечении. Кроме того, такая документация может содержать информацию о темах (названиях уроков), на которых рекомендуется применять программы пакета. Изготовителями пакетов, как правило, являются индивидуальные разработчики-профессионалы или небольшие коллективы, которые включают педагогов (методистов), отвечающих за формулировку задания на проектирование пакета, и программистов, являющихся специалистами в области реализации программных пакетов.

Программно-методические системы отличаются от других упомянутых выше классов учебных программных средств не столько объемом программ, сколько развитым методическим обеспечением, поскольку такие системы предназначаются, как правило, для обеспечения целого курса (или значительной его части). К таким системам в полной мере относится вышеупомянутый тезис о первичности методики и содержания обучения и вторичности программной реализации.

В методическом обеспечении систем отчетливо выделяются две главные компоненты учебник для школьника и методическое пособие для учителя. Требования к этим материалам весьма высоки, поскольку, в первую очередь, качеством разработки и оформления методического обеспечения определяется зачастую распространенность и популярность системы. Наличие книги для школьника и пособия для учителя не снимает потребности в технической (пользовательской) документации, которая может иметь вид «твердой копии» или храниться в файлах на информационных носителях.

Разработчиками программно-методических систем являются специализированные предприятия, сочетающие обычно разработку с внедрением, то есть практической преподавательской деятельностью. Типичный пример учебной программно-методической системы — «Роботландия». Совокупность исполнителей только тогда объединяется в систему, когда она связана единством замысла не в меньшей мере, чем единством интерфейса. Хотя к моменту появления названия «Роботландия» уже существовали несколько программ, вошедших впоследствии в состав системы, все же процесс рождения «Роботландии» нельзя сравнивать с формированием коллекции отдельных импровизаций: курс раннего обучения информатике и поддерживающая его программно-методическая система «Роботландия» создавались по единому замыслу. В основу замысла этой программно-методической системы легли следующие базовые положения:

· концепция целей информатического образования: формирование операционного стиля мышления, а не освоение навыков программирования;

· концепция оптимального возраста обучаемых: поскольку стиль мышления учащихся формируется в начальной школе, целесообразно начинать систематическое изучение основных понятий информатики в младших классах;

· концепция функционального обучения: информатика в школе непременно должна стать инструментом совершенствования частных предметных методик и междисциплинарных связей;

· концепция формирования исследовательских навыков и активного творчества: непосредственное общение с компьютером и общение через информационные сети надо организовать так, чтобы школьник последовательно наращивал потенциал умений самостоятельной работы;

· концепция гуманитаризации школьного образования: информатика предлагает конструктивный инструментарий эстетического (музыкального, художественного) воспитания учащихся; задача школы — эффективно использовать этот инструментарий.

Перечисленные положения определяют содержание и межпредметные связи школьной информатики в современном ее понимании. Школьный курс раннего обучения информатике, учитывающий многонаправленное воздействие на школьника, становится важным компонентом воспитания гармонически развитой личности. Совокупность тем, составляющих такой непрерывный школьный курс, можно распределить по четырем основным направлениям:

1. Информационное (теоретическое) направление, на котором формируется современное мировоззрение молодого человека. Понятие информации ложится в основу единой информационной картины мира. Рассматриваются различные способы представления информации, виды информационных процессов — хранение, передача и обработка информации.

2. Компьютерное (практическое) направление, на котором формируются важнейшие навыки общения с компьютером, а также представление о компьютере как универсальной информационной (а не только вычислительной) машине. Школьники знакомятся с разнообразными применениями компьютеров в повседневной жизни, в окружающей действительности.

3. Алгоритмическое направление, на котором школьник изучает ряд важнейших понятий и механизмов информатики, учится описывать, конструировать и анализировать алгоритмы. Понятие алгоритма позволяет выработать у школьников представление о моделях различных видов деятельности.

4. Исследовательское направление, которое имеет одной из в важнейших своих задач сформировать у ученика творческое отношение не только к изучаемому предмету, но и ко всей своей деятельности.

Программный инструментарий, который дети осваивают в курсе раннего обучения информатике, становится базой для проведения простейших самостоятельных исследований, для воспитания навыков технического, литературного, художественного, музыкального творчества.

Содержание курса раннего обучения информатики определяется, однако, не линейной (хронологической) последовательностью перечисленных четырех направлений, а, скорее, двумерной матрицей, в которой вертикали педагогических направлений курса пересекаются с горизонталями основных его тем: с одной стороны, каждая тема так или иначе затрагивает понятия и идеи нескольких направлений, с другой стороны, каждое направление находит для себя дидактический материал — задачи, упражнения, учебные тексты — в большинстве изучаемых тем.


  Педагогические направления
Тема Информация Компьютер Алгоритмика Творчество
Введение. Беседы об использовании компьютеров.   Первичные представления   Навык изложения собственных наблюдений
Информация вокруг нас Распознавание, передача, хранение, обработка Компьютер - универсальная информационная машина    
Работа с клавиатурой Преобразование информации Первичные навыки работы с основными устройствами ввода информации Простейшие алгоритмы работы при вводе информации с помощью клавиатуры  
Алгоритмические этюды Преобразование информации Клавиатура, информационные модели Понятие алгоритма, формализация записи Логическое мышление
Устройство компьютера Передача, хранение и обработка информации внутри ЭВМ Назначение и взаимосвязь устройств компьютера Алгоритм циркулирования информации внутри компьютера  
Исполнители Информационные процессы в исполнителях Компьютер как универсальный исполнитель Исполнитель, система команд, формальное исполнение Навык конструирования заданий для исполнителя
Редакторы Многообразие форм информации: текст, рисунок, мелодия Инструментальные применения компьютера. Понятие о редактирование. Алгоритмы работы с информацией. Редакторы как исполнители Конструирование упражнений, сочинений
Информационные технологии Интегрированные системы обработки информации Периферийные устройства в информационных технологиях Алгоритмы планирования ресурсов Индивидуальные комплексные и коллективные проекты
Коммуникации Адресация информационных потоков Сетевые протоколы Алгоритмы процесса коммуникации Навыки коллективного творчества

 

Распределение педагогических направление по основным темам в курсе раннего обучения информатике

 

Хотя в таблице названы ключевые темы из курса раннего обучения информатики, она требует значительно большей конкретизации с тем, чтобы быть использованной для построения учебного плана. Такая конкретизация может стать предметом для обсуждения. Действительно, информатика в школе стала одной из первых плюралистических дисциплин в том смысле, что учителю предоставлены возможность и право выбора одно­го из нескольких учебников, по-разному ориентирующих этот школьный курс. В еще большей степени эта свобода выбора относится к курсу раннего обучения информатике, который до сих пор остается областью педагогического эксперимента и инициативного учительского творчества.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Электрическая активность кожи | Протокол IP версии 4
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.