КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Севооборот и культурооборот
Этнопсихолингвистическая детерминация общения. Сюда относится несколько отдельных проблем. Это средства общения (точнее, иерархия этих средств от целостных текстов до отдельных семантических единиц; при этом чем выше в иерархии стоит данное средство, тем большей национально-культурной вариантности оно подвержено), включая и неязыковые (прежде всего ки-несику). Это функционально значимые особенности протекания процессов общения, например их проксемическая характеристика (скажем, как далеко стоят друг от друга люди при разных видах общения и от каких еще факторов зависит эта дистанция). И наконец, это этнопсихо-лингвистически детерминированные особенности общения, которые, однако, не несут никакой функции, никакой смысловой нагрузки. Примеры — темп речи (высокий, например, у венгров, у говорящих на языке ток-писин); способ заполнения пауз; способ разложения слова при необходимости его точно транслировать собеседнику (У русских — по слогам или с использованием собственных имен, у англичан — побуквенно с использованием общепринятых названий букв). Очень интересное направление этнопсихолингвисти-ческих исследований, сейчас только начинающееся — это межкультурное и межъязыковое изучение звукосимво-лических оценок звуков речи (см. например, Журавлева, 1983). В целом, как видно из содержания этой главы, этноп-сихолингвистика как отдельная научная область скорее декларирована, чем действительно сформировалась. А необходимость в том, чтобы это формирование произошло, очевидна: накопленный сейчас материал по самым различным национально-культурным общностям осмыслен недостаточно и в основном используется как иллюстрация отдельных теоретических или методических положений.
Под севооборотом понимают процесс выращивания основных культур — посадочного материала для озеленения, прерываемый для поднятия плодородия почвы различного рода парами или выращиванием на этих же площадях других культур (трав, пропашных культур). Севообороты вносят систему в эксплуатацию земли, дают возможность получить ценные наблюдения, позволяющие улучшать выращивание растений и повышать их качество. Так, бессменное выращивание одного вида всегда приводит к одностороннему истощению почвы, изменению ее кислотности, развитию специфических для вида болезней и вредителей, ослаблению деятельности полезных для растений и усилению воздействия вредных для него микроорганизмов и грибов, развитию многолетних сорняков. Эти факты учитываются в сельскохозяйственной практике, и один и тот же вид на одном и том же месте несколько ротаций не выращивают. В древесных питомниках в основном с многолетним выращиванием растений (от 2 до 6 лет в одном отделе) также стремятся не сажать одну и ту же породу постоянно на одном месте, а определенным образом чередуют их. Любой севооборот должен сохранять плодородие почвы, улучшать ее структуру, эффективность борьбы с сорняками. Сохранению плодородия почвы помогают в первую очередь мелиорация (известкование, гипсование) и внесение удобрений. Однако севооборот, который предполагает не только смену полей основного производства (из-под деревьев и кустарников) полями пара, трав, но и чередование пород на одном и том же месте, т.е. чередование древесных культур — культурооборот, позволяет целесообразно использовать и максимально сохранить почвенное плодородие. При чередовании основных культур последующие породы должны использовать преимущества предшествующих им пород, так называемых предшественников. Так, после выращивания культур семейства бобовых, обогащающих почву азотом, нужно высаживать на их место культуры, требовательные к азоту (сирень, тамарикс, вяз приземистый, рябину обыкновенную и др.). После пород, истощающих почву, следует высаживать растения (конечно, после внесения удобрений), способствующие восстановлению плодородия: конский каштан, липы, клены, чубушники, т.е. надо учитывать характеристику пород по их способности влиять на плодородие почвы и по ценности для озеленения. Бывает необходимо чередовать растения одной группы. Тогда чередование проводят с учетом выноса элементов питания породами, а именно: сначала следует выращивать растения с большим выносом элементов питания, а затем с меньшим. Например, деревья, относящиеся к I группе, должны сменяться в следующем порядке: ясень обыкновенный, вяз гладкий, затем дубы черешчатый и красный, липы, клены и конский каштан; кустарники, относящиеся ко II группе, должны сменять друг друга в таком порядке: смородина, спирея японская, боярышники, чубушник пушистый и лигуструм. Чередование пород учитывают как в культурообороте, так и при составлении общего севооборота для каждого отдела питомника — посевного отделения и школ. При севообороте каждого отдела учитывают сроки выращивания растений в соответствующем отделе до получения из них стандартного материала и время, необходимое для восстановления плодородия, уничтожения сорняков и накопления влаги. Все растения, имеющие одинаковые сроки выращивания в данном отделе и агротехнику формирования, объединяют в один севооборот — группу, для которой определяют необходимую для произрастания площадь из расчета площади питания на одно растение. Участков, равных этой площади, отводится для этой группы столько, сколько лет выращивается эта группа плюс один год или несколько лет. На этих «лишних» участках — полях — выращивают другие, не древесные культуры или используют их под пар. Количество полей определяют в соответствии с количеством лет выращивания потому, что питомник должен выпускать растения ежегодно в определенном объеме как для озеленения, так и для закладки новых школ в этом же объеме. Представление об определении количества полей можно получить из ротационных таблиц. Ротацией называется период между первым и повторным высаживанием культуры на поле севооборота. Эти таблицы составлены для выращивания группы медленнорастущих пород — ясеня обыкновенного, липы и клена остролистного — в посевном отделении и I школе. В посевном отделении их выращивают 2 года, в I школе — 5 лет. Таблица 4.10 Ротационная таблица посевного отделения (2 года выращивания)
Примечание. В 2007 г. занятость полей такая же, как и в 2004 г. и т.д.
Таблица 4.11 Ротационная таблица I школы медленнорастущих пород с 5-летним сроком выращивания
В предлагаемых ротационных таблицах в севообороты включено лишь по одному полю, не занятому основным производством. Это поле используют под черный пар — в зонах недостаточного увлажнения и сидеральныи пар — в зонах достаточного увлажнения. Такая схема рекомендуется теперь для питомников большинства районов нашей страны вместо ранее применявшихся севооборотов, в которые включались поля злаковых и бобовых трав (одно- и многолетних), сидеральных и черных паров и даже пропашных культур. При этих схемах около 40 % площадей питомников декоративных пород выпадало из основного производства, так как в отделе размножения с двухлетним сроком выращивания было 4 поля, а при пятилетнем сроке выращивания деревьев в школе имелось 8—9 полей, т.е. соответственно 2, 3 и 4-е поля были заняты травами, парами и т. п. Чтобы правильно разработать севообороты для декоративного питомника, необходимо прежде всего знать, какое воздействие оказывает на почву основная культура, какие мероприятия и в какой степени способствуют повышению производительности основной культуры в более короткий период, знать пути восстановления плодородия почвы применительно к конкретным условиям района. Нельзя механически использовать севообороты, разработанные в других районах и нередко для другой культуры. В условиях Нечерноземья на площадях, занятых легкими суглинками и супесчаниками, которые нуждаются в органических удобрениях, целесообразно в севооборот вводить посевы бобовых культур с последующей их запашкой. Наряду с этим в почву необходимо вносить навоз, компосты и торфоминеральные удобрения. В условиях пересеченного рельефа целесообразно в севообороте предусматривать большие площади, занятые многолетними травами. Лесостепная зона европейской части РФ отличается благоприятными условиями для выращивания на серых лесных почвах, выщелоченных и обыкновенных черноземах зернобобовых, клевера и эспарцета. Учитывая, что особое внимание должно быть уделено защите почвы от водной эрозии, целесообразно вводить в севооборот указанные выше культуры. В условиях черноземной степи, в районах южных черноземов и каштановых почв в севообороте могут быть использованы пропашные культуры — кукуруза, подсолнечник. В наиболее засушливых районах наряду с пропашными культурами в севооборот необходимо вводить чистые пары, которые помогают эффективно бороться с многолетними сорняками. Интенсивный севооборот может вводиться и на орошаемых землях с пропашными культурами. Исходя из специализации питомника, сроков выращивания декоративных растений и способов их размножения, почвенных условий, наличия местных удобрений, условий орошения устанавливаются как число севооборотов, так и количество полей в севообороте. Учитывая, что все декоративные деревья и кустарники могут быть по своим биологическим особенностям объединены в несколько групп (принимая во внимание и периоды выращивания), целесообразно иметь минимальное количество севооборотов с меньшим числом полей за счет их объединения в большую площадь. Это позволит использовать на полях современную мощную технику, уменьшить площадь обочин, на которой проводится восстановление плодородия. Для увеличения площади поля можно объединить: деревья и кустарники с одним сроком выращивания разных школ; деревья и кустарники с разными сроками выращивания одной или нескольких школ и, наконец, при небольшой площади в один севооборот объединяют деревья и кустарники по школам с разными сроками выращивания. При этом в ротационной таблице учитывают порядок чередования культур на севооборотном поле. Учитывая, что в соответствии с ГОСТами часть выращенных саженцев отпускается с комом, в севооборот необходимо включить процесс восстановления поля (завозка земли в ямы, планировка). По каждому севообороту составляют ротационную таблицу размещения культур по годам и схему размещения культур на севооборотном поле. Для учета фактического выполнения принятых в хозяйстве севооборотов необходимо вести книгу плановых ротационных таблиц (табл. 4.18). По такой же форме составляют таблицу фактического использования площадей по годам. В качестве зарубежного севооборота можно привести пример питомника Брунса В. (Германия). После освобождения площади из-под растений, которые каждые 3 — 4 года пересаживаются в следующую школу (перешколиваются) с комом земли (как перевалка растений), образовавшиеся ямы засыпают субстратом, состоящим из равных объемов почвы из-под строительства, навоза и компоста с добавлением минеральных удобрений. Затем все поле перепахивают и оставляют как черный пар в течение 2 лет. Затем на него высаживают группу растений. Здесь следует обратить внимание на большое количество органического субстрата, вносимого в почву в каждую ротацию, что объясняется бедностью природного почвенного комплекса (в основном песчаные почвы).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |