Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура Организации Объединенных Наций

Структура универсальной международной организации представлена шестью главными и необходимым количеством вспомогательных органов. Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат. В соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 года ООН является юридическим лицом; приобретает недвижимое и движимое имущество; распоряжается последними; возбуждает дела в суде. Представители ООН в главных и вспомогательных органах, на конференциях, при исполнении своих служебных обязанностей и во время поездки к месту заседания и обратно пользуются привилегиями и иммунитетами. Должностные лица ООН не подлежат судебной ответственности, пользуются фискальными и таможенными привилегиями.

За время своей деятельности Организация Объединенных Наций проявила достаточную способность акцентировать свое внимание на первостепенных проблемах мира и безопасности. Миротворческие операции ООН помогают в выполнении соглашений о мире, наблюдают за соблюдением достигнутого перемирия, содействуют прекращению военных действий. У ООН нет своей армии. Для проведения миротворческой миссии государства-члены предоставляют войска и снаряжения на добровольной основе. Получение компенсации производится из специального миротворческого бюджета. Миротворческие миссии создаются и определяются членами Совета Безопасности. Все государства-члены ООН разделяют риск по поддержанию мира и безопасности. С 1945 года 110 стран предоставили свой персонал; наибольшее число войск на текущие миротворческие операции предоставили Пакистан, Бангладеш, Иордания, Польша, Российская Федерация и Канада. В миротворческих операциях участвуют государства, не являющиеся членами данной организации. Например, Швейцария выделает деньги, самолеты, медицинское и другое оборудование на миротворчество. Организация Объединенных Наций проводит крупномасштабные конференции. Это позволяет мобилизовать национальные и международные органы, неправительственные организации на активные действия; установить международные стандарты и нормы в определении национальной политики; обсуждение новых предложений и поиска консенсуса. Для обеспечения эффективности деятельности ООН проводит специальные сессии Генеральной Ассамблеи. Например, к числу крупномасштабных конференций можно отнести Конференцию ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро,1992 год; Всемирную конференцию по правам человека, Вена, июнь 1993 г; Международную конференцию по народонаселению и развитию, Каир, 1994 г; Всемирный Саммит по социальному развитию, Копенгаген, 1995 г; Четвертую всемирную конференцию по правам женщин, Пекин, 1995 г; Вторую конференцию ООН по населенным пунктам, Стамбул, июнь 1996 г. В рамках ООН было разработано и заключено большое количество многосторонних международных соглашений, имеющих важное значение в вопросах кодификации. ООН имеет в своем составе ряд автономных международных организаций, созданных на основе межправительственных соглашений и обладающих большой компетенцией в различных областях. Эти организации именуются Специализированными учреждениями, связанные с ООН через Экономический и Социальный Совет. Центральная штаб-квартира ООН – Нью-Йорк /США/, штаб квартиры европейского отделения находятся в Женеве /Швейцария/ и Вене /Австрия/. Возглавляет работу ООН Генеральный Секретарь, избираемый на 5 лет, но не больше чем на два срока. Истории ООН известны семь Генеральных Секретарей. Нынешнее высшее должностное лицо ООН – Кофи Аннан, избранный в 1997г.

Генеральная Ассамблея ООН –/ГА ООН/ один из главных органов Организации Объединенных Наций, состоящий из всех ее членов. Большое внимание на совещании в Думбартон-Оксе в 1944 году было уделено роли и полномочиям Генеральной Ассамблеи. После длительных дискуссий было оговорено, что Ассамблея имеет право самостоятельно рассматривать вопросы поддержания мира и безопасности. При этом, только Совет Безопасности будет обладать правом выносить обязательные для членов ООН решения и применять принудительные меры. Правовое положение ГА ООН определяется в соответствии с IV главой Устава ООН, статьями с 9 по 22. Каждое государство, член ООН, представлено не более чем 5 представителей, 5 заместителей и необходимое число советников и экспертов. Генеральная Ассамблея уполномочена обсуждать любые вопросы и дела в пределах Устава ООН, или относящихся к компетенции любого органа ООН. ГА может обращать внимание Совета Безопасности на ситуации, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности, за исключением тех случаев, когда спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности. ГА получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады основных и вспомогательных органов ООН. Кроме того, ГА рассматривает и утверждает бюджет Организации, любые финансовые и бюджетные соглашения со специализированными учреждениями, проверяет их административные бюджеты с той целью, чтобы сделать рекомендации заинтересованным органам.

Возглавляет работу ГА председатель, имеющий 17 заместителей. В составе Генеральной Ассамблеи имеются сессионные и вспомогательные органы, главные комитеты. К примеру, сессионные органы представлены Генеральным комитетом и комитетом по проверке полномочий; вспомогательные. В состав вспомогательных органов входят комиссии и комитеты, например, Комиссия международного права, по правам человека, по праву международной торговли, Комитеты по деколонизации, по использованию космического пространства, по разоружению. Важное значение в компетенции ГА имеют 6 главных комитетов: по политическим вопросам и вопросам безопасности, по экономическим и финансовым вопросам, по социальным, гуманитарным и культурным вопросам, по вопросам опеки и несамоуправляющихся территорий, по административным и бюджетным вопросам, по правовым вопросам Генеральная Ассамблея – сессионный орган. Имеются три вида сессий: очередная, специальная и чрезвычайная. Очередная сессия ГА ООН собирается ежегодно, в третий вторник сентября. Специальная сессия созывается по любому вопросу, если такие требования поступают от Совета Безопасности, большинства членов ООН или сообщения большинства членов Организации о присоединении к требованию одного из членов ООН о созыве специальной сессии. Такие сессии созываются в течение 15 дней со дня получения Генеральным секретарем требования о созыве. Чрезвычайные специальные сессии созываются в течение 24 часов с момента получения Генеральным секретарем ООН требования о созыве такой сессии, поступившего от Совета Безопасности и поддержанного голосами любых 9 членов Совета, требования большинства членов ООН или сообщения большинства членов Организации о присоединении к требованию одного из членов ООН о созыве. Чрезвычайные сессии созываются: во-первых, если существует угроза миру; во-вторых, произошло нарушение мира или совершен акт агрессии, и если Совет Безопасности не может принять надлежащих мер ввиду того, что его члены из-за вето не пришли к единодушному решению вопроса. Каждый член ГА имеет один голос. По важным вопросам Генеральная Ассамблея принимает решения большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании. Эти вопросы включают: 1/. Рекомендации по поддержанию международного мира и безопасности. 2/. Выборы непостоянных членов СБ, членов Экономического и Социального Совета, членов Совета по Опеке. 3/. Прием новых членов в ООН, приостановление прав и привилегий членов ООН, исключение из ООН. 4/. Функционирование системы опеки. 5/. Бюджетные вопросы. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании. Все выборы проводятся тайным голосованием. В практике Организации Объединенных Наций была ситуация, когда один из постоянных членов Совета Безопасности при приеме одного из государств в члены ООН воздержался. Такая позиция не препятствует приему. Например, Израилю была дана рекомендация для членства Советом Безопасности, хотя Великобритания от голосования воздержалась. Правилами процедуры Генеральной Ассамблеи установлено, что для принятия новых членов требуется большинство в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Необходимо отметить, что в настоящее время в Генеральной Ассамблеи сложилась традиция принятия новых членов на основе общего согласия (аккламации), а не большинством голосов. Аналогичной была процедура на 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, на которой Республика Казахстан была принята в членство ООН на основании единодушного одобрения государств-членов. После этого, на основании положений Устава ООН было принято постановление о юридическом закреплении совершенного акта.

Очередную сессию ГА официально открывает глава делегации, из состава которой был избран председатель предыдущей сессии. ГА назначает Комитет по проверке полномочий, проводит выборы председателя и заместителей председателя, других должностных лиц главных комитетов. После утверждения повестки дня сессии открывается общеполитическая дискуссия, которая обычно длится 2-3 недели. Согласно Правилам процедуры Генеральной Ассамблеи, официальными и рабочими языками ГА, ее Комитетов и подкомитетов являются английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский.

Совет Безопасности ООН - /CБ ООН/- главный орган Организации Объединенных Наций, состоящий из 15 членов: 5 –постоянных членов – Россия, США, КНР, Франция, Великобритания; 10 – непостоянных членов, избираемых в соответствии со следующей квотой сроком на 2 года: 3 места – государства Африки, 2 – азиатские государства, 2 – страны Латинской Америки, 2 – государства Западной Европы, Канады, Австралии, Новой Зеландии, 1 – государство Восточной Европы. Правовые основы деятельности Совета Безопасности определены в главе V Устава ООН. В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности является постоянно действующим органом, который несет главную ответственность за поддержание мира и безопасности. Совет Безопасности может потребовать от спорящих сторон разрешения их спора при помощи мирных средств. В компетенцию Совета входит: рассмотрение вопросов поддержания международного мира и безопасности; мирное разрешение споров; принятие принудительных мер; рекомендации о приеме в ООН и исключении из ООН; выборы членов Международного Суда; резолюции о назначении Генерального Секретаря и другие. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Решения Совета по процедурным вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса 9 членов Совета. По другим вопросам решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса 9 членов Совета, включая голоса всех постоянных членов Совета. Сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования. Совет собирается на периодические заседания, где каждый из его членов может быть представлен или членом правительства, или другим особо назначенным представителем. Заседания проводятся не только в месте пребывания ООН, но и любом другом месте, которое более способствует работе СБ. Периодические заседания СБ проводятся два раза в сроки, устанавливаемые Советом Безопасности. Совет Безопасности сам устанавливает свои правила процедуры. Учреждаются вспомогательные органы, необходимые для выполнения функций Совета Безопасности. К ним относятся: Военно-Штабной Комитет, Комитет Экспертов, Комитет по приему новых членов, Комитет по проведению заседаний Совета вне Центральных учреждений и т.д.

Согласно Уставу ООН, государства обязаны предоставить в распоряжение Совета Безопасности вооруженные силы не только по требованию Совета, но и в соответствии с особым соглашением или соглашениями, которые заключаются между СБ и заинтересованными государствами. В ситуациях, представляющие угрозу миру, Совет Безопасности может порекомендовать в соответствии со статьями 40 и 41 Устава следующие меры: разрыв дипломатических отношений, прекращение экономических связей, прекращение воздушного, железнодорожного сообщений, почтовой и телеграфной связи, блокада портов и др.

ЭКОСОС (Экономический и Социальный Совет) –работает под руководством Генеральной Ассамблеи, выполняет функции ООН в области международного экономического и социального сотрудничества. Компетенция ЭКОСОС не наделена властными полномочиями. К примеру, ЭКОСОС занимается вопросами исследования и составления докладов по международным вопросам, делает рекомендации; предоставляет проекты конвенций.

Состав. Генеральная Ассамблея избирает на 3 года 54 члена, ежегодно переизбираются 18 членов Совета. При избрании соблюдается принцип справедливого географического распределения.

14 мест для стран африканского континента.

13 мест – Западная Европа

11 мест от стран Азии

10 мест от государств Латинской Америки

6 мест - страны Восточной Европы.

Выбывающий член ЭКОСОС переизбирается немедленно. Каждый член ЭКОСОС имеет одного представителя.

ЭКОСОС является непостоянно действующим, а сессионным органом. ЭКОСОС созывает 3 сессии в год.

1 – организационная, 2-ой вторник января.

2 – весенняя, 2-ой вторник апреля.

3 – летняя, в 1 среду июля

Избирается председатель, 4 заместителя, вместе они организуют президиум.

ЭКОСОС создает 3 сессионных комитета: Экономический, социальный и по программе и координации.

В составе ЭКОСОС работают функциональные и региональные комиссии.

Функциональные: статистическая, по народонаселению, социального развития, по положению женщины, по наркотическим средствам, по транснациональным корпорациям, по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

Региональные: экономические для Европы, экономические для Азии и Тихоокеанского региона, экономические для Лат. Америки, экономические для Африки и другие.

Постоянные комитеты: по неправительственным организациям, по природным ресурсам, по науке и технике в целях развития, по освоению и использованию новых источников энергии, по населенным пунктам и др.

Свыше 600 неправительственных организаций имеют консультативный статус при ЭКОСОС. Они направляют наблюдателей для участия на открытом заседании Совета и его вспомогательных органов. ЭКОСОС, в соответствии с уставными положениями ООН, может запрашивать мнение, консультироваться с неправительственными организациями. Особыми соглашениями с ЭКОСОС связаны специализированные учреждения ООН.

Специализированные учреждения ООН входят в особую группу международных организаций и имеют особую правовую связь с Организацией Объединенных Наций. В соответствии со ст. 63 Устава ООН, Экономический и Социальный Совет – один из главных органов ООН, уполномоченный заключать с любым из учреждений, указанных в статье 57, соглашения, определяющие условия, на которых соответствующие учреждения будут поддерживать связи с Организацией. В настоящее время в группу специализированных учреждений ООН входят:

1. Международная организация Труда (МОТ).

2. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО).

3. Всемирная организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

4. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

5. Всемирный Банк – Международный Банк Развития и реконструкции (МБРР).

6. Международная ассоциация развития (МАР).

7. Международная финансовая корпорация (МФК).

8. Международный валютный фонд (МВФ).

9. Международная организация гражданской авиации (ИКАО).

10. Всемирный Почтовый Союз (ВПС).

11. Международный Союз электросвязи (МСЭ).

12. Всемирная метеорологическая организация (ВМО).

13. Международная морская организация (ИМО).

14. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

15. Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР).

16. ООН по промышленности и развитию (ЮНИДО).

Перечень специализированных учреждений ООН доказывает, что сфера их деятельности разнообразна. К основным видам деятельности относятся:

Ø координация деятельности государств-членов в социально-экономических областях международного сотрудничества;

Ø разработка международных конвенций и регламентов в целях создания унифицированных правил и норм для регулирования международного сотрудничества в области транспорта и связи, здравоохранения, труда, культуры, образования и т.д.;

Ø оказание технической помощи развивающимся странам;

Ø информационная деятельность;

Ø научная деятельность.

Структура специализированных учреждений основывается на их Уставах, система ее однотипна. Для специализированных учреждений характерна трехзвенная структура управления, которая включает îáùåé собрание всех государств-членов. В различных организациях она имеет различные наименования. Например, во Всемирном почтовом Союзе общее собрание членов называется Конгрессом, во Международной организации гражданской авиации, Всемирной организации здравоохранения – Ассамблея, во Всемирной организации по вопросам образования, науки и культуры, Международной Организации Труда – Генеральная Конференция. Исполнительные органы, как и высшие имеют различные наименования: Административный Совет (Международный Союз электросвязи), Совет (Международная организация гражданской авиации, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), Исполнительный Совет (Всемирный Почтовый Союз). Они обеспечивают постоянную деятельность специализированных учреждений в промежутках между сессиями высшего органа. Административный орган включает в себя секретариат, который возглавляется главным административным лицом (директор, генеральный директор, генеральный секретарь), избираемым обычно на пятилетний срок с правом последующего переизбрания. Главная задача секретариата заключается в подготовке необходимых документов для публикации, отчетов, даче консультаций, информации о своей деятельности.

Совет по Опеке. Был учрежден для контроля за системой опеки. Международная система опеки была создана для управления зависимыми территориями, которые ранее являлись подмандатными (система мандатов Лиги Нации). Совет по Опеке действует под руководством Генеральной Ассамблеи (ст. 85, п. 2 ст. 87), а также в необходимых случаях под эгидой Совета Безопасности (ст. 83). В соответствии со статьей 91 Устава ООН, «Совет по Опеке пользуется в соответствующих случаях помощью Экономического и Социального Совета и специализированных учреждений в отношении вопросов, в которых они соответственно заинтересованы». Основные функции и полномочия Совета по Опеке, действующего под руководством Генеральной Ассамблеи, сводятся к рассмотрению вопросов, отчетов, представляемых управляющей властью, принятию петиций и их рассмотрению, консультируясь с управляющей властью, посещению соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки, предпринимает действия в соответствии с условиями соглашения об опеке (ст.87 Устава ООН).

Согласно Уставу ООН, «Совет по опеке разрабатывает анкету относительно политического, экономического и социального прогресса населения каждой территории под опекой, а также его прогресса в области образования, а управляющая власть каждой территории под опекой, входящей в компетенцию Генеральной Ассамблеи, представляет последней ежегодные доклады на основе этой анкеты» (ст.88 Устава ООН).

Совет по Опеке принимает собственные правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя. Совет по Опеке проводит свои ежегодные сессии, кроме этого могут созываться возобновленные и специальные сессии. Заседания Совета по опеке созываются по мере необходимости, обычно это происходит в мае. Основная задача Совета по опеке состоит в том, чтобы содействовать целям ООН согласно статьям 1 и 76 Устава ООН.

В первоначальном варианте в состав данного органа было включено 11 территорий. Сейчас, после того, как 22 декабря 1990 года Совет Безопасности проголосовал за прекращение действий Соглашения по опеке над тремя из четырех образований, составляющих Тихоокеанские острова (Микронезия), которые управлялись США с 1947 года, осталась одна. Единственной подопечной территорией на сегодня остается Палау, находящаяся под опекой США.

Таким образом, Совет по опеке сыграл положительную роль в развитии и становлении подопечных территорий.

Международный Суд ООН представляет собой один из главных органов в структуре ООН, который был учрежден в качестве главного судебного органа. Международный суд ООН осуществляет свою деятельность в соответствии со Статутом Международного Суда, являющимся неотъемлемой частью Устава ООН. Глава XIV Устава ООН, статьи с 92 по 96 рассматривают вопросы о деятельности Международного Суда. В статье 92 отмечается, что Международный Статут «основан на Статуте Постоянной Палаты международного правосудия», который действовал в рамках Лиги Нации.

В соответствии со статьей 93 Устава ООН, «Все члены Организации являются ipso facto участниками Статута Международного Суда». Государство, не являющееся членом Организации, может стать участником Статута Международного Суда на условиях, которые определяются в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Международный Суд состоит из коллегии независимых судей, избираемых вне зависимости от гражданства. Судьи избираются из числа лиц, удовлетворяющим требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющимися юристами с признанным авторитетом в области международного права. Международный Суд состоит из 15 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности сроком на 9 лет с правом переизбрания. Каждые три года переизбираются 5 членов Суда. В Международном Суде не может быть двух граждан одно7го и того же государства. Международный Суд избирает председателя, вице-председателя и секретаря сроком на три года.

Важно положение статьи 9 Статута Международного Суда о том, что состав Суда должен обеспечивать представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира. Место пребывания Суда – Гаага. При исполнении служебных обязанностей судьи пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Основная задача Международного Суда состоит в разрешении на основании международного права дел, переданных ему сторонами. Международный Суд уполномочен давать консультативные заключения в ответ на запрос Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. Другие органы ООН, международные организации и органы запрашивают консультативные заключения только с разрешения Генеральной Ассамблеи. Важнейшими особенностями юрисдикции Международного Суда являются:

17. Международный Суд рассматривает споры только между государствами.

18. Такие споры рассматриваются в Международном Суде только с согласия спорящих сторон.

19. Участники Статута Суда могут делать заявления о признании юрисдикции Суда обязательной по всем правовым спорам, касающихся толкования договора, любого вопроса международного права, характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства. Заявление о признании юрисдикции Суда обязательной могут быть безусловными или на условиях взаимности со стороны тех или иных государств, или же на определенное время.

В соответствии с Уставом ООН, каждый член Организации Объединенных Наций обязан выполнять решения Суда потому делу, в котором он является стороной. Вынесенные Судом решения окончательны и обжалованию не подлежат. В функции Международного Суда не входит создание норм международного права. Задачи Суда ограничены разрешением предаваемых ему споров на основании действующего международного права.

Решения в Международном Суде принимаются большинством голосов присутствующих судей, при этом кворум составляет голоса девяти членов Суда. В случае разделения голосов поровну, председатель Суда имеет право решающего голоса. Международный Суд обязан решать передаваемые ему споры на основании международного права, руководствуясь при этом международными конвенциями, международными обычаями, признанными в качестве правовой нормы; общими принципами права, признанными цивилизованными народами. В качестве вспомогательного средства для определения правовых норм используются судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов. Международный Суд может решать дела, исходя из начал справедливости, если с этим согласятся спорящие стороны.

Состав судей Международного Суда называется камерой. По мере необходимости Международный Суд создает одну или несколько камер в составе трех и более судей.

С 1946 года Международный Суд вынес 23 консультативных заключения, касающихся, в частности, приема в члены ООН, возмещения за ущерб, понесенный на службе ООН, территориального статуса Юго-Западной Африки и Западной Сахары. Кроме того, консультативные заключения касались решений, вынесенных международными административными трибуналами, расходов на некоторые операции ООН и применимости Соглашения о Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций. В июле 1996 года были вынесены консультативные заключения в ответ на запрос Всемирной организации здравоохранения о законности применения государством ядерного оружия в вооруженном конфликте, а также запрос Генеральной Ассамблеи ООН о законности угрозы ядерным оружием или его применения.

