Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегическая концепция Североатлантического Союза (НАТО)

Содружество Независимых Государств (СНГ).

Республика Казахстан - член Организации Объединенных Наций.

Республика Казахстан вступила в состав ООН 2 марта 1992 года. Совет Безопасности одобрил без голосования резолюцию, рекомендующую Генеральной Ассамблее принять Республику Казахстан в состав ООН. Казахстанская делегация выступила с программными предложениями по реорганизации ООН, проблемами постконфрантационной эпохи, предложениями о создании фонда миротворческих усилий. ООН приступила к своей деятельности в Казахстане в 1993 году, учредив офисы своих агентств. Например, таких как, ПРООН – Программе развития ООН; ВОЗ – Всемирной Организации Здравоохранения; ЮНЕСКО – ООН по вопросам образования, науки и культуры; УВКБ - Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев; ЮНИДО – ООН по промышленному развитию; МОТ – Международной Организации Труда и многих других. Казахстан является членом специализированных учреждений ООН, таких как ВОЗ, МАГАТЭ, ИКАО, МБРР, МВФ, ЮНЕСКО.

Членство Республика Казахстан в универсальной международной организации явилось историческим событием во внешней политике суверенного государства. Будучи союзной республикой, входившей в состав СССР, Казахстан опосредованно осуществлял международную правосубъектность Соответственно, государство не имело самостоятельного подхода к решению проблем, стоявших пред международным сообществом. Президент Республики Казахстан в своей книге «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» отмечал: «Политику вхождения в мировое сообщество необходимо строить с учетом должной оценки партнерства трех главных центров рыночной системы –США, Японии и Западной Европы, памятуя о том, что именно они выступили побудительной силой интенсификации мирохозяйственных связей. Взаимодействие с ними открывает также путь в международные финансовые и другие институты, роль которых в мире значительно возросла. Многостороннее сотрудничество и эффективное участие в международных организациях – ООН, МВФ, Всемирном Банке, ГАТТ(ВТО), ЕБРР и других – рассматривается нами как логическое продолжение курса на открытость нашего общества, обеспече7ние экономической и национальной безопасности».

Вступление Казахстана в ООН имело огромное политическое значение, так как это означало признание суверенитета и независимости нашего государства всем международным сообществом. Республика Казахстан сумела интегрироваться в международное сообщество, занять достойное место среди других государств. Бесспорно, что политическая стабильность государства, геополитические преимущества страны, выполнение взятых на себя международных обязательств, уважение основополагающих принципов и норм современного международного права обеспечили Республике Казахстан положительное отношение со стороны международного сообщества. Инициатива Президента Республики Казахстан по созданию системы коллективной безопасности в Азии, мероприятия по укреплению регионального сотрудничества получили поддержку со стороны Организации Объединенных Наций. Идея созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, которая была впервые выдвинута на 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, полностью соответствует целям и принципам универсальной международной организации.

Активная позиция Казахстана в области разоружения и укрепления режима нераспространения ядерного оружия заслуживают внимания мирового сообщества. Присоединение Казахстана к Договору СНВ-1 и Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) приветствовалось главами государств и правительств на 49-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Конференции ООН по продлению действия ДНЯО в 1995 году

Республика Казахстан имеет четкие позиции в отношении всех важнейших вопросов, волнующих мировое сообщество. Являясь членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организации Межпарламентского Союза, Организации Экономического сотрудничества, Казахстан внес конструктивные предложения в проект резолюций Генеральной Ассамблеи, посвященным укреплению сотрудничества этих организаций с Организацией Объединенных Наций.

Разделяя мнение государств-членов ООН о необходимости расширения и укрепления миротворческих усилий, в декабре 1995 года Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан подписали Соглашение о создании совместного миротворческого батальона в Центральной Азии под эгидой ООН. Более того, всем правительствам было предложено начать формирование фонда миротворческих усилий ООН по формуле «один плюс один». Это означает, что каждое государство, начиная передавать в него один процент от своего оборонного бюджета, ежегодно увеличивает свои отчисления на один процент.

На 49-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН было принято 295 резолюций Республика Казахстан выступила в качестве соавтора 20 резолюций. На заседаниях сессии и в Главных комитетах ООН члены казахстанской делегации выступили с 13 официальными докладами.

