КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система государственного аппарата
Под системой или структурой государственного аппарата понимается его внутренняя организация, соотношение и взаимосвязь составляющих частей, их виды и характерные особенности. Система государственного аппарата образуется из государственных органов. В федеративном государстве в нее входят федеральные государственные органы и органы субъектов федерации. В современных демократических государствах органы государства действуют на основе разделения на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Органами законодательной власти являются законодательные собрания — парламенты. В федеративных государствах имеются законодательные органы субъектов федерации. Основная функция органов законодательной власти — принятие законов. К органам исполнительной власти относятся правительство, министерства, ведомства, госкомитеты и другие органы центральной власти. Соответствующая структура органов исполнительной власти формируется в субъектах федерации федеративных государств. Основной задачей органов исполнительной власти является исполнение законов и осуществление исполнительно-распорядительной деятельности. Органы судебной власти состоят из Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда и соответствующих судов на местах. В федеративных государствах действуют также суды субъектов федерации. В некоторых странах существуют отдельные уголовные, трудовые, административные и другие суды. Наряду с органами законодательной, исполнительной и судебной власти во многих странах существуют органы прокуратуры, армия, министерство внутренних дел, службы безопасности и внешней разведки, в отношении которых у ученых нет единого мнения, к какой ветви власти они относятся. Некоторые ученые считают, что в связи со спецификой их назначения и деятельности они находятся как бы вне системы разделения властей и занимают особое, самостоятельное положение. Это утверждение обосновывается тем, что прокуратура осуществляет надзор за органами исполнительной, а в некоторых случаях и судебной власти. Армия предназначена для ведения боевых действий по защите границ своего государства. При этом решение об использовании армии и ведении военных действий принимается совместно высшим органом законодательной власти и главой государства или правительства.МВД,служба безопасности и внешней разведки являются закрытыми системами, осуществляют специфическую деятельность и подчиняются во многих государствах непосредственно главе государства. Другие ученые считают, что несмотря на перечисленные особенности, все эти органы относятся к исполнительной власти, поскольку они не выполняют законодательных или судебных функций. Их деятельность лежит в сфере исполнения законов. Поэтому с определенной долей условности можно сказать, что они являются органами исполнительной ветви власти. В системе органов государственного аппарата существуют основные или главные органы, которые указаны в Конституции страны, закрепляющей структуру, права и обязанности этих органов, их взаимоотношения между собой, порядок формирования, деятельности, прекращение полномочий. В государствах, где существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, их органы могут оказаться изолированы друг от друга, что может привести к негативным последствиям. Поэтому необходимо их взаимодействие. Эту роль выполняет глава государства: монарх или президент. Их положение в различных странах и в различные исторические периоды было неодинаковым. При абсолютной монархии, например, глава государства -монарх осуществлял и законодательную, и исполнительную, и судебную власть. В настоящее время монархи в европейских странах могут созывать парламент, подписывать и опубликовывать законы, назначать или утверждать главу исполнительной власти, министров с учетом мнения партийного большинства парламента, формально являться верховным главнокомандующим, представлять страну в международных отношениях. Реально же, как правило, в практической деятельности государственных органов они не участвуют. Президент избирается либо населением, либо парламентом, либо на основе особой процедуры, например, в США. В парламентских и президентских республиках роль и права президента различны. В парламентских республиках роль президента незначительна. Его акты не имеют силы без подписи главы правительства или соответствующего министра. Правительство формируется парламентом. В президентских республиках президент — центральная политическая фигура. Он формирует правительство, является главой государства и правительства, верховным главнокомандующим, обладает правом отлагательного вето по отношению к законам, принимаемым законодательным органом. В некоторых странах имеет право распускать парламент. Законодательным органом является парламент. Конституция определяет его количественный состав, порядок формирования, деятельности и другие вопросы. Основная функция парламента — принятие законов, утверждение бюджета, контроль за деятельностью правительства в форме запросов депутатов, направляемых министрам, на которые они обязаны ответить, а также обсуждения его работы на пленарных заседаниях законодательного органа. Парламенты в зависимости от государственного устройства, исторических традиций могут быть одно- и двухпалатные. В федеративных государствах вторая палата формируется из представителей субъектов федерации и представляет их интересы. Исторически вторая или верхняя палата выполняла функцию контроля со стороны господствующих привилегированных классов за деятельностью нижней палаты, состоящей из представителей простого народа. В Англии, например, верхней палатой является палата лордов. В Конституции определяются полномочия каждой палаты, порядок их деятельности и другие вопросы. Так, например, указано, что палаты заседают отдельно, они избирают сами своих руководителей, их заместителей. Палаты образуют комитеты и комиссии. Конституция регулирует также порядок формирования и деятельности исполнительной власти, как правило, ее основного органа, — правительства, определяет его состав, полномочия, структуру, порядок отставки и т.д. В федеративных государствах существуют два правительства: федеральное и каждого субъекта федерации. Структуру, порядок формирования и деятельности правительства субъектов федерации определяет его основной закон. Конституция определяет виды верховных или высших судебных органов, порядок их формирования, состав, полномочия, порядок деятельности. Имеются также специальные законы о внешних и других судебных органах. Таковы основные органы государственного аппарата, закрепленные в конституции — основном законе страны. Эти органы являются высшими в стране. Они формируют подчиненные им соответствующие органы государственного аппарата.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |