Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обязательство

Договорное право

Договором считалось соглашение двух или нескольких лиц, нацеленное на совершение правомерных действий, которые направлены на установление взаимных обязательств.

По степени обеспеченности судебной защиты различались 2 договора – контракт (признанные цивильным правом и снабженные исковой защитой) и пакты (соглашения, которые вначале не пользовались исковой защитой в суде).

Древнейшим видом договоров был словесный договор. Для его действительности надо было произнести определенные слова в определенной последовательности – даю, сделаю, обязуюсь и пр.

Впоследствии обязательства стали закрепляться письменно – литеральные договоры (за доказательство письменной сделки принимались приходно-расходные книги, расписки по шаблону. Впоследствии появляется письменный договор в классическом смысле слова. Появляются реальные договоры – обязанность исполнения и ответственность наступают не с момента соглашения, а с момента передачи вещи (передача товара со склада и пр.).

По общему правилу, договоры однажды заключенные, остаются нерушимыми и заканчиваются взаимным исполнением. У римлян существовала такая поговорка – договор – это закон для двоих (русская поговорка – уговор – дороже денег).

Обязательство – это способ выполнения устной или письменной договоренности о взаимных услугах, которые обычно состоят в обязанности что-то сделать или чего-либо не сделать, что-то предоставить другой стороне.

Таблицы знали договоры – дарения, займа, купли-продажи, мены.

Договор нексум (займ с самозакладом)

Самый древний договор. Заключался с помощью манципации. При 5 свидетелях и весовщике, при помощи весов и меди.

Если долг не возвращался, кредитор мог немедленно наложить руку на должника, увести его в свой дом и держать там на воде и хлебе. На 60 дней. Три раза кредитор выводил должника в базарные дни к претору на форму, где громко объявлялась сумма его долга, это делалось для сведения сородичей. Если долг не возвращался, должника продавали в рабство за границу или убивать его.

Договоры хранения, залога, займа, ссуды заключались с помощью стипуляции – путем произнесения строго определенных слов с торжественным обещанием что-то сделать или предоставить (торжественно клянусь – спонсио, отсюда современное понятие – спонсор). Сумма стипуляции называлась – спонсия. Договор стипуляции заключался путем традиции.

Деликты. Договор из деликта (из правонарушения, связанного с причинением вреда)

Деликты подразделялись на частные и публичные:

- частные деликты – возникали в случае кражи, личной обиды (включая членовредительские действия) или причинения вреда (порубка леса, неосторожный поджог строения). Такое поведение считалось – правонарушением – наказывались штрафом.

- публичный деликт – возникал как преступление, которое наказывалось от имени римского народа, а взыскания и конфискация шли в казну. Подобные преступления совершали лица, обвиняемые в подстрекательстве врагов римского народа к нападению на Рим, предатели, лжесвидетели. Такие преступления именовались термином кримина. Наказание – смертная казнь. В последствии смертная казнь заменяется изгнанием с утратой гражданства.