Казахстан имеет свою взвешенную позицию в вопросах реформирования ООН. Как указывает Государственный Секретарь, министр иностранных дел Республики Казахстан Токаев К.К.: «С одной стороны, поспешность в перестройке ООН, по нашему м нению, может привести к серьезной дестабилизации глобальной ситуации, ибо по существу демонтажу подвергнется уникальная организация, которая концентрирует в себе пеструю мозаику национальных интересов различных государств – больших и малых. В то же время ООН не может оставаться закостенелой организацией, равнодушной к кардинальным изменениям на геополитической карте мира».

В 1999 году, на 54-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН развернулась острая дискуссия о соотношении роли государственного суверенитета и в целом роли государства в современных международных отношениях. Позиция Казахстана в этих спорах сводилась к тому, что в современном мире не должно быть центров силы, местной конфронтации и противостояния, навязывания политических установок другим странам. Главной тенденцией современного мира должно стать сотрудничество, устойчивое развитие, диалог с учетом взаимных интересов. В рамках этой очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН развернулось обсуждение по поводу права вето. В ООН рассматривался вопрос о расширении членского состава Совета Безопасности. Казахстан выступил с предложением включить в состав постоянных членов Совета Безопасности Японии и Германии.

Некоторые цифры и факты из деятельности Организации Объединенных Наций в Республике Казахстан.

Постоянная миссия Всемирного Банка открылась в Алматы в 1994 году. К 1997 году было одобрено 14 займов на общую сумму 1188 млн. долларов США и потрачено около 600 млн. долларов США. Основные сферы деятельности Всемирного Банка в Казахстане: программа займов, экономические и отраслевые исследования, обучение и координация помощи. Международный Валютный Фонд, действовавший в Казахстане с 1992 года, оказывал помощь в финансировании, техническом обеспечении и обучении. Были запущены три программы оказания финансовой помощи, на осуществление которых было потрачено 460 млн. долларов США в период с 1993 по 1995 г.г. Кроме того, в апреле 1996 года, Всемирный Банк, Международный Валютный Фонд и Правительство Республики Казахстан ввели в действие трехгодичную программу на сумму более 450 млн. долларов США. Международный Валютный Фонд ежегодно организует специальные курсы в Вашингтоне (США), в Вене (Австрия). Всемирная организация здравоохранения учредила свой офис в 1993 году. Основными приоритетами ВОЗ были: реформа системы здравоохранения; здоровье матери и ребенка; реформа системы медсестринского ухода; национальная политика в области питания; контроль над инфекционными заболеваниями; разработка политики применения лекарственных препаратов; окружающая среда и здоровье. Перспективы сотрудничества данного специализированного учреждения ООН и Республики Казахстан обозначены в среднесрочной Программе сотрудничества между Министерством здравоохранения Казахстана и региональным офисом ВОЗ в Европе. ЮНЕСКО обосновала свой офис в Казахстане в 1994 году и провела всесторонний обзор системы образования как основу для займов Азиатского Банка Развития в 1995-1996 гг. Также был реализован проект мониторинга Аральского и Каспийского морей, бывшего ядерного полигона в Семипалатинске. Всемирная организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) продолжает свою культурную деятельность в Казахстане в рамках своего проекта «Шелковый путь – путь диалога». Генеральной конференцией ЮНЕСКО была принята резолюция, предложенная Казахстаном, по проведению совместных исследований Каспийского моря с участием прибрежных государств. Получили одобрение предложения Казахстана о включении в календарь памятных и юбилейных дат 100-летия со дня рождения Мухтара Ауэзова в 1997 году и 1500-летия со дня основания города Туркестана в 1998 году. Ведется работа по включению в Перечень всемирного культурного наследия Мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи. Впервые обсужден вопрос об отнесении национального парка «Алтын Емел» к объектам, находящимся под охраной ЮНЕСКО, что в полной мере соответствует Конвенции об охране культурного и природного наследия.

Специализированными учреждениями ООН были выдвинуты и другие предложения по обеспечению устойчивого развития, борьбе с нищетой, по обеспечению занятости, социального развития и социальной защиты, здравоохранения, стабилизации экологической обстановки, обеспечение равных прав мужчин и женщин, а также получение доступа к соблюдению международных документов, касающихся беженцев. Главными результатами деятельности ООН в Казахстане явились утвержденный график выработки Стратегии социального развития, а именно: учреждение Бюро по правам женщин, организация семинара практикума по проблемам охраны здоровья, борьбы с ВИЧ/СПИД инфекцией, подготовка национального отчета по человеческому развитию; Конференция СНГ по делам беженцев и мигрантов, организованная ОБСЕ и УВКБ.

Таким образом, деятельность Республики Казахстан в рамках Организации Объединенных Наций отвечает общепризнанным нормам и принципам Устава ООН. Казахстан будет продолжать тесное сотрудничество с международными организациями, входящими в систему ООН и активно участвовать в разрабатываемых ими проектах.

 

Для всех постсоветских государств, переживавших экономический кризис после распада СССР, необходимы были согласованные действия, сотрудничество, поиск взаимоприемлемых решений. Опыт мирового развития показывал, что для сохранения стабильности, обеспечения безопасности, реформирования экономики, интеграции в мировое сообщество необходимо объединение. Поэтому создание Содружества Независимых Государств – это результат объективного и закономерного процесса развития суверенных государств.

Республика Казахстан последовательно выступала за укрепление связей в рамках СНГ для решения экономических и политических задач на основе соблюдения общепризнанных норм и принципов международного права. Предложение Казахстана о формировании обновленного СССР и создании единого экономического пространства впервые прозвучало в ходе рабочего визита Первого Президента России Б.Н. Ельцина в Казахстан 17-18 августа 1991 года. Были подписаны совместные заявления «О гарантиях стабильности Союза Суверенных Государств» и «О едином экономическом пространстве». В этих документах главы Казахстана и России предложили руководителям других республик провести рабочую встречу с целью обсуждения всех проблем, связанных с формированием нового единого рыночного пространства. 8 декабря 1991 года подписываются Беловежские соглашения между Беларусью, Россией и Украиной. 13 декабря 1991 года проводится встреча руководителей центрально-азиатских государств. 21 декабря 1991 года в Алматы прошли переговоры одиннадцати независимых государств. Результатом данной встречи было решение о том, что они «на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств». Была подписана Алма-атинская Декларация о том, что взаимодействие участников СНГ будет осуществляться на принципах равноправия, уважения территориальной целостности друг друга и нерушимости существующих границ, сохранения единого оборонного пространства и единого контроля над ядерным оружием. Было констатировано, что СНГ открыто с согласия всех его участников для при соединения к нему государств-членов бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества.

В Преамбуле Устава СНГ отмечено, что государства, добровольно объединившиеся в Содружество Независимых Государств, решили принять Устав Содружества. При этом государства-члены СНГ действуют на основании общепризнанных принципов и норм международного права, положений Устава ООН, Хельсинского Заключительного Акта и других документов Совещания по Безопасности и сотрудничеству в Европе. Таким образом, создание Содружества Независимых Государств является логическим претворением в практику положений вышеупомянутых международно-правовых документов.

Уставные положения имеют важное уточнение: государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Задачами Содружества являются - дальнейшее развитие и укрепление отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами.

Статья 2 Устава СНГ определяет цели данной международной организации:

- осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

- всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

- обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ;

- сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижения всеобщего и полного разоружения;

- содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

- взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

- мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Уставные положения Содружества Независимых Государств предусматривают в качестве принципов общепризнанные нормы международного права и Хельсинского Заключительного акта. При этом обозначен тезис о верховенстве международного права в межгосударственных отношениях.

Вопросы членства в данной организации определяются следующим образом: членом Содружества являются государства, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года к моменту принятия Устава СНГ. Государствами-членами Содружества являются те государства-учредители, которые принимают на себя обязательства по Уставу в течение одного года после его принятия Советом глав государств. Членом Содружества может стать государство, которое разделяет цели и принципы данной организации и принимает на себя обязательства по Уставу. При этом необходимо присоединение к Уставу с согласия всех государств-членов. Не исключается возможность членства в качестве ассоциированного члена, желающего участвовать в отдельных видах деятельности СНГ. Правилами процедуры предусмотрен и институт наблюдателей. В случае выхода из состава Содружества, государству-члену необходимо письменно известить депозитария за 12 месяцев до этого. В случае нарушения уставных положений, систематического невыполнения обязательств по соглашениям, заключенным в рамках Содружества применяются меры, допустимые международным правом.

Основной правовой базой являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств-членов.

Сфера совместной деятельности государств-членов совпадает с программными положениями многих универсальных и региональных организаций. При этом, перечень видов деятельности, обозначенный в статье 4 Устава СНГ не является исчерпывающим. Устав СНГ подробно излагает позицию государств-членов по трем важным направлениям:

1. Коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество.

2. Предотвращение конфликтов и разрешение споров.

3. Сотрудничество в экономической, социальной и правовой областях.

Государства-члены СНГ проводят согласованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями. При этом, уставные положения содержат ссылку на механизм взаимных консультаций для координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы. Эти меры могут включат как миротворческие операции, так и использование, в случае необходимости, Вооруженных Сил.

Государства-члены СНГ обязаны принимать все возможные меры для предотвращения конфликтов, могущих повлечь за собой нарушение прав человека. Это касается, в первую очередь, конфликтов на межнациональной и межконфессиональной основе. При этом, государства обязуются использовать мирные способы решения конфликтов, как переговоры и другие альтернативные способы урегулирования. Если применение мирных способов разрешения споров окажется не достаточным, то государства предают спор в Совет глав государств.

Сотрудничество в экономической, социальной и правовой областях способствует формированию общего экономического пространства, координации социальной политики, разработки совместных социальных программ и мер по снижению социальной напряженности. Существенное внимание в этом виде деятельности уделено осуществлению совместных природоохранных мероприятий, оказание взаимной помощи и ликвидации последствий экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Кроме того, государства-члены осуществляют сотрудничество в области права. Это достигается вследствие заключения многосторонних и двусторонних договоров об оказании правовой помощи, что способствует сближению национального законодательства.

Система органов Содружества Независимых Государств представлена следующим образом:

1. Совет глав государств является высшим органом Содружества. К его компетенции относятся обсуждение и решение принципиальных вопросов, связанных с деятельностью государств-членов в сфере их общих интересов. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Внеочередные заседания могут созываться по инициативе одного из государств-членов.

2. Совет глав правительств является исполнительным органом Содружества. Заседания проводятся четыре раза в год. Внеочередные заседания могут созываться по инициативе одного из государств-членов.

Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются с общего согласия – путем консенсуса.. Возможно проведение совместных заседаний. Совет глав государств и Совет глав правительств создают рабочие и вспомогательные органы на постоянной и временной основе.

3. Совет министров иностранных дел осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, включая их деятельность в международных организациях; организует консультации по вопросам мировой политики, представляющим взаимный интерес.

4. Координационно-консультативный Комитет является постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества. В его компетенцию входят: выработка и внесение предложений по вопросам сотрудничества в рамках Содружества, развития социально-экономических связей; реализация договоренностей по конкретным направлениям экономического сотрудничества; организация совещаний представителей и экспертов для подготовки проектов документов, выносимых на заседания Совета глав государств и Совета глав правительств; обеспечение проведения заседаний Совета глав государств и Совета глав правительств; содействие работе других органов Содружества. Координационно-консультативный Комитет состоит из постоянных полномочных представителей, по два от каждого государства-члена Содружества, и Координатора Комитета, назначаемого Советом глав государств. Секретариат Комитета занимается организационно-техническим обеспече7нием работы всех органов Содружества.

5. Совет Министров обороны является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства

6. Главное командование Объединенных Вооруженных Сил осуществляет руководство Объединенными Вооруженными Силами. а также группами военных наблюдателей и коллективными силами по поддержанию мира.

7. Совет командующих Пограничными войсками является органом Совета глав государств по вопросам охраны внешних границ государств-членов. В задачи этого структурного подразделения входит обеспечение стабильного положения на внешних границах.

8. Экономический Суд является гарантом обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках Содружества.

9. Комиссия по правам человека является консультативным органом Содружества и наблюдает за выполнением обязательств по правам человека.

10. Возможно учреждение органов отраслевого сотрудничества, которые осуществляют выработку согласованных принципов и правил такого сотрудничества и способствуют их практической реализации.

