Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие рекомендации




Основные пути анализа лирического произведения в школе.

 

Наиболее распространёнными в школьной практике являются три основных пути изучения лирической поэзии.

Тематический ( прослеживание определенных тем (мотивов) в ряде лирических произведений).

Недостаток этого пути заключается в том, что произведения не рассматриваются произведения в целом, из них извлекаются лишь определенные мотивы, характерные для поэта, и в связи с этим прочитываются соответствующие отрывки.

Второй путь - анализ лирических произведений в момент знакомства учащихся с тем периодом жизни поэта, в который они были созданы.

Недостаток состоит в том, что внимание сосредоточено на личности поэта, а лирика воспринимается лишь как иллюстрация к этапам его биографии.

Третий путь - восприятие и рассмотрение лирики после знакомства учащихся с жизнью и деятельностью поэта. В этом случае после общей характеристики лирического творчества поэта разбираются в единстве формы содержания отдельные произведения, наиболее значительные, обычно предусмотренные программой.

В ходе анализа лирического произведения необходимо помнить:

1. Лирическое стихотворение - самостоятельный, но не замкнутый в себе мир.

2. Анализ лирического произведения возможен в рамках определённой системы творчества и в контексте всего творчества поэта.

3. Необходимо установить связь лирического произведения с мироощущением поэта, своеобразием его поэтической манеры.

4. Важно учитывать возрастные особенности учащихся.

 

Особенности работы над текстом лирического произведения в 5-8, 9-11 классах.

В младших и средних классах учащиеся наделены способностью эмоционально воспринимать лирическое произведение, склонны к проявлению чувств, соотнесению настроения, появившегося в процессе чтения, с теми эмоциями, которые они когда-то испытали в обыденной жизни. Поэтому наиболее целесообразным считаем следующий алгоритм работы.

Алгоритм работы над текстом лирического произведения в V - VIII классах:

    • Создание установки на чтение.
    • Выявление мотива, близкого учащимся.
    • Соотнесение представлений учащихся с взглядами поэта на мир.
    • Уяснение особенностей художественной манеры автора.

 

Особенности работы над текстом лирического произведения в IX – XI классах

В старших классах направленность работы меняется. Учащихся 9-11 классов особенно интересует источник выраженного словом чувства, они стремятся глубоко проникнуть в текст, осмыслить особенности художественного мира автора, осознать его значение в истории национального и мирового литературного

Исходя из этого определяем цели анализа лирического в старших классах:

  1. Определение направленности творчества автора.
  2. Установление источников (литературных, жизненных), повлиявших на становление творческой манеры автора.
  3. Формирование представлений об эволюции творчества.
  4. Установление связи творчества поэта с историей литературы, поэтической традицией.

Предпочтительным путём анализа является сопоставление стихотворения с творчеством поэта и поэтическим миром его предшественников и наследников.

 

В ходе анализа лирического произведения учащиеся должны продемонстрировать следующие умения и навыки:

  1. Понимание настроения и замысла автора.
  2. Умение уловить субъективные настроения, переживания, эмоции, заключённые в лирическом произведении.
  3. Умение определить общечеловеческое значение переживания, описанного в произведении, показать, как созданное по конкретному случаю стихотворение становится обращением не только к конкретному лицу, современникам поэта, но и к читателям многих последующих поколений.
  4. Выявление особенностей характера лирического героя, раскрывающегося не через действия и поступки, взаимоотношения с другими персонажами, а через его внутреннее состояние, эмоции и размышления.
  5. Определение характерных черт личности Поэта, прообраза лирического героя, прототипа образа поэта.
  6. Определение роли лирических персонажей (собеседников поэта, сподвижников, адресатов его стихов), их самодостаточности как фигур, равновеликих лирическому герою и находящихся с ним в сложных динамичных отношениях или подчиненности.
  7. Определение особенности стихотворной формы, музыкального строя речи (образность поэтической речи, поэтический синтаксис и стихосложение (ритмические особенности стиха). Необходимо не только называть понятия, но и говорить о функции, которую они выполняют в стиховой конструкции. Следует обратить внимание на следующие особенности: границы строки в пространстве художественном и графическом; место поэтического слова в стиховой конструкции или структуре.
  8. Выявление темы и основной мысли поэтического текста (анализ уровней морфологического, фонетического, лексического, синтаксического и т.д.; сопоставление сильных позиций текста, сопоставление первой и последней строфы, обнаружение сопоставительных и противопоставительных отношений элементов текста на разных его уровнях, выявление функций метра, рифмы и ритма в целом; поиск повтора).
  9. Определение авторского замысла через выявление закономерности в композиции поэтического текста (выявление мотивов и образов в первой строфе и наблюдение за их развитием в последующих строфах).

Важно помнить:

Лингвостилистический анализ не должен стать самоцелью и должен сопрягаться с рассмотрением литературоведческих проблем.

Не следует ограничиваться в работе сугубо лингвистической четкостью, неким формализмом подхода к тексту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.