КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие рекомендации
Основные пути анализа лирического произведения в школе.
Наиболее распространёнными в школьной практике являются три основных пути изучения лирической поэзии. Тематический ( прослеживание определенных тем (мотивов) в ряде лирических произведений). Недостаток этого пути заключается в том, что произведения не рассматриваются произведения в целом, из них извлекаются лишь определенные мотивы, характерные для поэта, и в связи с этим прочитываются соответствующие отрывки. Второй путь - анализ лирических произведений в момент знакомства учащихся с тем периодом жизни поэта, в который они были созданы. Недостаток состоит в том, что внимание сосредоточено на личности поэта, а лирика воспринимается лишь как иллюстрация к этапам его биографии. Третий путь - восприятие и рассмотрение лирики после знакомства учащихся с жизнью и деятельностью поэта. В этом случае после общей характеристики лирического творчества поэта разбираются в единстве формы содержания отдельные произведения, наиболее значительные, обычно предусмотренные программой. В ходе анализа лирического произведения необходимо помнить: 1. Лирическое стихотворение - самостоятельный, но не замкнутый в себе мир. 2. Анализ лирического произведения возможен в рамках определённой системы творчества и в контексте всего творчества поэта. 3. Необходимо установить связь лирического произведения с мироощущением поэта, своеобразием его поэтической манеры. 4. Важно учитывать возрастные особенности учащихся.
Особенности работы над текстом лирического произведения в 5-8, 9-11 классах. В младших и средних классах учащиеся наделены способностью эмоционально воспринимать лирическое произведение, склонны к проявлению чувств, соотнесению настроения, появившегося в процессе чтения, с теми эмоциями, которые они когда-то испытали в обыденной жизни. Поэтому наиболее целесообразным считаем следующий алгоритм работы. Алгоритм работы над текстом лирического произведения в V - VIII классах:
Особенности работы над текстом лирического произведения в IX – XI классах В старших классах направленность работы меняется. Учащихся 9-11 классов особенно интересует источник выраженного словом чувства, они стремятся глубоко проникнуть в текст, осмыслить особенности художественного мира автора, осознать его значение в истории национального и мирового литературного Исходя из этого определяем цели анализа лирического в старших классах:
Предпочтительным путём анализа является сопоставление стихотворения с творчеством поэта и поэтическим миром его предшественников и наследников.
В ходе анализа лирического произведения учащиеся должны продемонстрировать следующие умения и навыки:
Важно помнить: Лингвостилистический анализ не должен стать самоцелью и должен сопрягаться с рассмотрением литературоведческих проблем. Не следует ограничиваться в работе сугубо лингвистической четкостью, неким формализмом подхода к тексту.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |