КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вводная лекция Исследования
J Н.И. Жинкин, опираясь на исследование, открыл «тайны слияниязвуков при чтении – прежде чем произнести тот или иной звук наш артикуляционный аппарат готовится к этому действию, настраиваясь на произнесение звука, каждый предыдущий звук в потоке речи произносится с позиции последующего. Д.Б. Эльконин перенёс это открытие на процесс чтения. В результате было выведено правило обучения чтению: при чтении слога необходимо формировать у детей умение ориентироваться на ту букву. которая обозначает гласный звук. В определении содержания и пути развития речи дошкольников используются данные психологии о возрастных и индивидуальных особенностях речи с учётом уровня её развития на каждом возрастном этапе, особенности психических процессов и свойств личности дошкольников. ? Закончите предложение: «Под речевой деятельностью понимается: « *…при чтении слога необходимо формировать…………. Педагогическая основа методики развития устной 1 речи дошкольников Задание: выделите главные мысли, докажите их значимость материалами из данного текста. Методика развития речи использует основные понятия и термины педагогики («цел и», «задач и», «методы», «приёмы » и т.д.), а также её положения, касающиеся закономерностей, принципов и средств воспитания и обучения. Важной для методики является проблема способов организации познавательной деятельности детей. Значительное место на занятиях должна занимать продуктивная, поисковая или частично-поисковая деятельность детей; только в такой деятельности у детей можно формировать основы самостоятельности мышления, творчества и в целом содействовать развитию личности каждого ребёнка. Решение различных дидактических вопросов всегда находится в прямой зависимости от тех задач, которые ставит перед дошкольными учреждениями общество на том или ином этапе своего развития. дидактические идеи могут быть реализованы лишь через методические системы. Так обеспечивается взаимосвязь дидактики и частной методики, в том числе и методики развития речи. Физиологическая основа методики развития речи& K KПрочитайте, выделите в тексте ответы на вопросы: 1) Иван Петрович Павлов подчёркивал …
2) И.П.Павлов назвал первой сигнальной системой…
3) вторую сигнальную систему составляют …
Физиологическую основу методики составляет учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах, объясняющее механизмы формирования речи. И.П. Павлов подчёркивал, что основной задачей мозга является восприятие и переработка сигналов, поступающих из внешнего мира. Мозг животных отвечает лишь на так называемые непосредственные раздражители: на то, что животное сейчас видит, слышит, обоняет и т.д. Отдельные ощущения или комплексы ощущений являются сигналами, по которым животное ориентируется в окружающем мире. Одни сигналы предупреждают об опасности, другие – о получении пищи и т.д. Отражение в мозге действительности в форме непосредственных ощущений И.П. Павлов назвал первой сигнальной системой. По его мнению, первая сигнальная система есть и у людей, и у животных, так как и люди, и животное имеют ощущения, представления и впечатления оттого, что их окружает, с чем они соприкасаются в мозге не только в форме ощущений, представлений, впечатлений, но и в форме ощущений, представлений, впечатлений, но и в Форме особых условных знаков – слов. Слова составили вторую сигнальнуюсистему действительности. Изучение высшей нервной деятельности ребёнка показывает, что проявление первой сигнальной системы в «чистом виде» можно наблюдать лишь на первом году жизни, когда малыш ещё не понимает слов и не говорит сам. В этот период его поведение определяется тем, что доступно слуху, зрению, вкусу и т.п. Затем начинает развиваться вторая сигнальная система. Она накладывает отпечаток на все непосредственные сигналы действительности. С возрастом роль словесных сигналов возрастает, что объясняет принцип наглядности, соотношение наглядного и словесного в процесс обучения детей родному языку. Обобщая сказанное, можно отметить, что, опираясь на концепции, ведущие положения и понятийный аппарат представленных наук, методика развития речи разрабатывает теорию обучения родному языку, создаёт на её основе программы, методические пособия для воспитателей и с помощью этих конкретных материалов соединяет теорию и практику. Вопрос и задание для повторения 1. Перечислите основные теории, идеи базисных наук, которые принципиально важны для методики развития речи дошкольников. 2. Как связаны между собой психическое и речевое развитие детей?
1. 3. Краткий исторический обзор становления отечественной методики развития речи как науки ? Познакомьтесь с кратким обзором и выполните задание. 1. Каким проблемам большое внимание уделил Л.Н. Толстой?
2. Почему К.Д. Ушинского называют основоположником методики развития речи, а Е.Н. Водовозову его продолжателем?
3. В чём актуальность теоретических положений, сформулированных Е.И. Тихеевой?
4. Какова роль Е.А. Флёриной в создании и развитии научно-педагогической школы по проблемам речевого воспитания и приобщения детей к культуре через восприятие художественного слова?
восприятие художественного слова?
5. Назовите основные направления исследований в области речевого речевого развития детей. Задание и вопросы для повторения. 1.Почему К.Д. Ушинского называют основоположником методики развития речи,а Е.Н.Водовозову его прдолжателем?. 2. В чём актуальность теоретических положений, сформулированных Е.И.Тихеевой? 3.Какова роль Е. А. Флёриной в создании и развитии научно-педагогической школы по проблемам речевого воспитания и приобщения детей к культуре через восприятие художественного слова. Выделите существенное и выразите в устной речи.
Начало научной разработки вопросов обучения детей родному языку в русской педагогике положили видные деятели народного образования и литературы, такие, как: М.В.Ломоносов, И.И Бецкой, В.Ф. Одоевский, В.Г.Белинский, Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой и др. Все они выступали за воспитание и обучение детей на родном языке с раннего возраста, доказывали роль родного языка в развитии ребёнка, разрабатывали основы педагогической науки. Большое внимание проблемам речевого развития и творчества детей уделял Л.Н. Толстой (1828 – 1910). Он искал средства обучения, которые стимулировали бы развитие речи и творческих сил детей. Одним из таких средств Л.Н. Толстой считал интересные, тщательно подготовленные уроки по всем предметам и особенно написание детьми сочинений. В статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» писатель показал, как можно пробудить у детей желание сочинять. По его мнению, таким стимулирующим моментом является показ детям самого процесса творчества. Создание первых сочинений в ходе совместной работы учителя и учеников: дети радовали писателя наблюдательностью, остроумием, умением внимательно относиться к людям, находить нужные, меткие слова. Он предупреждал неуверенность, поощрял активность каждого. Писатель показывал, как выбрать из многих мыслей одну, облечь её в слова, запомнить определить ей место, не пропускать и уметь соединять с последующим. Успех сочинения зависит от подбора темы, их подбирать, учитывая особенности детей, их интересы, переживания. Много внимания писатель уделял детскому чтению, создал «Азбуку» и «Книги для чтения». Рассказы в них используются и сегодня в дошкольных учреждениях. Писатель рекомендовал беседы по прочитанному. Настоятельно учитывал индивидуальные особенности каждого ребёнка. Творческое рассказывание и ознакомление с художественной литературой оказало большое влияние на методику обучения детей. Особое место среди прогрессивных педагогов XIXв занимает К.Д Ушинский (1824 – 1870). Учение о родном языке – главное в его обширном творчестве. Основные положения о роли родного языка в формировании человека К.Д. Ушинский изложил в книгах «Родное слово», «Детский мир», «Человек как предмет воспитания». Во-первых, по его мнению, язык – это результат воздействия на человека объективного мира и отношения человека к нему. Язык возник из потребности человека.. Во-вторых, язык – это труд бесконечно долгих трудов человечества. В-третьих,язык отражает многовековой опыт духовной жизни народа, который передаётся посредством языка последующим поколениям. В-четвёртых, язык выступает важнейшим народным наставником. Усваивая родной язык, каждое новое поколение усваивает мысли и чувства предшествующих поколений, овладевает тем духовным богатством, которое заключено в нём. Язык знакомит с обществом, с его историей, характерами людей, народной поэзией, учит любить отечество, чувствовать себя частью народа. Эти положения являются стержнем его педагогической концепции и определяют разработанную им методику обучения детей родному языку. Педагог за то, чтобы начинать обучение на родном языке, чтобы «он пустил глубокие корни в духовную природу» ребёнка. Для этого необходимо: 1) развить дар слова, т.