б) Институции Гая

Гай – римский юрист, живший во II веке нашей эры, выходец одной из восточных провинций Римской Империи, хотя точных сведений о его личности нет. Поскольку при жизни Гай не пользовался известностью и популярностью, то данные о биографии этого человека очень скупы. Даже его имя, которое могло быть как личным (praenomen), так и родовым именем (nomen) или прозвищем (cognomen), не позволяет более точно его идентифицировать. Этот факт даже породил дискуссию между историками. Так, некоторые из них вообще отрицали сам факт существования Гая, а его произведения приписывали Кассию Лонгину. Выдвигалась также гипотеза, что имя Гая было именем сведущей в праве женщины. Попытки установить детали его биографии были тщетными. Но все же некоторые факты его жизни дошли и до наших дней. Предполагают, что он был провинциалом, как уже было сказано выше, и из небогатой семьи.Принадлежал Гай к сабинианской юридической школе (по другой версии к гейрутской), основанной Капитоном (школа названа так по имени его знаменитого ученика Мазурия Сабина, который был великим юристом I в. н. э., комментировавшим цивильное право). Деятельность Гая началась при Адриане (117-138), а завершилась при Коммоде (180-192). Произведения Гая не цитировались юристами его времени, а популярность к нему пришла только через 300 после смерти. За свою жизнь Гай написал несколько трактатов и других произведений, немногие из которых сохранились до современной эпохи, те же которые остались, в основном были использованы Юстинианом в его дигестах и институциях (правда в переработанном виде). К их числу относятся:- комментарий к эдикту городского претора (Ad edictum praetoris urbani libri X), - комментарий к эдикту претора провинции (Ad edictum provinciale libri XXXII) и - другие комментарии и монографии на юридические темы. Но все же самое главное творение Гая – знаменитые институции. Они также были взяты за основу в последующих работах Юстиниана, недаром он многократно называл Гая "Gaius noster" ("наш Гай").Рукопись с текстом институций была обнаружена в 1816 г. немецким историком Б.Г. Нибуром в библиотеке собора в Вероне и это единственный дошедший до нас практически целиком и не пострадавший от последующих вставок и исправлений памятник римской юриспруденции классического периода. Текст институций был стерт и покрыт сверху посланиями Иероониума (8-9 вв.). Структура и содержание институций Гая Институции представляют собой подготовленную в 50-60-е гг. 2 в. н. э. запись лекций Гая, которые, видимо, были изданы учеником или другом автора уже после его смерти, точной версии по этому вопросу нет. Состоят они из четырех книг, каждая из которых рассматривает определенный вопрос регулирования общественных отношений. Книги в свою очередь делятся на титулы, которые разделены на параграфы. Особенности содержания:1. элементарное изложение цивильного права2. понятие правоспособности и дееспособности участников3. способы защиты личных и имущественных прав4. деление права на частное и публичное5. деление лиц на физических и юридических Структура Состоит из 4 частей-комментариев. Вообще институция в переводе – устройство, образ действия, наставление, учение.Кн. 1, параграфы 1-200 – О личных правах – о лицах как участниках правового общения с их правовым статусом, о праве как власти, об основных способах возникновения, признания и оформления правовых норм (т.е. источниках права):- о правовом статусе людей- о вольноотпущенниках- о власти господ над рабами- родителей над детьми- учение о браке- случаи невозможности заключения брака- аренда, наем городской недвижимости- установление и прекращение опекиКн. 2, параграфы 1-289 – О вещах – вещное и наследственное право по завещаниям, о вещах собственных и чужих, человеческих и божеских:- разделение вещей- способы приобретения телесных вещей и вещей бестелесных- наследственное право (по завещанию)Кн. 3, параграфы 1-225 – Об обязательствах – наследование по закону, об обязательствах из договоров и деликтов, обязательствах имущественных, из оскорбления чести.- наследование по закону- обязательственное право (реальные, литеральные, консесуальные контракты)- договоры (купли-продажи, найма, товарищества, доверенности)- обязательства из деликтов (кража, насилие, причинение вреда)Кн. 4, параграфы 1-187 – Об исках – история гражданского процесса, права на иск, перечень приемов и процедур ведения дел и защиты в суде, о деятельности судьи и поведении сторон в суде.- виды исков- законные иски о формулах- постоянные и временные иски- интердикты (возражения)- порядок и последствия интердиктов- вопросы о вызове в суд- поручительство в явке на суд к сроку Книга 1 (вошла в Дигесты Юстиниана) Деление права на частное (отношения собственности, семейные, наследственные отношения и пр.) и публичное (храмы, дороги): Публичное право -носило императивный,- повелительный характер,- отношение власти-подчинения- защита осуществлялась по инициативе государства- Публичное право – выражение общественного интереса, стоит выше частного права- менее разработанное, чем частное право Частное право - равенство сторон- правовая и хозяйственная автономия субъектов- не императивный, а диспозитивный характер- защита осуществлялась по инициативе заинтересованных лиц (частных лиц)- частное право выражение интересов частных лиц- более разработано Правовой статус физических лицКнига 1. О лицах (вошла в Дигесты Юстиниана) Книга состоит из 200 статей и определяет правовой статус человека в Древнем Риме. В самых первых статьях Гай говорит о разделении гражданского права и естественного (ст.1):- все народы, которые управляются законами и обычаями пользуются частью своим собственным правом (гражданское право) – позитивное право- а право, которое между людьми установил естественный разум, применяется и защищается одинаково у всех народов – называется общенародным (естественным правом) – естественное правоВыделяет виды источников права, к коим он относит:- законы, это то, что одобрил и постановил римский народ- решения плебеев – это то, что плебеи одобрили и постановили (плебеи – все граждане за исключением патрициев. Поэтому патриции некогда утверждали, что постановления плебеев для них не обязательны, т.к. они составлены без их соизволения и участия. Но впоследствии издан был закон Гортензиев, которым было определено, чтобы постановления плебейских собраний были обязательны для всего народа. Плебейские законы были поставлены наравне с настоящими законами).- постановления сената, то что сенат повелевает и установляет, оно имеет силу закона.- указы императора, это то, что постановил император или декретом, или эдиктом, или рескриптом. Никогда не было сомнения в том, что указ императора имеет силу настоящего закона, т.к. сам император приобретает власть на основании особого закона- эдикты магистратов, - это суть постановления и предписания тех сановников, которые имеют право их издавать. Самое важное значение имеют эдикты 2 преторов – городского и иностранного- а также к источнику относятся ответы различных юристов (ответы законоведов) – это мнения и суждения юристов, которым позволено было устанавливать и творить право. Если мнения этих лиц сходятся, то приобретают силу закона. Если мнения не сходятся – то судье предоставляется право, следовать тому мнению, которое он считает самым лучшим. Лица Делятся на свободных, латинов, перегринов, рабов (могли стать вольноотпущенниками). Правовое положение латинов Латины – жители центральной области вокруг Рима – Лациума. Они первыми признали над собой господство Рима и в 5 в. до н.э.были на положении союзников. Это предоставляло им статус граждан, близких, но не равных римским. Право участвовать в торговом и гражданском обороте, вступать в законный брак. Поселившись в Риме, они могли получить полное римское гражданство без специальных формальностей. Это давало им возможность принимать участие в деятельности народных собраний, но избираться магистратами они не могли. Правовое положение латинов в большей степени зависело от их статуса:- древние латины, древнейшие жители Лациума и их потомство имели гораздо больше прав (о чем было сказано выше)- нежели латины колоний. Приобретали только право на участие в торговом и гражданском обороте, и по специальным разрешениям, права законного брака. Они несли повинности в пользу Рима (воинскую в особых войсках). Публичное право (латины) В сфере публичного права все латины:- не имеют права служить в римских легионах- но пользовались, правом участвовать голосовать, во время пребывания в Риме, в римских народных собраниях. Частное право (латины) А в сфере частноправовой в отличие от всех остальных латинов древние латины имели все права. Правовое положение перегринов Жители внеиталийских областей и стран, сохранивших административную автономию и заключивших с Римом особые договоры о федерации. Делились на добровольно признавших власть Рима и сдавшихся Добровольно признавшие власть Рима Такие перегрины сохраняли свое собственное гражданство, и как дружеские граждане, получали государственное покровительство Рима и правовую охрану. Не пользовались правами римских граждан, но за ними признавалось естественное право – право на участие в торговом обороте, заключение браков, возбуждение исков в суде. Сдавшиеся с оружием в руках – жители областей или общин, враждебных Риму и покоренных им с ликвидацией там собственных политических и административных институтов. Являлись, прежде всего, подданные Рима без прав гражданства, превратившиеся с течением времени в новую категорию населения, они не имели никаких прав, кроме права, позволявшего им торговать на территории Римской Империи. Рабы Сразу хотелось бы отметить, что рабы не имели никаких прав и являлись объектами правоотношений. Вот, что по этому поводу говорит статья 52: «Под властью господ состоят рабы; эта власть над рабами есть институт общенародного права; ибо у всех вообще народов мы можем заметить, что господа имеют над рабами право жизни и смерти и что все, что приобретается рабом, приобретается господину». Правда они могли быть отпущены на волю своим господином, но в таком случае они переходили к категории римских граждан (так называемые вольноотпущенники libertini). Существовал ряд условий, для освобождения раба: - не менее 30 лет, был собственностью господина по квиритскому праву, - но все же главное условие по институциям Гая – раб должен быть освобожден посредством vindicta (на основании юридического акта). Свободные гражданеОснование для получения гражданства: - усыновление римским гражданином чужеземца, - самое главное основание - рождение от брака римских граждан. Свободнорожденные граждане в отличие от вольноотпущенных имели право - участвовать и голосовать в народных собраниях–право быть избираемыми в магистраты – ius honorum. Еще один важный момент – утрата римского гражданства:- могло быть, как по личному желанию гражданина, если он, например, захотел стать латином для получения новых земель, - а также если римлянин попадал в плен. В этом случае действовала юридическая фикция: «если восходящий попал в плен к неприятелю, то хотя он временно делается рабом, но возвратившись на родину из вражеского плена приобретают все прежние права (на основании юридической фикции, как будто бы они никогда не теряли свободы). Субъекты прав Статьи, относящиеся к лицам, начинаются со 2 главы, они занимают всю первую книгу. Итак, лицами, или субъектами прав, в Риме были как:- отдельные лица (физические), - так и объединения физических лиц (род, цех, корпорация) или независимые от них учреждения – юридические лица (хотя следует отметить, что юридические лица только зародились в Риме, и они не приобрели большого значения в ходе развития хозяйственной жизни Рима). Такие объединения именовались – корпорациями. Корпорации были 4 видов:- муниципия – объединение граждан первоначально случайного характера (жителей данной местности)- популюс романус (римский народ) – объединение, которое коллективно могло приобретать собственность, заключать договоры, быть назначенным наследником- коллегия – частное объединение (ремесленники, торговые гильдии)- благотворительные организации (пожертвования в пользу церкви. Субъект права именовался в римском праве persona. Правоспособность и дееспособностьПравоспособность обозначалась словом caput. Быть правоспособным значило caput habere. Показатели степени правоспособности:- статус свободы - статус гражданства- фамильный статусОтдельный человек для обладания полной правоспособностью (в области публично-правовых отношений) во всех областях политических, семейных и имущественных отношений должен был удовлетворять трояким требованиям: 1) в отношении свободы: быть свободным, а не рабом (status libertatis), 2) в отношении гражданства: принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев (status civitatis), 3) в семейном положении: не быть подчиненным власти главы семьи (patria potestas). Полная правоспособность человека в области частноправовых отношений, в свою очередь, складывались из двух элементов: 1)ius conubii – право вступать в регулируемый римским правом брак, создавать римскую семью, - это подчинение чужой власти «в чужом праве» (находящиеся под опекой и попечительством)2)ius commercii – право быть субъектом всех имущественных отношений и участником соответствующих сделок. – это гражданская самостоятельность «в своем праве»Отпадание или изменение одного из этих состояний влекло за собой прекращение, либо изменения объема или содержания правоспособности. Правоспособность признавалась возникшей в момент рождения человека, удовлетворяющего указанным выше требованиям, и прекращалась со смертью его.Гай выстраивает градацию взаимосвязи свободы с правоспособностью из нескольких статусов:- с наибольшей утратой правоспособности (лишение свободы, утрата дееспособности по возрасту, болезни)- с частичной (изгнание, выселение, взятие в плен)- малой (изменение в семейном статусе, переход из под власти отца под власть мужа). Право владения и право собственности (вошла в Дигесты Юстиниана)Книга 2. О вещах Понятие Вещное право не было известно римским юристам, но они четко отличали - вещные иски- личные иски (связаны с обязательственными отношениями)Правовое регулирование вещных отношений занимало центральное место в римском частном праве, поэтому оно было в достаточной мере отражено и в институциях Гая. В это время потребности имущественного оборота и расширение территории римского государства привели к появлению в классическую эпоху новых видов права собственности. Поскольку известная предшествующему периоду квиритская собственность (общественная, государственная (формально); фактически – находящаяся в собственности аристократии) имела ярко выраженный национально-римский характер и становилась все более архаичной в силу целого ряда условностей (манципация), необходимых для ее приобретения, сама жизнь потребовала выработки новых и менее сложных форм закрепления собственнических интересов. Собственность Правовой режим римской собственности – доминий – наиболее полное господство лица над вещью, господство абсолютное и нераздельное. Субъекты доминия – император, римский народ и римские граждане. Для приобретения доминия использовались только цивильные способы приобретения. Бонитарная собственность («в имуществе») В рамках преторского права с помощью особых юридических средств была создана конструкция так называемой преторской, или бонитарной, собственности. Чтобы недобросовестные люди, продав вещь или исполнив иную сделку без соблюдения формальностей квиритского права, но по собственной воле, не предъявляли требования о возврате их под предлогом того, что они остаются ее полноправными квиритскими собственниками, претор стал закреплять такие вещи в имуществе приобретателя (ин бонис), давая ему полную собственническую защиту, не дожидаясь истечения сроков давности. Обычно такое право применялось при отстаивании интересов правовой справедливости. В последствии преторская собственность была слита с квиритской собственностью в единую. Тогда же были аннулированы деления вещей на манципируемые и неманципируемые. Деление вещей Прежде всего Гай делил вещи, которые представляют:- суть божественного права, - другие - человеческого. К категории вещей божественного права:- принадлежат вещи, посвященные божеству и вещи со священным значением. Res sacrae - это суть вещи, которые посвящены высшим Богам;- religiosae - посвящены Богам подземным. Другое деление вещей (человеческие), которые находились в хозяйственном обороте и могли быть объектом права собственности, было их деление:- на манципируемые (res mancipi) - земли в Италии, рабы, крупный домашний скот, земельные сервитуты, т.е. экономически наиболее важные объекты вещного права, которые в архаический период (царский) выступали в качестве коллективной семейной собственности- и неманципируемые (res пес mancipi) вещи. — все остальные вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано. В статье 22 так сказано по этому поводу: «Res mancipi - это те, которые переходят к другому лицу посредством манципации; вот почему эти вещи и названы mancipi. Какое значение и какую силу имеет манципация, точно такую же силу имеет форма приобретения прав, называемая «in iure cession». Манципация относилась к числу строго формальных сделок, заключаемых "посредством меди и весов". Она предполагала приглашение пяти свидетелей и весодержателя. Покупатель, держа в руках кусок меди, произносил торжественную формулу: "Утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадлежит мне и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов". Затем он ударял этим металлом о весы (этот обряд возник, когда еще не было чеканной монеты) и передавал его в качестве покупной суммы тому, от кого приобретал вещь посредством манципации.Неманципируемые вещи продавались путем простой их передачи (традиции) за медь или за деньги без каких-либо особых форм. Собственность В конце республики, с тех пор как окончательно утверждается принцип поземельной частной собственности, получает развитие институт владения – всякое фактическое господство лица над вещью, соединенное с желанием осуществлять эту власть для себя (самое распространенное владение – владение провинциальной землей: ею можно было пользоваться, присваивать приносимый ею доход). Но владелец платил налог на пользование данной землей в казну государства – провинциальная собственность. Поэтому мы еще не можем говорить о полном праве собственности (праве владеть, пользоваться, распоряжаться: владеть и пользоваться не возбраняется законом, но распоряжаться (например, отчуждать землю (продавать, наследовать) – было нельзя). Соответственно основание владения – это не покупка земли, а добросовестное пользование вещью, собственник которой неизвестен. В конце империи было признано, что 30-летнее добросовестное владение вещами давало на них право собственности (приобретательная давность). А без наступления собственности для движимого имущества – 1 год, для недвижимого имущества – 2 года.Наряду с манципацией в статье 41 Гай говорит о таком переходе права собственности, как на основании давности владения (узукапио), он пишет, что «ибо, раз истек срок давности, вещь становится твоей собственностью не только бонитарной (in bonis esse), но и по праву квиритов (ex iure Quiritium), как если бы она была передана другому лицу манципацией или in iure cessio – уступка права). По естественному праву все вещи, захваченные у врага, являются собственностью захватчика (ст.69) (право оккупации), а если на чьей то территории будет построен дом, то он переходит к собственнику земли (ст.73).Близким по своей юридической природе к владению считалось держание – пользование, лишенное право распоряжения вещами. Однако речь идет о вещах, собственник которых хорошо известен (договор найма квартиры, орудий труда, рабочего скота и пр.).Особым видом вещного права, возникшим уже в древнейший период, были сервитуты (узуфрукт) — фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью. Разделение собственности:- узуфрукт- основное право собственности (проприетас)Проприетарий – собственник вещи. Узуфруктарий – право пользоваться и извлекать плоды собственности проприетария. Право узуфруктария было длительным (пожизненным). Право распоряжаться узуфруктом вплоть до его продажи.Сервитуты вырастали вместе с частной собственностью и необходимостью четкого юридического урегулирования взаимоотношений собственников (или владельцев) соседних участков. В силу их хозяйственной важности сервитуты относились к категории манципируемых вещей. Наиболее древними и существенными из них были следующие: - право прохода через соседний участок, - право прогона скота, - право провозить груженые повозки, - право отвести воду с участка соседа. Суперфиций Право возведения строений на чужом городском земельном участке с последующим правом на его отчуждение либо правом пользования и передача по наследству. Эмфитевзис Эмфитевзис – неполное право на чужую вещь с широкими полномочиями и долгосрочным действием и включал право пользования земельным участком, право изменять характер этого участка, не изменяя его свойств, право собирать плоды и право закладывать участок, отчуждать (с компенсационной выплатой собственнику) и передавать по наследству. Защита частной собственностиВиндикационный иск Собственником была утеряна его личная вещь. Она оказалась у третьего лица. Собственник мог обратиться в суд с виндикационным иском – спор о праве собственности. Собственник должен доказать свое право на спорную вещь. При наличии таких доказательств вещь возвращалась собственнику вне зависимости от того, как она попала последнему владельцу. Лицо, у которого оказалась спорная вещь, может быть как добросовестным владельцем, так и недобросовестным владельцем. Добросовестный (не знал и не мог знать) должен вернуть собственнику вещь и все плоды, полученные от нее с момента возбуждения виндикационного иска. Недобросовестный помимо этого, возмещал все плоды, полученные от вещи за время владения ею (корова, отелившаяся в последствии теленком). Добросовестный – вернет только корову. Недобросовестный – и корову и теленка. Негаторный иск Иск против третьих лиц. Направлен против третьих лиц, выдвигающих необоснованные претензии на чужую вещь (на соседний земельный участок), и имел своей целью устранение помех, которые препятствовали собственнику осуществлять нормальное пользование своей вещи. в) Кодификация ЮстинианаИстория создания С падением в к. 5 в. н.э. Западной Римской империи хранителем традиции римского права осталась Византия. В период правления императора Юстиниана (527-565 гг.) там были предприняты важные политические и правовые реформы, осуществленные во многом благодаря личной инициативе самого императора. Одним из наиболее последовательных стремлений Юстиниана было желание возродить правила древней римской юридической культуры, вернуть юстицию к канонам классического права. Особый блеск такому юридическому архаизму должна была придать новая юридическая культура, носителями которой были известнейшие юридические школа в Константинополе, Афинах, Бейруте. Главнейшим путем, которым можно было бы достичь таких целей, по идее Юстиниана, должна быть всеобъемлющая систематизация источников старого и нового права, причем этой систематизации изначально предполагалось придать значение единственного дозволенного на будущее свода права, чтобы устранить разночтения, противоречия и субъективные толкования, не согласующиеся с самим духом централизованной императорской юстиции.Ранее проведенная кодификация до Юстиниана (3 в.)- Кодекс Грегориана- Кодекс Гермогениана- Кодекс ФеодосияПо большому счету это была не кодификация, а компиляция – составление произведений на основе чужих исследований без самостоятельной обработки источников и без ссылок на автора (но то, что чужое берется и не указываются ссылки на автора – это делается официально, что отличает компиляцию от плагиата (ссылки на автора не делаются сознательно, дабы принять изречения автора за свои собственные – это «кража мыслей»).Кодификация – форма систематизации законодательства, результат которой составление кодекса. Этапы и основные черты проведения кодификации Юстиниана:1) Систематизация римского права была проведена в 528-534 гг.2) Руководство кодификационными работами осуществлял юрист Трибониан3) Результат работы – составление крупных сборников, подвергшихся некоторым интерполяциям – включениям норм более позднего (греческого, восточного) права.4) Кодификационные работы велись под непосредственным руководством Юстиниана.5) Подготовка Кодекса была поручена комиссии (состав – 10 высших должностных лиц (в т.ч. Трибониан и Феофил).6) Цель комиссии: использовав кодексы Грегориана, Гермогениана и Феодосия, собрать воедино императорские конституции, устранить противоречия, исключить устаревшее законодательство7) 1-я редакция кодекса (7 апреля 529 г.) не сохранилась8) Недостатки 1-ой редакции: противоречия, устаревшие положения.9) Нововведения – Сборник «50 решений» - отмена различий между гражданским правом и правом народов, между квиритской и бонитарной собственностью10) 2-я редакция Сборника. Комиссия из 5 юристов под руководством Трибониана. Окончательная редакция. В этом виде и дошел до нас. Был опубликован 16 ноября 534 г., а 29 декабря вступил в законную силу на территории государства. Структура и общая характеристика В последствии Кодекс Юстиниана получил название – корпус юрис цивилис – Свод гражданского права. Структура Состоит из 4 частей:1. Кодекс – собрание императорских установлений (конституций) в 12 книгах со времени Андриана до времени становления кодекса, 529 г. – первое издание, 534 г. – второе издание.2. Институции – в 4-х книгах опубликованы в 533 г. с приданием им специальным указом императора силы, равной всем другим частям свода.3. Дигесты (пандекты – содержащие в себе всё) – состав: 7 частей и 50 книг, 432 титула и 9123 фрагментов; изданы в 533 г.4. Новеллы (законы) – 168 новелл (новых законов), изданных Юстинианом после второй редакции кодекса в 535-565 гг.Дигесты – собрание отрывков из произведений знаменитых римских юристов классического периода и некоторых греческих авторов, с цитатами по-гречески.Структура Дигест:1. Общие понятия, история источников права, учреждения и лица с их правоспособностью и дееспособностью (кн. 1)2. Суд, процесс, иски (кн. 2-4)3. Наследство и имущественные отношения (кн. 5-11)4. Купля-продажа (кн. 12-19)5. Залоговое право (кн. 20-22)6. Имущественные отношения супругов (кн. 23-25)7. Опека и попечительство (кн. 26-27)8. Завещание, наследование по закону (кн. 28-38)9. О рабстве (кн. 40)10. Вербальные контракты (кн. 45-46)11. О преступлениях и наказаниях – «страшные книги» (кн. 47-48)12. Разъяснения терминов и некоторых общих понятий (кн. 50)Некоторые правовые понятия и термины, разъясненные в Дигестах заслуживают специального внимания в силу их особой важности в истолковании фундаментальных вопросов истории права и теоретического правоведения:- юстиция – правосудное учреждение, фундамент государства и гарантия справедливости- юриспруденция – наука о праве, правовое благоразумие, познание божественных и человеческих дел, знание справедливого и несправедливого- закон – либо предписывает, либо дозволяет, либо наказывает- право – есть искусство в оказании пользы и соразмерной справедливости, наука добра и справедливости.- естественное право – это то, которому природа научила все живое, ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицами; сюда относится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же – порождение детей, сюда же – воспитание; мы видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого рода.- позитивное право – законы, решения народа, правительства, государя. Его правила не меньше обязаны и деятельности сведующих людей – юристов- судебная практика магистратов – живой голос гражданского права.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Собственность. Разделение вещей на 2 категории: | Право раннефеодальных государств Европы. Общая характеристика Салической правды (VВ. )
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.