В настоящее время в Международном Суде рассматриваются следующие споры:

- Делимитация морской границы и территориальные вопросы между Катаром и Бахрейном.

- Вопросы толкования и применения Монреальской конвенции 1971 года, возникшие в связи с воздушным инцидентом в Локерби – Ливийская Арабская Джамахирия против Соединенного Королевства.

- Вопросы толкования и применения Монреальской конвенции 1971 года, возникшие в связи с воздушным инцидентом в Локерби – Ливийская Арабская Джамахирия против Соединенных Штатов Америки.

- Нефтяные платформы (Исламская Республика Иран против Соединенных Штатов Америки).

- Применение Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (Босния и Герцеговина против Югославии).

- Вопросы разграничения сухопутной и морской границ между Камеруном и Нигерией.

- Вопросы юрисдикции в отношении рыболовства (Испания против Канады).

- Споры в отношении острова Касикили/Седуду (Ботсвана/Намибия).

- Применение норм Венской конвенции о консульских сношениях в споре между Парагваем и Соединенными Штатами Америки.

Секретариат -административный орган ООН. Ст. 97 Устава определяет состав Секретариата следующим образом: «состоит из Генерального Секретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации». Персонал Секретариата назначается Генеральным Секретарем согласно правилам, установленным Генеральной Ассамблеей. Каждый сотрудник дает присягу не запрашивать и не получать инструкцию от какого-то ни было правительства или другой власти, не имеющего отношения к ООН. При приеме на службу и определении ее условий Устав предписывает руководствоваться необходимостью обеспечить высокий уровень работоспособности, компетентности и добросовестности и уделять должное внимание важности подбора персонала на возможно более широкой географической основе.

Секретариат в соответствии с возложенными на него полномочиями должен обеспечивать обслуживание органов системы Организации Объединенных Наций, выполнять выработанные ее программы и проводить установленные ООН политику. В частности, Секретариат ООН

- информирует и консультирует Генерального Секретаря по различным вопросам, которые входят в компетенцию ООН;

- принимает, переводит, печатает и распространяет документы, доклады и резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, ее комитетов, органов;

- обеспечивает устный перевод произносимых на заседаниях выступлений;

- составляет, печатает, рассылает отчеты о заседаниях сессии;

- хранит документы в архивах, рассылает документы Генеральной Ассамблеи государствам-членам ООН;

- регистрирует и изучает международные договоры, заключенные членами ООН.

Правовое положение персонала регулируется положением о персонале от 2 февраля 1952 года, утвержденным резолюцией Генеральной Ассамблеи согласно статьи 101 Устава ООН. Персонал секретариата делится на специалистов, сотрудников полевой службы, сотрудников общего обслуживания и хозяйственно-технический персонал. К специалистам относятся должностные лица, состав технического персонала включает в себя секретарей, машинисток, курьеров и других работников. Прием на работу в Секретариат осуществляется по двум видам найма: на основе постоянных (до достижении пенсионного возраста) и временных контрактов (этот вид найма составляет 30% работников Секретариата).

На первоначальном этапе становления и развития ООН персонал Секретариата в основном составляли представители США, Великобритании, Франции. В современных условиях, при подборе и расстановке кадров учитывается принцип справедливого географического представительства, а также личные качества, такие как честность, добросовестность, компетентность. В соответствии со статьей 100, «При исполнении своих обязанностей Генеральный секретарь и персонал секретариата должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных перед Организацией».

Возглавляет работу Секретариата Генеральный Секретарь, назначаемый Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет. Срок полномочий может быть продлен на тот же период. Рекомендацию о назначении Генерального Секретаря рассматривают на закрытом заседании и проводят тайное голосование. Личность Генерального Секретаря ООН имеет важное значение в деятельности универсальной организации. Согласно ст. 97 Устава ООН Генеральный Секретарь «является главным административным лицом Организации».

При разработке проекта Устава ООН предлагались различные варианты названия главного должностного лица Секретариата: посредник, президент, генеральный директор. В частности Франклин Делано Рузвельт настойчиво предлагал использовать понятие «посредник». По его мнению этот вариант наилучшим образом отвечал бы задачам главы штаб-квартиры международной организации. В окончательном варианте страны-учредители договорились, что основной пост в Секретариате будет называться «Генеральный секретарь».

В своей деятельности Генеральный секретарь, в соответствии с уставными положениями «действует в этом качестве на всех заседаниях Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета и Совета по опеке и выполняет также и другие функции, которые возлагаются на него этими органами…» (ст. 98).

Выполняемые Генеральным секретарем функции можно условно разделить на политические и административные. К политическим функциям главного должностного лица относятся усилия по урегулированию конфликтов между государствами. Генеральный секретарь имеет права доводить до Совета Безопасности сведения о любых спорах, которые по его мнению, угрожают международному миру и безопасности. Административные функции Генерального секретаря сводятся к следующему:

Ø дача общих директивных указаний департаментам, управлениям и другим подразделениям Секретариата;

Ø координация всей деятельности системы Организации Объединенных Наций;

Ø руководство работой всего персонала Секретариата по обслуживанию главных органов ООН;

Ø представляет Генеральной Ассамблее ежегодный отчет о работе ООН;

Ø представляет Организацию Объединенных Наций в работе международных конференций, проводимых под эгидой ООН.

За период существования Организации Объединенных Наций должность Генерального секретаря занимали:

1. Трюгве Ли (Норвегия) – февраль 1946 г. - апрель 1953 г. Норвежский государственный деятель, дипломат, юрист. Он проводил политику пособничества империализму. Это проявилось во время корейской войны, когда Трюгве Ли стал оправдывать интервенцию США и их союзников в Корее.

2. Даг Хаммаршельд (Швеция) – апрель 1953 – сентябрь 1961 г. Шведский государственный деятель и дипломат. Это был одаренный человек и умелый дипломат. Д. Хаммаршельд погиб при загадочных обстоятельствах в авиационной катастрофе в Африке, куда он вылетел для ведения переговоров с катангскими сепаратистами в период конголезского кризиса. Ему установлен памятник у входа в главное здание ООН на Ист-Ривер в Нью-Йорке. Даг Хаммаршельд удостоен Нобелевской премии мира в 1961 году (посмертно).

3. У Тан (Бирма) – ноябрь 1961 г. – ноябрь 1971 г. Бирманский дипломат. После трагической гибели Д. Хаммаршельда, с ноября 1961 года являлся исполняющим обязанности, а с 1962 года по 1971 год – Генеральным секретарем ООН. Деятельность У Тана получила широкую международную известность. Он проявил себя активным сторонником предоставления независимости колониальным странам и народам, последовательно выступал за осуществление принципов мирного сосуществования, за решение международных конфликтов и споров путем переговоров.

4. Курт Вальдхайм находился на посту главного должностного лица ООН с 1972 года в течение двух сроков. Австрийский государственный деятель, опытный дипломат прошедший в своей карьере все ступени дипломатической школы. Интересным фактом в истории ООН является то, что К. Вальдхайм объявил о своей готовности работать в качестве Генерального секретаря и на третий срок. Но многочисленные и различные процедуры избрания не принесли успеха. В последующей своей карьере К. Вальдхайм был избран Президентом Австрии.

5. Перес де Куэльяр Хавьер – перуанский государственный деятель, находящийся на посту Генерального секретаря с 1981 г. по 1991 г. Внес большой вклад в разрешение региональных конфликтов, защиту прав человека.

6. Бутрос Гали Бутрос (Египет) был избран на этот высокий пост в декабре 1991 года. Находился на посту Генерального секретаря один срок.

7. Кофи Аннан – нынешний Генеральный секретарь ООН, избранный в 1997 году. В 2001 году был удостоен Нобелевской премии мира.

Важное значение имеет при вступлении в должность принесение присяги, которая произносится на Генеральной Ассамблее и имеет следующее содержание: «Я торжественно клянусь выполнять со всей преданностью, благоразумием и сознательностью функции Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, выполнять эти функции и определять свое поведение только интересами Организации Объединенных Наций и не стремиться получать или принимать инструкции в отношении выполнения моих обязанностей от какого то ни было правительства или других властей. не имеющих отношения к Организации Объединенных Наций».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История создания Организации Объединенных Наций. Цели, принципы, вопросы членства в ООН | Стратегическая концепция Североатлантического Союза (НАТО)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.