Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компетентности субъектов общения

Соотношение позиции и коммуникативной

Второй учебный вопрос: Уровни и стили делового общения

От чего зависит успешность, эффективность общения? Оказывается, эффективность общения в большой мере зависит от позиции, которую занимает субъект, выстраивая общение. Это может быть и сознательно, но чаще всего бессознательно. Позиция - это отношение, выраженное в действии. Это отношение зависит от того, как субъект оценивает ситуацию в целом, общую расстановку сил, свое место и возможности в этой ситуации. На схеме 2 представлено соотношение факторов, определяющих успешность общения. С этой схемой вы могли знакомиться на лекциях по психологии. Рассмотрим ее элементы с точки зрения эффективного, успешного построения делового общения.

Первый и важнейший элемент общения - это перцепция, или восприятие. В работах А.А. Бодалева, посвященных восприятию человека человеком, многообразно показана самостоятельная функция перцепции в общении, ее зависимость от установок и ценностей партнеров по общению и профессиональному взаимодействию. Общеизвестен, например, экспериментальный факт, когда испытуемым предъявляли одну и ту же фотографию и просили дать характеристику: в одном случае называли лицо на фотографии портретом ученого, в другом - портретом преступника. Восприятие личности и характеристики испытуемых соответствовали установкам, и одно и то же лицо оценивалось противоположными качествами.

Психологи утверждают, что на 55% мы доверяем невербальной инфор­мации (жесты, поза, выражение глаз). На 38% наше восприятие определяют так называемые просодические характеристики (интонация, тембр, темп: «как сказал»). И только на 7% мы доверяем вербальной, т.е. словесной информации.

Умение воспринимать и понимать другого человека можно тренировать. Оно зависит, прежде всего, от чувствительности к невербальным формам выражения позиций в общении. Стремление воспринять партнера в связи с целостной ситуацией взаимодействия и умение «считывать» невербальные формы его поведения можно считать важнейшими для его успешности.

Коммуникативные особенности в общении в наибольшей степени определяются дистанцией и уровнем, на котором происходит взаимодействие партнеров. Психологи говорят, что субъекты общения находятся в определенном коммуникативном пространстве. Рассмотрим его характеристики.

 
 


Прежде всего, общение может проходить на близкой или далекой личностной дистанции, при этом коммуникация может быть поверхностной или глубокой. Сочетание этих характеристик общения позволяет выделить четыре типа информационного обмена (См.: Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика - межвозрастной педагогике. Новосибирск; М., 1998. С. 34-36).

Их соотношение представлено на схеме.

1. Поверхностная коммуникация при близкой дистанции. Общение на бытовые темы, когда удовлетворяется потребность в еде, жилье, продолжении рода, производстве и потреблении материальных благ.

2. Поверхностная коммуникация при далекой дистанции. Общение в связи с социальными нормами, традициями, ритуалами, законодательством, государственными институтами и др. Этот тип коммуникации подчиняет интересы индивида интересам социума, поэтому носит наиболее формальный характер. Субъект социальной коммуникации выступает не как уникальная личность, а как представитель того ил и иного социального сословия или профессиональной группы. На этом уровне человек удовлетворяет свои потребности в карьере, обучении, труде и уважении.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задачи педагогического общения | Уровни и дистанции общения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 180; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.