КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аппарата
Понятие и основные признаки органа государственного Орган государственного аппарата — это формирование или структура, являющаяся составной частью государственного аппарата. Для него характерны следующие признаки. 1. Каждый орган наделен государственно-властными полномочиями по решению отнесенных к его компетенции вопросов, изданию актов, обязательных для исполнения теми, кому они адресованы. 2. Образуется в установленном законом порядке либо путем выборов, как это имеет место в отношении законодательного органа, либо путем назначения, как образуется, например, правительство. 3. Имеет полномочия осуществлять государственные функции. К их числу относится, например, законодательная функция, осуществляемая законодательным органом, судебная функция, осуществляемая судами. 4. Действует в установленном законом порядке. Этот порядок может быть урегулирован очень детально и жестко (например, деятельность суда при рассмотрении и решении дела) либо менее детально (например, деятельность органа социального обеспечения, назначающего пенсию). 5. Является составной частью единой системы органов государственной власти. 6. Наделен определенной материальной, финансовой базой, имеет счет в банке и является юридическим лицом. С учетом изложенного, орган государственного аппарата может быть определен как отдельное должностное лицо либо коллектив должностных лиц, наделенных государственно-властными полномочиями, имеющими право от имени государства осуществлять его функции и действовать в установленном законом порядке. Органы государственного аппарата могут быть классифицированы по различным основаниям. По компетенции они делятся на органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции рассматривают и решают экономические, хозяйственные, организационные, экологические и другие вопросы данного уровня. Органы специальной компетенции занимаются определенным, узким кругом специальных вопросов, например, сельскохозяйственными, медицинскими, строительными и другими. К органам общей компетенции относится, например, федеральное правительство или правительство субъекта федерации, к отраслевым — различные министерства, в субъектах федерации — департаменты. По способу возникновения органы делятся на первичные и производные. Первичные создаются либо самим народом — избираются (например, парламент), либо возникают в порядке наследования (например, наследственная монархия). Производные органы создаются первичными. Например, парламент формирует правительство. По уровню их положения и объему полномочий органы в унитарных государствах делятся на центральные и местные, в федеративных государствах — на федеральные и субъектов федерации. По порядку принятия решений органы делятся на коллегиальные и единоличные, по принципу разделения властей — на законодательные, исполнительные и судебные. По срокам полномочий органы бывают постоянные, т. е. их полномочия не ограничены каким-то сроком, несмотря на обновляемость их состава и временные, создающиеся на определенный период или для решения каких-то конкретных задач. К постоянным могут быть отнесены, например, парламенты, а к временным — создаваемые ими комиссии для подготовки какого-либо законопроекта. Выделяются еще бессрочные органы, срок действия которых не определен, но они через какое-то неопределенно длительное время могут быть ликвидированы или изменены. Например, какие-то внутренние структурные подразделения (отделы, управления) министерства. Органы государственного аппарата объединяются в определенные структурные образования или подсистемы, которые отличаются друг от друга своеобразием функций, полномочий, структурой, сферой деятельности и другими чертами. Так, например, органы исполнительной власти образуют самостоятельную структуру исполнительной власти, которая является подсистемой в единой системе государственного аппарата, судебные органы образуют соответственно судебную подсистему. В литературе эти структурные образования нередко называются системами. Так, исполнительные органы называются системой исполнительной власти, судебные органы — системой судебной власти. Подсистемы характеризуются следующими основными чертами: 1. Компетенция входящих в подсистему органов определена по общему для них признаку. Наиболее наглядно это обстоятельство прослеживается в различных ветвях власти. Так, к компетенции органов законодательной власти относится принятие законов, исполнительной — их исполнение, а судебной - осуществление правосудия. 2. Между органами, входящими в одну подсистему существуют прямые структурные или функциональные связи. 3. Каждая подсистема имеет обособленную от других подсистем внутреннюю организацию, направление и характер деятельности. Следует отметить, что органы, относящиеся к различным ветвям власти, отличаются друг от друга по характеру деятельности, отношению друг к другу и иным чертам. Так, например, законодательный орган, являясь коллегиальным, может принимать решения только при наличии определенного кворума. Решения принимаются путем голосования, большинством голосов. При этом члены парламента — депутаты равноправны. Законодательные органы страны независимы друг от друга организационно и финансово. У них нет вертикали подчинения. Органы исполнительной власти, наоборот, представляют собой централизованную систему. Они формируются путем назначения. Их деятельность основана на принципе единоначалия. Органы судебной власти характеризуются судебным составом, имеющим право принимать судебные решения. Судебный состав может быть единоличным, т. е. состоять из одного судьи, и коллегиальным, состоящим из профессионального судьи и двух народных или двенадцати присяжных заседателей, из трех судей, один из которых председательствующий. В Конституционном Суде РФ два состава, состоящие из девяти и десяти судей Конституционного Суда. Конституционный Суд может заседать и всем составом. Таковы некоторые наиболее важные характеристики органов государственного аппарата.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |