Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характерные особенности лирики

М. А. Рыбникова

План

Изучение лирики в школе.

  1. Характерные особенности лирики.
  2. Основные пути анализа лирического произведения в школе.
  3. Особенности работы над текстом лирического произведения в 5-8, 9-11 классах.
  4. Этапы анализа поэтического текста.

 

ПУТИ ИЗУЧЕНИЯ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИИ

 

Передавая уму и чувству ученика литературное произведение, мы должны помнить, что литература — это искусство, к которому нужно уметь подойти. У нас в музеях учат смотреть картины и статуи, учителя музыки учат не только играть или петь, но и «слушать музыку», а мы, словесники, учим читать художественное произведение,— для начинающего это дело столь же трудное, как и понимание полотен Репина и Левитана или композиций Чайковского и Глинки

Анализ поэтического текста имеет специфические особенности, обусловленные необходимостью осмысления прежде всего эмоциональной реакции, вызванной чтением текста. Наиболее продуктивным, на наш взгляд, является алгоритм, основанный на исследованиях Л. Выготского, касаю­щихся психологии восприятия искусства и закономерностей развития мышления и воображения. Л. Выготский доказал, что эффект эстетической реакции заложен не столько в логическом, сколько в эмоциональном восприятии и пере­живании произведения искусства, которое складывается из сочетания каких-то двух разнона­правленных, порой противоположных эмоций.

В ходе анализа лирических произведений необходимо учитывать характерные особенности этого литературного рода:

  1. Лирика выражает человеческое сознание и подсознание, субъективный момент.
  2. Особенностью лирики является экспрессивный психологизм. В лирике изображены переживания, чувства, эмоции; многие лири­ческие произведения построены на изображении размышления (медитативная лирика). Детали пейзажа, портрета и мира вещей имеют исключительно психологическую функцию (А. Ахматова «Смятение».)
  3. В некоторых лирических произведениях присутствует некоторое подобие сюжета и системы персонажей (М. Ю. Лермонтов «Нищий»), однако это бытие несамостоятельно, оно передаёт эмоциональный накал произведения.
  4. В лирике особое значение имеет анализ образа лирического героя. Лирический герой — это образ человека в лирике, носитель переживания. Недопустимо его отождествление с реальным автором, так как это обобщённый образ. Лирический герой - это и читатель в том числе. Иногда лирический герой - антипод автора («Нравственный человек» Н. А. Некрасова). У лирического героя нет имени, возраста, черт портрета, он существует вне обычного времени и пространства: его переживания протекают «везде» и «всегда».
  5. В лирике часто встречаются композиционные приемы повтора, противопоставления, усиления, монтажа. Особенно важным является взаимодействие образов, часто создающее многоплановость художественного смысла.
  6. Главная опорная точка композиции лирического произведения находится в его финале. Лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев построено как монолог лирического героя или диалог «действующих лиц». (А. С. Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом».)
  7. В лирическом тексте как правило много тропов и синтаксических фигур.
  8. Анализ стихотворных особенностей лирической речи — это во многом анализ ее темповой и ритмической организации.
  9. Анализируя лирическое стихотворение, важно прежде всего осмыслить его пафос, уловить и определить ведущий эмоциональный настрой. Во многих случаях верное определение пафоса делает ненужным анализ остальных элементов художественного содержания, особенно идеи.
  10. В анализе лиро-эпических произведений следует особое внимание уделять синтезу эпических и лирических начал. Необходимо научиться видеть лирическую интонацию и скрытого лирического героя в объективно-эпическом на первый взгляд тексте. В анализе лирического произведения иногда необходимо учитывать и категорию жанра.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Передача значений через глобальные переменные | Общие рекомендации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.