Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение средств обучения




 

Важную роль в обучении географии играют натуральные объекты и явления и различные формы их воспроизведения: карты, картины, модели, фотографии и т. д.

Во многих случаях назначение этих средств - обеспечение наглядности, особенно важно в связи с тем, что учащиеся нередко должны усваивать знания об объектах и явлениях, недоступных для непосредственного восприятия. Очень важно использовать эти средства обучения и в тех случаях, когда изучаемые объекты и явления могут восприниматься учащимися в их естественной среде. Это обусловлено тем, что в реальных предметах трудно различимы некоторые существенные признаки и для их выделения необходимо использовать чертежи, схемы, модели и т. д.

Анализируя содержание отдельных учебных средств, наблюдая их в процессе демонстрации, учащиеся развивают познавательные способности, мышление и речь, овладевают простейшими методами научных исследований, при этом повышается их интерес к предмету.

Отражая хозяйственную деятельность человека в различных социально-экономических условиях, его воздействие на природу, раскрывая взаимосвязь между отдельными объектами и явлениями географической среды, средства обучения способствуют формированию диалектико-материалистического мировоззрения.

Важной чертой средств обучения является также и то, что, взаимодействуя с методами обучения, они оказывают существенное влияние на их совершенствование. Систематическая работа со средствами обучения побуждает к поиску активных методов и организационных форм обучения, способствующих развитию творческих сил и способностей школьников.

КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Необходимость классификации средств обучения обусловлена тем, что от их типологических особенностей зависит использование в учебном процессе.

Существует несколько классификаций. Например:

  Средства обучения  
Вербально-информационные Наглядные Аудиовизуальные
Методические пособия для учителей, Учебники, Учебные пособия для учащихся. Карты, Картины, Раздаточный материал, Таблицы, Диаграммы, Чертежи, Схемы, Графики … Диапозитивы, Диафильмы, Кинофильмы, Видеофильмы, Телепередачи, Компьютерные программы, Транспаранты.

 

Все средства обучения географии можно подразделить на средства: обеспечивающие наглядность обучения и операционную деятельность учащихся. Для этих средств характерны внутренние признаки сходства, обусловленные источником знаний и дидактическим назначением. В то же время средства имеют классификационные различия.

Средства, обеспечивающие наглядность обучения и операционную деятельность учащихся, представляют собой материальные объекты и явления окружающего мира или их отображения и изображения в виде учебно-наглядных пособий.

Так как школьная география изучает реальные объекты и явления, пространственно-территориальные и классификационные системы, в основу классификации средств обучения может быть положено деление их по способу изображения и отображения географических объектов и явлений.

1.. Натуральные объекты: а) природные объекты и предметы хозяйственной деятельности человека, изучаемые в классе (коллекции, гербарии...); б) природные и хозяйственные объекты в их естественной среде, изучаемые на экскурсиях (растительность, почвы, промыш-ленные и с/х предприятия...). служат образованию непосредственных представлений об изучаемых предметах и явлениях, их свойствах, связях, отношениях.  
2. Воспроизведение натуральных географических объектов и явлений. а) объемные модели (форм поверхности, хоз. объектов...); б) иллюстративные плоскостные пособия (картины, рисунки, портреты, диапозитивы, кинофильмы и кинофрагменты). воспроизводят образы соответствующих объектов, явлений, служат формированию конкретных представлений о хозяйственных и природных объектах.
3. Описание предметов и явлений символами: а) вербальные пособия (учебники, справочники, тетради на печатной основе, текстовые таблицы); б) картографические пособия (настенные, настольные и контурные карты, атласы, карты-транспаранты, карты-схемы и …); в) графические схематические пособия (схемы структурные, классификационные, связей и взаимосвязей природных и экономических объектов и явлений); г) графические статистические пособия (графики, диаграммы). служат развитию воображения. Они раскрывают сущность и структуру объектов и явлений, особенности их пространственно-территориального разделения. Эти пособия помогают приобретению теоретических знаний.  
средства, необходимые для воспроизведения и анализа географических объектов и явлений. Это приборы и инструменты, предназначенные для измерительных работ местности и в классе, определения количественных и качественных показателей явлений природы, картометрических работ, воспроизведения годового и суточного движения Земли. Служат формированию умений работы с инструментами и приборами, выполне-нию наблюдений, фиксации и обработки материалов. Так как использование прибор-ов и инструментов требует анализа полу-ченных материалов, работа с ними является условием формиро-вания географического мышления учащихся.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.