11. Особое место занимает Межпарламентская Ассамблея как межгосударственный орган СНГ. В его компетенцию входят проведение межпарламентских консультаций, обсуждение вопросов сотрудничества в рамках Содружества, разработка совместных предложений в сфере деятельности национальных парламентов.

Несмотря на разветвленную систему органов Содружества, процесс интеграции идет медленно, институты СНГ работают неэффективно. В 1994 году Н.А.Назарбаев предложил рассмотреть возможные пути создания нового объединения из стран-участниц СНГ – Евразийского союза (ЕАС).

В наиболее целостном и отражающем современные реалии виде прогрессивные черты евразийской доктрины получили свое развитие в концепции Евразийского Союза. Почему возникла необходимость выдвижения такой концепции?

Период после распада социалистической системы ознаменовался не только появлением новых государств и восстановлением некогда утраченной государственности, но и глобальным изменением соотношения сил в мире. Становление этого баланса сил продолжается и по сей день. Быстрый распад СССР, сопровождающийся рядом опасных тенденций, в том числе такими, как возможное формирование славянского и тюрко-исламского союзов, имел бы явно негативные последствия. В этом контексте усилия казахстанского государства, поддержанными остальными государствами, не участвовавшими в подписании беловежских соглашений, позволили преодолеть эти негативные тенденции.

Создание Содружества Независимых Государств позволило несколько смягчить разрушительные последствия распада Советского Союза. Но тенденции, возникшие внутри СНГ, выявили другую угрозу – возможность полной дезинтеграции всего постсоветского пространства. Постепенно возникло осознание того, что вхождение в мировое пространство должно, прежде всего, строиться на фундаменте политической и экономической стабильности и безопасности внутри самого Содружества. Так как противопоставление понятий национальной государственности и интеграции, рассматривавшихся в тот период как несовместимые, ведет к полной дезинтеграции.

Таким образом, назрела необходимость реформирования Содружества Независимых Государств. Выдвинутая идея формирования Евразийского Союза государств отвечала требованиям времени и сложившейся политической и экономической ситуации. Именно этот проект давал ответ на вопрос - как найти оптимальное сочетание двух взаимозависимых принципов – дальнейшего становления национальной государственности и межгосударственной интеграции. Проект позволил войти странам СНГ в единый мировой интеграционный процесс с максимальным использованием полученных результатов всеми народами евразийского пространства.

Республика Казахстан намерена максимально использовать те идеи, которые заложены в деятельности СНГ. Поэтому Казахстан последовательно проводит политику, направленную на развитие многостороннего и двустороннего сотрудничества в рамках Содружества.

 

В апреле 1999 года, т.е. через 50 лет со дня создания Североатлантического союза, в Вашингтоне, на заседании на высшем уровне глав государств и глав правительств стран НАТО одобрили Стратегическую концепцию Североатлантического Союза. НАТО успешно предотвращала возникновение войны в Европе на протяжении сорока лет «холодной войны». Сочетая оборону и диалог, эта организация сыграла огромную роль в мирном разрешении конфронтации между Востоком и Западом. С исчезновением опасности «холодной войны» возникли перспективы становления новой, основанной на большой интеграции Европы, создается структура евроатлантической безопасности, в которой НАТО занимает особое место. За эти годы произошли важные события в области контроля над вооружениями –процесса, к которому Североатлантический Союз проявляет особый интерес. Союз должен обеспечивать соблюдение общих интересов безопасности, коллективную оборону и укрепление трансатлантических связей. НАТО должно углубить свои отношения со странами-партнерами и готовиться к приему новых членов.

Основная и неизменная цель НАТО состоит в защите свободы и безопасности всех своих членов политическими и военными средствами. Основополагающим руководящим принципом деятельности Североатлантического союза являются совместные обязательства и сотрудничество государств по обеспечению неделимости безопасности всех его членов.

Для достижения своей главной цели Североатлантический Союз осуществляет следующие первостепенные задачи в сфере безопасности:

- обеспечивать одну из важных основ устойчивой безопасности в регионе;

- проводить консультации между союзниками по вопросам, затрагивающим их интересы;

- обеспечивать сдерживание и оборону против любой угрозы агрессии;

- содействовать эффективному предотвращению конфликта и активно участвовать в урегулировании кризиса, включая операции по реагированию на кризис;

- способствовать широкомасштабному партнерству, сотрудничеству и диалогу с другими государствами с целью достижения взаимного доверия и способности к совместным действиям с Североатлантическим союзом.

Североатлантический союз действует в постоянно меняющейся обстановке. Возрастает ее политическая роль, развивается военное партнерство, сотрудничество и диалог с другими государствами, включая Россию, Украину; НАТО открыто для приема новых членов.

Политика НАТО по оказанию поддержки контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению оружия массового поражения будет играть главную роль в достижении целей Североатлантического союза по обеспечению безопасности. Государства-союзники стремятся к укреплению безопасности и стабильности на максимально низком уровне вооруженных сил, достаточном для коллективной обороны и выполнения всего комплекса задач организации. НАТО будет продолжать обеспечивать сочетание элементов его широкого подхода к укреплению безопасности. Североатлантический союз содействует разработке соглашений по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению оружия массового поражения, а также укреплению мер безопасности и доверия. Главной задачей в области нераспространения является предотвращение распространения, а если это произошло – добиться его отмены дипломатическими средствами.

В целях выполнения всего комплекса задач, НАТО будет сохранять необходимый военный потенциал. При выполнении этих задач принципы солидарности и стратегического единства сохраняют первостепенную значимость. Вооруженные силы НАТО должны обеспечивать военную эффективность и свободу действий Североатлантического союза.

В декабре 1994 года на встрече министров иностранных дел стран-членов НАТО было принято решение о разработке практических мер по привлечению государств бывшего Варшавского Договора в Североатлантический союз. Это явилось логическим продолжением процесса сближения государств бывшего Восточного блока с НАТО, начавшегося в январе 1994 года программой «Партнерство во имя мира».

Совет североатлантического сотрудничества и предложенная НАТО программа «Партнерство во имя мира» предоставляют Казахстану возможность действенной интеграции в трансатлантические структуры безопасности и создают предпосылки к надежному обеспечению интересов защиты государственного суверенитета и повышения обороноспособности страны. Сотрудничество Казахстана в различных формах с институтами НАТО будет способствовать укреплению демократических основ государства, достижению большего взаимопонимания со странами Запада.

Республика Казахстан активно участвует в программах НАТО, прежде всего, в Совете евроатлантического партнерства (СЕАП), «Партнерство во имя мира», «Наука во имя мира».

Процесс активизации взаимодействия Казахстана с НАТО начался с середины 2000 года, после встреч президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева с генеральным секретарем НАТО Дж. Робертсоном в Брюсселе и Астане. Планом реализации достигнутых договоренностей регулярно проводятся обмен мнениями главы государства и руководителя альянса по актуальным проблемам развития отношений Казахстан – НАТО, по вопросам безопасности в регионе и многим другим проблемам.

Активно осуществляется сотрудничество в рамках Совета евроатлантического партнерства (СЕАП). Казахстан принимает участие во встречах министров иностранных дел стран-участниц СЕАП, министров обороны, послов, аккредитованных при штаб-квартире НАТО, других мероприятий, проводимых советом. Казахстан принял участие в учениях Cooperative Osprey-2001 и Combined Endeavor-2001, а также в двусторонних учениях в духе партнерства “Щит-2001” и «Региональное сотрудничество –2001».

В мае 2002 года в Рейкъявике прошло заседание Совета министров иностранных дел государств-участников Совета евроатлантического партнерства (СЕАП), где была подтверждена высокая заинтересованность Казахстана в укреплении и повышении эффективности практического сотрудничества с НАТО в противодействии новым угрозам, выдвинут ряд конкретных предложений и изложены основные подходы казахстанской стороны к дальнейшему развитию СЕАП. В 2002 году Республика Казахстан присоединилась к программе НАТО «Процесс планирования и обзора сил и средств, участвующих в операциях в рамках программы «Партнерство во имя мира». Наиболее важными целями партнерства в рамках этой программы являются: совместимость аэронавигационных и коммуникационных систем, языковая подготовка для штабных офицеров, подготовка казахстанских подразделений к участию в миротворческих операциях НАТО, изучение картографических стандартов НАТО.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура Организации Объединенных Наций | Понятие дипломатии в современном мире. Понятие, источники дипломатического права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.