Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в методику развития речи

1.1. Общие сведения о речи

&. Задание 1. Прочитайте определения речи, её назначение в человеческом обществе, выделите ключевые слова, сопоставьте с другими определениями, сделайте вывод: что такое речь.

$ «Р ечь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимоеусловие существования человеческого общества. речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки её результатов, помогает в познании окружающего ми ра. Благодаря ей человек приобретает, усваивает знания и передаёт их. Речь – средство { воздействия н а сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирование вкусов, удовлетворения потребностей в общении.

$ Человек, будучи по своей природе Существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания и т.д. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности (Так интерпретирует определение речи Н.А. Стародубова, ссылаясь на формулировку Т.А. Ладыженской).

$ В энциклопедии «Русский язык» имеется следующее определение: «Речь – конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее {проговаривание) или письменной форме. Под речью принято понимать как {сам процесс говорения, так и результат этого процесса,,т.е. и речевую деятельность и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.

Общая характеристика речи обычно даётся через противопоставление её языку». (Русский язык.Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П. Филин. – М.: «Советская энциклопедия», 1979. – 432. С.255.).

$ М.Р. Львов даёт такое определение: «Р Е Ч Ь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речью называют общение с помощью языка <…>. Термин р е ч ь имеет три значения:

F F а) речь как процесс, как деятельность, например: механизмы речи; ребёнок начинает говорить, он овладевает речью; речь льётся свободно;

б) речь как результат, как продукт речевой деятельности, синоним – текст, например: анализ речи 6-го ребёнка; образцы речи высокой культуры; F в ) речь как жанр устного, ораторского выступления: Полный текст речи депутата Н.Н. опубликован в газетах; блестящая речь, произнесённая на суде адвокатом (Львов М.Р.).

Когда и как появилась речь? Этот вопрос интересует учёных всегда. Существует несколько теорий о происхождении и сущности языка и речи. Вы их рассматривали в курсе русского языка. Здесь даются только названия ряда теорий. Задание 2. На основе изученного материала в курсе современного русского языка сделайте «Кластер».

Инструкция: кластер – это графический способ организации учебного материала в форме блоков-идей, «гроздьев», «паучков», отражающих смысловые единицы текста.

 

Теории о происхождении языка и речи:

1.Звукоподражательная

2. Междометная.

3. Рабочая теория (теория трудовых выкриков).

? По мнению современных отечественных лингвистов,. зарождение и первые этапы развития речи (языка) протекали в двух направлениях: в реальном социально значимом взаимодействии членов коллектива и в игровых культовых проявлениях.

Б.В.Якушин считает, что одной из причин превращения нечленораздельного звукового сопровождения действия является увеличение разнообразия реальных (трудовых, боевых) ситуаций, в которых оказывался первобытный человек. <…> Другая не менее важная причина – осуществление ритуально мифологической функции звуковой коммуникации. От звукового сопровождения синкретического действа, в центре которого была пантомима, первобытный человек переходил к созданию сложной системы магических текстов, несущих в себе информацию об окружающем мире и способе организации взаимоотношений с этим миром. Звуковое сопровождение магических обрядов постепенно приобретало вид словесных формул, которые передавались от одного поколения к другому.

Постепенно наряду с элементарным озвучением действий стали появляться слова-предложения с последующим вычленением групп подлежащего и сказуемого и т.д. Так возникла членораздельная речь.

è Речь выполняет три ф у н к ц и и: общения, познания и регулятора поведения. Различные функции речи совмещаются, переплетаются. Наукой доказано, что без речевого общения человеческое существо не может стать полноценным человеком.

Задание 3. Приведите примеры – случаи детей, попавших в логово животных (феномен Маугли), «синдром госпитализма».

Речь по наследству не передаётся.

Речь помогает в познании окружающего мира. Усваивая новые слова, новые грамматические формы, человек расширяет своё представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях. С помощью слова ребёнок получает от взрослых знания – сначала элементарные, а потом всё более глубокие.

Речь влияет на поведение человека. Первыми словами-регуляторами поведения становятся слова «можно», «нельзя «надо». Они пробуждают самосознание, тренируют волю, дисциплинируют. Когда ребёнок поймёт эти слова, а также такие слова, как «доброта», «отзывчивость», «заботливость» и др., они станут программой формирования его нравственных принципов. Ребёнок «впитает» в себя их содержание, т.е. научится поступать в соответствии с ними. (Л.П. Федоренко).

è Исключительное значение имеет речь в установлении контакта с другими детьми. Отсюда следует вывод:овладение речью должно быть своевременным (с первых дней после рождения) и полноценным (достаточным по объёму языкового материала).

è Существуют две ф о р м ы р е ч и: è устная и письменная, между ними много общего.

По свидетельству лингвистов обе формы речи «связаны тысячами переходов друг в друга». Эту связь психологи объясняют тем, что в основе обеих форм речи лежит внутренняя речь, являющиеся основой формирования мысли.

Таблица 1

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Руководство к воплощению на практике. | Для методики развития речи дошкольников
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.