е. развить у детей способность самостоятельно выразить свою мысль; 2) усвоить формы языка, выработанные как народом, так и литературой; 3) практически усвоить грамматику, своеобразную логику языка, чтобы правильно выражать свои мысли. Все три цели достигаются одновременно. Для этого он предложил целостную стройную систему обучения родному языку: определил содержание, разработал принципы, средства и методы обучения; показал способы работы, обеспечивающие развитие речи, а также мышления, нравственных и эстетических чувств ребёнка. К.Д.Ушинский неоднократно подчёркивал, что овладение родным языком должно начинаться задолго до школьного обучения. вВ работе с малолетними детьми рекомендовал проводить «уроки» не более 30 минут, прерываясь на игры, пение народных песен и проводя другие формы работы (рассказы по картинкам из детской жизни, которые приучают детей отвечать на вопросы, рассказывать связно, ясно, непринуждённо; упражнения на сравнение предметов, подготавливающее детей к чтению и письму). Взгляды К.Д. Ушинского на родной язык и его роль в духовном становлении ребёнка имеют основополагающее значение для выделения методики развития речи в самостоятельную науку. Его идеи нашли горячий отклик среди таких видных деятелей дошкрльного воспитания, как А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова, Е.И. Конради и др. Ученицей и последовательницей К.Д.Ушинского была Е.Н. Водовозова (1844 – 1923). 1871 году вышла в свет её главная педагогическая работа «Умственное и нравственное развитиедетей от первого проявления сознания до школьного возраста», предназначенная для воспитателей и родителей. По мнению педагога, в воспитании и развитии маленького ребёнка особое значение имеет родной язык. Она также была сторонницей использования в воспитании детей русской народной речи: сказок, загадок, пословиц, поговорок, потешек, народных песен, считая их богатейшим и ценнейшим материалом дляразвития речи ребёнка, для воспитания любви к своему языку, своему народу, своей Родине. Она предложила примерное распределение материала по возрастам, программу наблюдений за предметным миром и природой, методические рекомендации по использованию русского фольклора. Е.Н.Водовозова выступала против формального заучивания новых слов при обучении детей родному языку. Она считала, что каждое новое слово, особенно в младшем возрасте, должно связываться с конкретными впечатлениями детей, за каждым словом должен стоять конкретный образ; возражала против употребления в разговоре с ребёнком слов,ему непонятных, требовала «чистоты и правильности русского языка» в семье и детских садах. Большое внимание Е.Н.Водовозова придавала методам обучения родному языку, особенно беседам, которые она считала неотъемлемой частью жизни детей. По её мнению, беседа должна сопровождать прогулки, экскурсии, наблюдения, повседневную жизнь ребёнка. ею была разработана тематика бесед, предложила их образцы, дала практические указания к проведению бесед с детьми. Огромное внимание уделяла литературе. Сама будучи писателем, она сформулировала требования к детской книге с т.з. педагога, изложила свои взгляды на сказку, дала рекомендации по заучиванию стихотворений и басен. Многие методические указания Е.Н. Водовозовой не устарели. Благодаря усилиям отечественных педагогов прошлого складывалось общее представление об элементах теории речевого развития детей, определялисьеё цели, задачи, формировались принципы, разрабатывалась методика первоначального обучения детей. Однако в самостоятельную отрасль педагогической науки методика развития речи детей дошкольного возраста начала складываться лишь в 20–30-е гг.XX в. Это объяснялось массой организацией детских садов и возникновением теории общественного дошкольного образования. На первых съездах по дошкольному воспитанию была выдвинута задача всестороннего воспитания детей с учётом современной жизни. В 1938 г. было выпущено «Руководство для воспитателя детского сада», в котором развитие речи выделилось в самостоятельный раздел. Главное внимание в нём уделялось культуре речевого общения, выразительности речи. В качестве основных средств решения задач выдвигались чтение и рассказывание. Однако разработка содержания методики требовала продолжения. Большую роль в этом сыграла Е.И. Тихеева (1867 – 1944). Проблема родного языка была в центре её внимания. Разделяя взгляды К.Д.Ушинского и Л.Н. Толстого, она следовала принципу народного воспитания, который стал основой обучения родному языку. Е.И. Тихеева считала язык «наставником рода человеческого, великим педагогом» Её позиция – воспитание во всём многообразии должно осуществляться на фоне родного языка. Она первая из последователей К.Д. Ушинского употребила термин «обучение речи» в применении к дошкольному возрасту. Е.И. Тихеева поставила перед педагогами одну из главных задач речевого развития детей. По ее мнению, родной язык не наука. Его цель не сообщать знания, а служить духовному развитию, развивать способность понимания чужой речи и умения своей речью передавать свой внутренний мир. Е.И. Тихеева создала свою систему обучения родному языку детей в дошкольных учреждениях, ведущими принципами которой являются следующие: – деятельностный подход к развитию речи – речь развивается в деятельности, и прежде всего в игре, через игру, в труде; – взаимосвязь развития речи с другими сторонами воспитания личности ребенка умственными, сенсорными, эстетическим, физическим воспитанием);– наглядность в обучении– язык ребенка развивается наглядным путем, и только среди вещественного мира каждое новое слово будет становиться достоянием ребёнка в связи с ясным конкретным представлением; постепенность и повторность. Е.И. Тихеева советовала постепенно переходить от перечисления предметов к перечислению признаков и качеств предметов, от индивидуальных бесед к коллективным; от восприятия незнаковых предметов к предметам знакомым но неаблюдаемым в данный момент и т.д. много внимания Е.И. Тихеева уделяла отбору содежания речи. Основными условиями обогащения речи она считала социальную жизнь, природу, окружающую детей обстановку, дидактический материал. По мнению педагога, важным средством речевого развития дошкольников является обучение на специальных занятиях. В числе основных требований к занятиям она выдвигала связь их с интересами и опытом детей, «живое их проведение», возможности двигаться экспериментроватьэкспериментировать. Наиболее полно Е.И Тихеева разработала Занятия по обогащению словаря и по «живому слову». Е.И.Тихеева, как и К.Д. Ушинский, была против слишком раннего обучения детей иностранному языку. Она считала, что ребёнка следует предварительно хорошо подготовить. Большой интерес представляют разработанные Тихеевой средства, методы и приёмы обучения детей родному языку, многие из которых хорошо используются в практике дошкольных учреждений и сегодня. Значительное влияние на развитие методики оказала Е.А. Флёрина.(1889 – 1952). Обучение родному языку она рассматривала в русле традиций отечественной методики. На первое место Е.А.Флёрина выдвигала содержание речи. Она считала, что лля обогащения содержания речи необходим достаточный личный опыт ребёнка. Самые продуктивные методы накопления опыта, по мнению Флёриной, наблюдения, игра, труд, эксперимент. Чем чётче, конкретнее и эмоциональнее осуществляется накопление опыта, тем успешнее и с большим интересом дети опираются на него в разговорах и беседах. Среди речевых задач Флёрина выделяла расширение лексикона, обогащение структуры речи, работу над чистым произношением, культурой речи, её выразительностью, знакомство с художественной литературой, развитие детского словесного творчества, овладение различными формами живого слова. Важным фактором речевого развития она считала социальную среду и организацию развивающей среды в детском учреждении. Флёриной принадлежит заслуга создания системы работы по ознакомлению детей с худо- жественной литературой, приобщению их к искусству слова. Ею определено значение художественной литературы в воспитании дошкольников, выделены особенности детского восприятия литературных произведений, выявлены критерии отбора произведений, дана классификация детских книг по тематическому принципу, детально разработана методика художественного чтения и рассказывания в зависимости от возраста детей. Идеи Е.И.Тихеевой и Е.А.Флёриной нашли воплощение в программных документах, в которых раскрываются подробно задачи речевого развития. В 1962 г. вышла «Программа воспитания в детском саду», согласно которой дети должны учиться говорить на лучших образцах родной речи.В ней впервые была разработана программа (в том числе и по развитию речи) для 4-летних детей (2-я младшая группа), введено новое название группы 6-летних детей («подготовительная к школе»), предусмотрена подготовка к грамоте, программный материал по развитию отдельных качеств речи отнесён к определённым видам деятельности детей. Однако задачи по связной речи в этой программе были сформулированы недостаточно конкретно, что затрудняло контроль за работой….. В 1984г. была издана «Типовая программа обучения и воспитания в детском саду». В ней более детально разработан раздел «Развитие речи», в котором произведено разграничение задач развития речи и ознакомления с окружающим; заново сформулированы конкретные задачи воспитания звуковой культуры речи, словарной работы, формирования грамматического строя речи и элементарного осознания языковых явлений; усилено внимание к работе над смысловой стороной слова; работа по развитию связной речи включена со 2-й младшей группы. XX век характеризуется не только усовершенствованием программно-методических документов, но и появлением научных исследований, которые условно можно разделить на несколько направлений: –исследования возрастных срезов – речь детей раннего возраста, речь детей,поступающих в школу, и пр.(Н.М. Щелованов,Н.М. Аксарина, Г.М. Лямина, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др. – исследования отдельных сфер языка и их отражения в речи (фонетики, лексики, грамматики, связной речи) в виде возрастных срезов, в перспективном развитии, в условиях различнх влияний (Е.И.Радина, Л.А.Пеньевская, М.М.Конина, В.В. Гербова, В.И.Логинова, Е.М.Струнина,А.М.Леушина, В.И. Яшин, Ф. А. Сохин, О.С.Ушакова, Н.Ф.Виноградова, М.М.Алексеева,А.И.Максимов, Э.П.Короткова, А.М. Бородич, А.Г. Арушанова, В.И. Ядэшко,М.С. Лаврик и др.); – исследования речи детей в фило- и онтогенезе (П.С. Выготский, М.И. Лисина, А.А.Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, А.Г. Рузская и др.); – исследовании по видам творческой деятельности (Л.А. Пеньевская, Р.И. Жуковская, А П. Усова, О.И. Соловьёва, Н.С. Карпинская, М.М. Конина, О.С. Ушакова, Л.В. Ворошнина, Н.А. Орланова, О. Н Сомкова, О.В. Акулова и др.); – исследования особенностей восприятия художественных произведений (Р.И. Жуковская, О И Соловьёва; А.В. Запорожец, Н. С. Карпинская, Л.А.Пеньевская, Л.М. Гурович, Л.А. Талер, А.И. Полозова, В.Н. Андросова и др.); – исследования осознания языка и речи (Д.Б. Эльконин, С.Н. Карпова, Ф.А. Сохин, Г.П.Белякова, Г.А. Тумакова, Л.Е.Журова, М.М. Алексеева и др.); – исследования возможностей к обучению грамоте (А.И. Воскресенская. Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская и др.) Поиск нового содержания и форм обучения родной речи продолжается.
Литература 1.Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для суд.высш. учеб. заведений /Н.А. Стародубова. – 2-е изд.,испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256. 2.Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошколников / М.М. Алексеева, В.И.Яшина. – М., 1997 3. Бородич А М. методика развития речи детей / М., 1974. 4. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. / Т.А.Ладыженская. – М.,1998. 5. Львов М. Р. Основы развития речи / М.Р.Львов. – М., 2002. 6.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С.Ушакова./М, 2001. 7. Львов М.Р. Язык и речь // Нач.школа. – 2000. – №.1. – С. 83 –86. 8.Львов М. Р. Виды речи // Нач.школа. – 2000. – № 5. – С.76 – 81. 9. Львов М.Р. Речевое развитие человека // Нач.школа. – 2000. – №6. – С.98 – 105.
положения Условные обозначения: & – чтение с заданием: выделить важное по смыслу;F
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |