КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебники географии, их функции
Учебник - комплексное средство обучения и воспитания учащихся. В нем раскрываются определенная система и объем географических знаний, отражающих требования программы. В учебно-воспитательном процессе по географии учебник используется на разных этапах обучения. Эффективность обучения по предмету во многом зависит от того, насколько хорошо школьники умеют работать с учебником, усваивать содержащийся в нем материал. Доступный и хорошо воспринимаемый учащимися учебник способствует также формированию у них устойчивого интереса к предмету. Важнейшее требование к школьным учебникам - обеспечение полного соответствия программе по объему материала, уровню раскрытия, сложности, по развитию умений и навыков школьников. Достоинством действующих учебников географии является наличие большого иллюстративного материала, отобранного и увязанного с текстом. Наличие в учебниках географии словарей терминов и работа с ними обеспечивает более глубокое и прочное усвоение учебного материала. В то же время пользование этим компонентом учебника способствует формированию важных общеучебных умений - работать с текстом и дополнительной литературой. В современных учебниках географии усилено внимание к управлению познавательной деятельностью школьников: помещены инструкции «Как пользоваться учебником», даны приемы учебной работы. Учебник содержит:
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ ГЕОГРАФИИ. ПРИЕМЫ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ ГЕОГРАФИИ. Выделяют три уровня работы с текстом – познавательный (усвоение), аналитический (критика), творческий (созидание нового). Учащиеся чаще всего работают на познавательном уровне. А.Е.Бибик выделяет следующие виды: - Работа с текстом, - Работа по вопросам и заданиям, - Работа с иллюстрациями, - Работа со статистикой. До сих пор существует мнение, что работа с учебником – это, прежде всего, работа с текстом и текстовыми компонентами. По отношению к учебникам географии это не верно, поскольку специфика географических текстов заключается в том, что их трудно понять и правильно оценить без опоры на карту, без привлечения статистических материалов. Поэтому, выделяя приемы работы с учебником географии, следует учитывать их особый характер и рассматривать не только работу с отдельными компонентами учебника, но и в сочетании. 1. Большая часть приемов работы с учебником используется на протяжении всех курсов географии. 2. В 6 классе учащиеся лишь знакомятся с приемами. Самостоятельно применять их могут далеко не все, поэтому уровень самостоятельного применения их начинается в более старших классах. 3. В содержании приемов работы с отдельными компонентами текста, можно выделить определенные виды деятельности, обусловленные общими закономерностями познания - простое описание (иллюстрация), выделение главного, анализ, доказательство и т. д. При всем разнообразии приемов работы с учебником существуют общие правила работы: - знакомство с учебником; - обучение приемам работы с учебником с учетом уровня предшествующей подготовки учащихся по географии и другим предметам; - этапность в обучении приемам работы с учебником; - обучение приемам работы с различными компонентами учебника: с каждым в отдельности и в сочетании. Знакомство школьников с учебником целесообразно проводить на первых уроках. Основная работа заключается в подробном объяснении учителем особенностей построения данного учебника, его структуры, всех его компонентов (текстовых и внетекстовых). Обучение школьников приемам работы с учебником проводится поэтапно: первый этап - введение приема; второй этап - усвоение приема с обязательным осознанием его состава и закрепление; третий этап - самостоятельное применение приема в условиях новых учебных задач. Приёмы работы с текстом: 1. Объяснительное чтение. Цель – получение новых знаний, навыков сознательного чтения. Характерно для 6-8 классов. Учитель комментирует каждый абзац прочитанного с показом объектов по карте, записью новых терминов на доске. Дополняет учеников, демонстрирует наглядность. Особое внимание уделяется причинно-следственным связям. Н.Н.Баранский рекомендовал данный приём для курса экономической географии. 2. Выборочное чтение текста с целью отбора материала по заданию. Цель – приучение вести самостоятельную работу. (Например – найти понятие, ответ на вопрос, объяснение явления, установить зависимость, сделать вывод…). 3. Сознательное чтение. Цель – развитие географического и логического мышления. (Например – составление плана &, конспекта &, ЛОС …). Суть работы: - Выделить главное, - Сделать выводы, - Сравнить, проанализировать, - Выделить причинно-следственные связи, - Отметить характерное, - Установить последовательность явлений… Особенно важны приёмы сравнения. Для комплексного описания даётся план сравнения. Работа по вопросам и заданиям учебника. 1. Вопросы и задания, направленные на работу с внетекстовыми компонентами учебника. Направлены на формирование практических навыков – построить, сравнить, описать, выделить, сосчитать, выписать… 2. Вопросы и задания, направленные на понимание географических понятий и закономерностей, на их применение при изучении географии. - Выделение географических объектов и явлений, - Создание классификаций и систем объектов и явлений, - Установление причинно-следственных связей между объектами и явлениями, сравнение, - Выделение характерных признаков, - Характеристика объектов, - Доказательство географических закономерностей, - Обобщение и оценка природных условий, экономического развития. 3. Вопросы и задания на основе наблюдений и исследований. Работа с иллюстрациями. Достоинства: - Наглядная опора мышления, - Наличие у каждого учащегося на уроке и дома, - Вопросы и задания под рисунком направляют и активизируют познавательную деятельность учащихся. Учитель дополняет задания, организует работу с рисунками. - Имеют эстетическое воспитательное значение. + работа с текстовыми картами, картосхемами и схемами. Работа с учебником дома. Специфика по А.В.Даринскому: 1. Домашнее задание не должно быть слишком объёмным, 2. Кроме указания страниц давайте конкретные вопросы, т. к. к учебнике много фактического материала, 3. Кроме вопросов на запоминание и пересказ должны быть вопросы на сравнение, анализ, объяснение, доказательство… 4. Сопровождайте задание работой с атласом, 5. Давайте инструкцию. Работа с дополнительной литературой: Используется для привития познавательного интереса, расширения географического кругозора, развития положительной мотивации. Формы – доклады, рефераты, сообщения, географические сочинения, рецензии на книгу, фильм, подготовка занимательных заданий, работа с периодикой в старших классах (мониторинг, демонстрации, информации, подборки литературы…).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |