КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отличительные особенности деятельности человека и животных
Следовательно, если поведение животных целиком определяется непосредственным окружением, то поведенческая активность человека уже с самых ранних лет регулируется опытом всего человечества и требованиями общества. Этот тип поведения настолько специфичен, что для его обозначения в психологии употребляется особый термин — деятельность. Деятельность — одна из центральных категорий психологии и ключевое понятие деятельностного подхода, ставшего фундаментом отечественной психологической науки XX века. Деятельность — это динамическая система взаимодействия субъекта с окружающим миром, в процессе которого активно формируются психические образы действительности, реализуются и развиваются потребности, ценности и отношения человека, осуществляется целенаправленное преобразование предметного окружения. В более узком смысле, это направленная на определенные аспекты окружающей действительности (ее предметы и отношения), организованная и социально-детерминированная активность отдельного или совокупного субъекта (коллектива), предполагающая создание социально значимого (идеального или материального) продукта и образующая единую систему действий и операций, которые поэтапно разворачиваются во времени с заданной последовательностью. Таким образом, активность, поведение и деятельность, направленные на удовлетворение потребностей человека имеют, в свою очередь свою специфику и отличия, знание и понимание которых будет помогать военному юристу в реализации своих профессиональных функций.
Вопрос 2. Психологическое содержание и виды деятельности человека. Деятельность — предмет изучения ряда научных дисциплин: философии, социологии (теории социального действия), физиологии и др. Понимание деятельности как сложной динамической системы, в которой формируются сознание и личность на всех этапах развития, является принципиально важным и основополагающим для отечественной психологии. В ней вся психологическая проблематика предстает в ее деятельностном измерении. Психика и личность человека, согласно такому пониманию, раскрываются и могут быть познаны только в деятельности. Следует отметить, что категория деятельности всесторонне разрабатывалась в немецкой идеалистической философии, однако для российской психологической науки советского периода наибольшее значение приобрели идеи К. Маркса, который акцентировал, прежде всего, общественно исторический характер деятельности. В трудах отечественных психологов сама психика человека трактовалась как специфическая и наиболее высоко организованная деятельность, включающая всю совокупность взаимообусловленных сенсорных, перцептивных, мыслительных и пр. действий и операций (А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и др.). Психическое отражение мира всегда совершается в активной деятельности. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза (индивидуального развития) возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно-исследовательской деятельности, призванной обеспечивать взаимодействие живого существа со средой. Если животные в своей активности способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то человеческая деятельность основывается на символических формах представления предметных отношений, что связано с развитием коллективного труда. Деятельность человека предполагает не только удовлетворение насущных потребностей, но и их развитие: в деятельности дифференцируются естественные, материальные, социальные, культурные и духовные потребности личности, на основе иерархии которых возникают новые, специфичные для человека и нехарактерные для животных, формы активности. Особенность реализации потребностей в человеческой деятельности — использование социально-опосредованных общественных способов их удовлетворения. Не столько биологические потребности, сколько средства и способы их реализации, сложившиеся в общественной практике, определяют характер активности человека. Согласно теории деятельности Леонтьева, деятельность человека носит сознательный характер, предполагает осознание цеди и путей ее достижения, предвидение результата. Когда человек не осознает поставленной перед ним цели, нет оснований говорить о деятельности в человеческом смысле слова; в этом случае можно лишь констатировать, что имеет место импульсивное поведение, которое непосредственно управляется биологическими потребностями и эмоциями. Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели. Внутренняя деятельность формируется из внешней. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий план сознания, это процесс, в котором внутренний план формируется. Внутренняя и внешняя деятельность имеют общее строение (см. рис. 2)
Рис. 2. Структура деятельности Основным отличием одной деятельности от другой является предмет деятельности (это главное). Леонтьев считает, что предмет, направляющий деятельность, есть её мотив. Немотивированная деятельность – деятельность со скрытым мотивом. Действия – процессы, подчиненные представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть представлению о созидательной цели. Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к тому, что происходит расщепление функций мотива: выделяются функции побуждения и направления. Достижение цели, то есть осуществление действия, происходит в определенных условиях. Цель, переформулированная применительно к определенным условиям, есть задача. Способ осуществления действия называется операцией. Операции направляются на решение задач. Основным предметом исследования в психологической теории деятельности явилось действие, его структура и функции. Даже элементарные формы психической деятельности, простейшие познавательные процессы целесообразны по своей сути. Как показали исследования отечественных психологов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б.М. Теплое и др.), протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от структуры и содержания деятельности, ее мотивов, целей и способов осуществления. Психологический анализ деятельности, в том числе психической, позволяет классифицировать ее с точки зрения структурных элементов, динамических аспектов, характера выполняемых функций, качественных особенностей получаемых результатов. Основным структурным компонентом деятельности является действие, а ее организация в целом представляет собой иерархию систем действий разного уровня сложности. Различают действия: - моторные (двигательные), функция которых заключается в непосредственной реализации программ поведения и деятельности; - сенсорные и перцептивные (чувственные), обеспечивающие ориентировку субъекта в окружающей среде и контроль осуществляемой деятельности; - центральные (мыслительные), выполняющие организующую и регулирующую функции. Действия могут быть внешними или внутренними. Отечественные учёные (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), в результате многолетних исследований пришли к заключению, что на основе внешних (материальных) действий путем их последовательных преобразований и сокращений формируются внутренние (идеальные) действия, свернутые и совершаемые в умственном плане. Последние обеспечивают произвольную саморегуляцию субъекта и контроль за осуществлением основной деятельности. Общее строение или макроструктура деятельности включает следующие уровни: 1) уровень психофизиологических функций; 2) уровень операций; 3) уровень действий; 4) уровень особых видов деятельности. Уровни 1-3 охватывают преимущественно операционально-технические элементы деятельности, тогда как на четвертом уровне деятельность разворачивается в ее личностной проблематике, актуализируются проблемы индивидуального стиля и личностного смысла. Кроме того, в функциональной структуре деятельности выделяют: мотивы, побуждающие субъекта к деятельности, и цели, как ее прогнозируемые результаты. Различаются такие формы деятельности, как: 1) предметно-практическая деятельность по производству материального продукта; 2) теоретико-мыслительная деятельность, оперирующая идеальными (понятийными и семантическими) конструктами и моделирующая познаваемый мир; 3) эстетическая деятельность, заключающаяся в создании произведений искусства как объектов идеальной эстетической реальности; 4) идеологическая или мировоззренческая деятельность, связанная с выделением духовных оснований и ценностных ориентиров человеческого бытия и т.д. Другая классификация строится в соответствии со стадиями онтогенетического развития, на которых доминирует определенный вид деятельности. По этому критерию различают: игру, учение и трудовую деятельность. Игра — это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере, среди взрослых. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение. У взрослых игра не является ведущим видом деятельности, а служит средством общения и разрядки. Особое значение имеет игра в процессе обучения как детей, так и взрослых – деловые и обучающие игротехники получили сегодня широкое распространение в сфере образования. Еще один вид деятельности — это учение. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида. Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Благодаря труду человек стал тем, кто он есть. Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества. Деятельность человека — это весьма сложное и многообразное явление (рис. 1). В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный. Рис. 1. Структурная схема деятельности.
Каждый из данных видов деятельности становится ведущим на определенном этапе социализации личности: игра преобладает на этапе дошкольной социализации, учение и труд — соответственно на этапах школьной и трудовой социализации. В процессе деятельности у человека формируются психические образования, включающие знания, умения, навыки. В знаниях заключена полученная информация. При соединении знания с практикой формируются умения. При многократном выполнении действий происходит их автоматизация, превращение в навыки. При сформированном навыке человек выполняет данное действие практически без контроля сознанием. Так, например, мы ходим, бегаем, пишем, не думая о том, как мы это делаем. Чем больше мы тренируемся, упражняемся, тем выше уровень профессионального мастерства. В процессе деятельности осуществляется трата энергетических ресурсов человека. При длительной работе возникает утомление. Это ведет к снижению работоспособности психики и результативности деятельности, к появлению ошибок. Изменяется продуктивность деятельности и в процессе рабочего дня, рабочей смены и даже за время лекционного занятия. Оценку продуктивности (результативности) деятельности обычно принято осуществлять по таким ведущим показателям как общая производительность, количество допускаемых ошибок и время реагирования. Согласно современным взглядам, под деятельностью может подразумеваться не только преобразование внешнего предметного мира, но и преобразовательная активность внутреннего плана, например, рефлексия или «деятельность переживания» (активное преодоление жизненного кризиса, «работа горя»), способствующая глубинным внутриличностным трансформациям. Итак, деятельность определяет все аспекты социального бытия и развития личности, как внешнего, так и внутреннего плана. Это позволяет рассматривать личность в ее деятельностном измерении: как субъекта осознанной и целенаправленной деятельности. Личность военного юриста формируется в процессе учебной и профессиональной деятельности. Профессиональная юридическая деятельность включает в себя: - познавательно-удостоверительную деятельность (обеспечение доказательности); - коммуникативную деятельность (получение информации путем общения); - взаимодействие с оперативно-розыскной деятельностью (организация совместной работы следствия и оперативно-розыскной службы); - воспитательно-профилактическую деятельность (по формированию правопослушного поведения, предупреждению преступлений и правонарушений). Психологический анализ профессиональной деятельности военного юриста позволил выделить такие ее психологические особенности как: 1. Правовая регламентированность (нормативность) профессионального поведения и принимаемых решений. 2. Властный, обязательный характер профессиональных полномочий. 3. Экстремальный характер деятельности (в т.ч. оперативность). 4. Творческий характер деятельности. 5. Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность юриста. Таким образом, понимание деятельности как формы активного отношения субъекта к действительности, связанной с достижением сознательно поставленных целей, созданием общественно значимых ценностей и освоением социального опыта выступает важнейшим компонентом формирования психолого-педагогической и профессиональной компетентности военного юриста.
Выводы: 1) Активность, поведение и деятельность – это обязательное проявление и условие существования живого организма, направленное на активное преодоление препятствия окружающей среды по удовлетворению актуальных потребностей. При этом активность является психофизиологической основой, как поведения любого живого существа, так и сознательной деятельности человека. 2) Поведение животных существенно отличается от поведения и деятельности человека, что обусловлено наличием у него сознания, социальной природой человека и культурно-историческим характером развития. 3) Деятельность — это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью, направленная на удовлетворение, актуальных потребностей, усвоение социального опыта, создание материальных и духовных ценностей. Деятельность имеет следующие психологические характеристики: предметность, социальная, общественно-историческая природа, опосредованность, целенаправленность, продуктивность и плановость. 4) Деятельность человека имеет сложную структуру (операции, направленные на выполнение задач, действия направленные на достижение целей, и мотивы того или иного вида деятельности), формы реализации (предметная деятельность, теоретическая, эстетическая, мировоззренческая) и виды (игра, учение, труд). 5) Деятельность играет ключевую роль в развитии способностей человека, формировании его знаний, навыков и умений, что, в конечном счете, определяет уровень развития как конкретного индивида, так и всего человеческого общества в целом. Юридическая деятельность как специфический вид деятельности предъявляет к личности военного юриста особые требования, определяемые психологическими особенностями ее содержания.
Контрольные вопросы: 1. Что такое деятельность? 2. Как соотносятся активность, поведение и деятельность человека? 3. В чем отличие деятельности человека и животного? 4. Какова структура деятельности? 5. Назовите основные характеристики деятельности. 6. Какие виды деятельности существуют? 7. Кто из отечественных ученых разрабатывал проблему деятельности? 8. Какие психологические особенности имеет юридическая деятельность?
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 11845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |