Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды прибыли и их характеристика




Читайте также:
  1. I. Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации
  2. III.1. Общая характеристика
  3. IV.1. Общая характеристика
  4. Амплитудно-фазовая частотная характеристика.
  5. Анализ влияния объема продаж продукции на величину прибыли
  6. Анализ выполнения плана и динамики прибыли предприятия
  7. Анализ налогов из прибыли
  8. Анализ налогооблагаемой прибыли
  9. Анализ налогооблагаемой прибыли и налога на прибыль.
  10. Анализ поведения затрат и взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли
  11. Анализ прибыли на рубль материальных затрат
  12. Анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг.

Экономическое содержание прибыли организаций и ее значение

Направления компьютерной лингвистики. См. лекцию по прикладной лингвистике. Некоторые направления компьютерной лингвистики - области, которые непосредственно связаны с оптимизацией когнитивной функции языка. Рассмотрим 2 сферы компьютерного моделирования, в которых используются знания о функционировании языковой системы: моделирование общения, моделирование структуры сюжета.

Моделирование общения.

Проблематика компьютерной лингвистики часто связывается с моделированием общения, в частности, с обеспечением общения человека с ЭВМ на естественном или ограниченном естественном языке. Компьютерные модели общения часто используются для изучения самого процесса общения.

Изучение накопившегося опыта эксплуатации компьютерных систем позволило исследователям по-новому взглянуть на функции и структуру коммуникации. Рассматриваются вопросы: что обеспечивает естественность общения? Каковы условия связности беседы? Когда общение оказывается успешным? В каких случаях возникают коммуникативные неудачи и можно ли их избежать? Какие стратегии общения используют участники коммуникативного действия при достижении своих коммуникативных целей?

Одной из наиболее интересных компьютерных моделей диалога, вызвавшей оживленные теоретические дискуссии, была программа Джозефа Вейценбаума "Элиза" (1й вариант в 1966), программа-имитатор, целью которой является не моделирование мышления в точном смысле, а моделирование речевого поведения.

Программа "Элиза" была использована группой исследователей во главе с М. Макгайром для изучения структуры диалога и особенностей естественно-языковой коммуникации. В эксперименте с "Элизой" беседовали в течение часа 24 испытуемых. 15 участников (62 %) были уверены, что им отвечал человек, 5 испытуемых (21 %) обнаружили определенные колебания и лишь четверо участников (17%) были абсолютно уверены, что общались с ЭВМ. С лингвистической точки зрения алгоритмы программы "Элиза" включают минимум лингвистической информации. Во-первых, это комплекс ключевых слов, которые актуализуют некоторые устойчивые коммуникативные формулы (шаблоны), во-вторых, способность относительно несложно трансформировать предшествующее высказывание (например: программа в состоянии переделать предшествующее утверждение в общий вопрос).

Выводы: 1)проявление важнейшей особенности коммуникации на естественном языке: естественно-языковой дискурс очень терпим по отношению к сбоям и ошибкам - он избыточен и помехоустойчив. Следовательно, человек склонен наделять смыслом то, что часто смысла не имеет (испытуемые сами порождают смысл диалога, сами обеспечивают его связность, сами приписывают партнеру коммуникативные интенции).



2) испытуемые старались установить кто перед ними – компьютер или человек (т.е. ролевые характеристики партнера) как можно раньше: 22 участника из 24 уяснили для себя ситуацию не более, чем за 5 реплик. Определение ролей в коммуникации относится к метауровню общения, т.к. это составляет одну из предпосылок успешной коммуникации, предохраняющей общение от многочисленных коммуникативных неудач. Это свойство естественно-языковой коммуникации можно назвать принципом приоритета метакоммуникативных параметров ситуации общения.

3)связано с осуществлением различных типов коммуникативного действия между людьми. Успешное коммуникативное действие между человеком и программой типа "Элиза" возможно только в ситуации, когда происходит так называемое "ассоциативное общение", при котором реплики диалога связаны не столько логическими отношениями типа "причина - следствие", "посылка - заключение", а ассоциациями. «Элиза» не обладала ассоциативной базой, следовательно одна из типичных стратегий "ухода от непонимания", реализованная в программе - смена темы беседы.

4)неуниверсальность правил коммуникативного взаимодействия. Каждый тип коммуникации обслуживается своим набором относительно простых правил, обеспечивающих связность дискурса, его осмысленность для участников. Из экспериментов М. Макгайра с программой "Элиза" следует, что кроме ассоциативного способа общения, выделяется еще "решение задач", "задавание вопросов" и "уточнение понимания".

Моделирование структуры сюжета.

Компьютерное моделирование структуры сюжета – перспективное направление компьютерной лингвистики. Изучение структуры сюжета относится к проблематике структурного литературоведения (в широком смысле), семиотики и культурологии. Имеющиеся компьютерные программы моделирования сюжета основываются на трех базовых условиях представления сюжета – морфологическом и синтаксическом направлениях представления сюжета, а также на когнитивном подходе.

Идеи о морфологическом устройстве структуры сюжета восходят к известным работам В.Я.Проппа о русской волшебной сказке. Пропп заметил, что при обилии персонажей и событий волшебной сказки количество функций персонажей ограничено, и предложил аппарат для описания этих функций. Идеи Проппа легли в основу компьютерной программы TALE, моделирующей порождение сюжета сказки. В основу алгоритма программы TALE положена последовательность функций персонажей сказки. Фактически функции Проппа задавали множество типизированных ситуаций, упорядоченных на основе анализа эмпирического материала. Возможности сцепления различных ситуаций в правилах порождения определялись типичной последовательностью функций – в том виде, в котором это удается установить из текстов сказок. В программе типичные последовательности функций описывались как типовые сценарии встреч персонажей.

В дальнейшем система была усложнена за счет введения модели мира сказки, география которого состоит из обычного мира, промежуточного (среднего) мира и иного мира.

Чисто "морфологического" подхода к структуре сюжета сказки явно недостаточно. "Морфемы" сказочного сюжета должны не только определенным образом сочетаться между собой, но и иметь специфические ограничения на сочетаемость. Фиксация одного типичного порядка следования функций персонажей волшебной сказки существенно ограничивает имеющиеся возможности сочетаемости. Более адекватное решение этой проблемы дает синтаксический подход к структуре сюжета.

 

 

Теоретическую основу синтаксического подхода к сюжету текста составили «сюжетные грамматики», или «грамматики повествования» (story grammars). Они появились в середине 70-х годов в результате переноса идей порождающей грамматики Хомского на описание макроструктуры текста. Если важнейшими составляющими синтаксической структуры в порождающей грамматике были глагольные и именные группы, то в большинстве сюжетных грамматик в качестве базовых выделялись экспозиция, событие и эпизод. В теории сюжетных грамматик широко обсуждались условия минимальности, т.е. ограничения, определившие статус последовательности из элементов сюжета как нормальный сюжет. НО! оказалось, что чисто лингвистическими методами это сделать невозможно. Многие ограничения носят социокультурный характер. Сюжетные грамматики, существенно различаясь набором категорий в дереве порождения, допускали весьма ограниченный набор правил модификации повествовательной структуры: в подавляющем большинстве случаев эти правила заимствованы из той же порождающей грамматики. Потенциал варьирования структуры сюжета обеспечивается в первую очередь трансформациями передвижения и опущения.

Использование сюжетных грамматик в компьютерном моделировании оказалось неудачным. Синтаксический компонент сюжета, описываемый грамматиками, отражает чисто внешние особенности текста. Попытка использовать грамматики сюжетов для порождения сюжета приводит к тому, что порождаются тексты, которые не отвечают интуитивному представлению о рассказе. Основной вывод дискуссии о недостатках сюжетных грамматик свелся к необходимости описания сюжета с привлечением категорий "цель", "проблема", "план" и т.д. Следовательно, метаязыка, учитывающего только внешние особенности сюжета, явно недостаточно. Необходимо обращение к когнитивным состояниям персонажей.

Когнитивный подход к сюжету. В начале 80-х годов В. Ленерт в рамках работ по созданию компьютерного генератора сюжетов предложила оригинальный формализм эмоциональных сюжетных единиц, оказавшийся мощным средством представления структуры сюжета. Сущность подхода Ленерт заключалась в том, что сюжет описывался как последовательная смена когнитивно-эмоциональных состояний персонажей. Тем самым в центре внимания формализма Ленерт стоят не внешние компоненты сюжета – экспозиция, событие, эпизод, мораль, – а его содержательные характеристики. В этом отношении формализм Ленерт отчасти оказывается возвращением к идеям Проппа.

 

Литература:

1. Марчук Ю.Н. Компьютерная лингвистика. – М., 2007.

2. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. – М., 2001.

3. Зубов А.В., Зубова И.И. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004.

4. Леонтьева Н.Н. Автоматическое понимание текстов. – М., 2006.

Прибыль занимает одно из важнейших мест в общей системе стоимостных отношений рыночной экономики и представляет собой важнейший элемент экономического механизма управления общественным производством. С ее помощью оценивается деятельность всех предпринимательских структур. Она является одним из основных источником доходной части бюджетов разных уровней и финансирования расширенного воспроизводства и критерием эффективности предпринимательской деятельности предприятий. Правильное понимание экономической природы прибыли является основой для улучшения механизма практического использования этой категории в современных российских условиях.

Несмотря на то, что категория "прибыль" достаточно давно вошла в категориальный аппарат экономической науки и является главной движущей силой рыночной экономики, в настоящее время в отечественной и зарубежной литературе нет единства мнений на ее соци­ально-экономическое содержание.

Согласно марксистской теории прибыль является превращенной формой прибавочной стоимости, представляющей неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства. Прибыль в капиталистическом обществе – и цель производства, и движущий мотив технического прогресса и экономического роста.

В неоклассической теории обосновывается иной подход: прибыль формируется в зависимости от производительности факторов производства, каждый их владелец получает свою часть добавленной стоимости в соответствии с предельной производительностью капитала, труда, земли: прибыль, зарплату, ренту.

В централизованной плановой экономике прибыль не выдвигалась в качестве цели и мотива производства, а лишь выступала одним из основных показателей результативности производства на предприятии, а также требованиям хозяйственного расчета.

В рыночной экономике можно выделить экономическую, рисковую и функциональную теории прибыль. В основе экономической лежит принцип теории предельной производительности, согласно которой капитал участвует в процессе производства и оказывает такую же «производительную» услугу как труд, получая соответствующую долю общественного продукта, равную стоимости предельного продукта, созданного капиталом.

В рисковой теории прибыль трактуется как порождение деятельности предпринимателей в условиях несовершенной конкуренции, для которой характерен риск, неопределенность и вызываемые ими потери, банкротство, безработица. Здесь прибыль рассматривается как вознаграждение за преодоление неопределенности.

Сторонники функциональной теории рассматривают прибыль как вознаграждение за осуществление функций нововведений, внедрение достижений НТП и за экономические услуги обществу. Прибыль здесь носит временный характер, то появляется, то исчезает.

Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности. Она представляет собой разность между полученными совокупным доходом и совершенными совокупными затратами в процессе этой деятельности.

Прибыль – особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса. Сущность рассматриваемой экономической категории заключается в том, что необходимый уровень прибыли – это:

· основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации;

· главный показатель возрастания рыночной стоимости организации;

· индикатор кредитоспособности;

· главный стимул собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса;

· индикатор конкурентоспособности организации;

· гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Поддержание необходимого уровня прибыльности – объективная закономерность для нормального функционирования любой организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствует о неэффективности и рискованности бизнеса, что является одной из главных внутренних причин банкротства.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому ее объему, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров (работ, услуг), но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях существующей конкуренции.

Стремление к получению прибыли побуждает товаропроизводителей к снижению затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), к увеличению объема ее реализации, к внедрению научно-технических разработок и т.л. Для предпринимателя прибыль является ориентиром (сигналом), указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости с наименьшими затратами, а это порождает стимулы для инвестирования средств в такие сферы предпринимательской деятельности.

При развитой конкуренции стремление к получению прибыли достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

Прибыль как экономическая категория характеризует конечный положительный финансовый результат всей предпринимательской деятельности предприятия. Поэтому она является одним из основных стоимостных показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.

В отличии от других стоимостных показателей, она дает наиболее обобщающую характеристику всей производственно-хозяйственной деятельности любого предприятия. В ней наиболее полно в стоимостной форме отражаются и количественные и качественные показатели: снижение себестоимости продукции (работ, услуг), повышение ее качества, расширение ассортимента, увеличение объема реализации и др.

Главное предназначение прибыли в современных условиях осуществления предпринимательской деятельности – отражение эффективности производственной и финансовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражение которых должна являться цена продукции. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

Однако на величину прибыли могут воздействовать факторы как зависящие, так и не зависящие от усилий производственных коллективов – одни положительно, другие негативно. Например, методы начисления амортизации, уровень цен на потребляемые сырье, материалы, тарифы на коммунальные услуги, цены на реализуемую продукцию и др.

Кроме того, прибыль является одним из основных источников формирования доходной части бюджетов разных уровней, а также она используется как экономический рычаг активного воздействия на интересы непосредственных товаропроизводителей. От величины и своевременности поступления прибыли в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов и муниципальных образований, и, в конечном счете, повышения жизненного уровня населения страны.

В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода, между предприятиями и государством, различными отраслями экономики страны и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятием и его работниками.

Однако, следует заметить, что организация получает прибыль только в том случае, когда выручка превышает полную себестоимость реализованной продукции. Если же она равна себестоимости, то организации удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции, а если выручка будет меньше себестоимости, то в таком случае организация получает убыток - отрицательный финансовый результат.

> - // - = прибыль (положит-й финан-й результат)

Выручка = полная себестоимость = нулевой финансовый результат

< - // - = отрицательный финан-й рез-т

Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности организации, распределении прибыли, остающейся в распоряжении организации, используются конкретные показатели прибыли, ее виды.

 

 

Прибыль предприятия характеризуется не только своей многоаспектностью, но и многообразием обличий, в которых она выступает. Под общим понятием прибыль понимаются самые различные ее виды, характеризуемые в настоящее время несколькими десятками терминов. Все это требует определенной систематизации используемых терминов по классификационным признакам.

Рассмотрим более подробно отдельные ее виды:

По источникам формирования прибыли, используемым в ее учете, выделяют прибыль от реализации продукции, прибыль от реализации основных фондов и иного имущества и прибыль от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции - товаров, работ, услуг - является основным ее ви­дом на предприятии. Под этой прибылью понимается результат хозяйствования по основной производственно-сбытовой деятельности предприятия.

Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества – это прибыль от реализации тех числящихся на балансе фирмы материальных ценностей, которые не являются ее продукцией, и реализация которых не обносится к основной деятельности.

Прибыль от внереализационных операций формально характеризуется термином "доходы от внереализационных операций". Однако по своему сущностному содержанию от­носится к категории прибыли, так как отражается в отчетности в виде сальдо между полу­ченными доходами и понесенными расходами по этим операциям.

Доходы и расходы по внереализационным операциям – это доходы и расходы по операциям различного характера не относящиеся к основной деятельности фирмы и непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), продажей основных средств и иного имущества организации.

По источникам формирования прибыли в разрезе основных видов деятельности предприятия выделяют прибыль от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Операционная прибыль является результатом производственно-сбытовой или основной для данного предприятия деятельности. Результаты инвестиционной деятельности частично отражены в доходах от внереализационных операций.

Особого рассмотрения требует понятие прибыли от финансовой деятельности. Финансовые вложения означают такое размещение собственных средств предприятия в деятельность других предприятий, которое дает возможность получить доходы. Под долгосрочными финансовыми вложениями понимаются затраты средств в уставный капитал других предприятий (товариществ, акционерных обществ, совместных, дочерних предприятий), приобретению акций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок более года. К формам краткосрочных финансовых вложений относятся приобретение краткосрочных казначейских обязательств, облигаций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок менее года. Денежные или другие имущественные средства участников договора о совместной деятельности без образования для этой цели юридического лица также считаются финансовыми вложениями – долгосрочными или краткосрочными в зависимости от срока действия договора, поэтому доходы от них также включается в состав внереализационных доходов.

Доходы от долевого участия в уставном капитале другого предприятия представляют часть его чистой прибыли, которая поступает учредителю в заранее оговоренном размере или в виде дивидендов по акциям, пакетом которых владеет учредитель. Доходами от ценных бумаг являются проценты по облигациям, краткосрочным казначейским обязательствам, дивиденды по акциям. Предприятие имеет право на получение дохода по ценным бумагам акционерных обществ, если они приобретены не позднее чем за 30 дней до официально объявленной даты их выплаты. По государственным ценным бумагам право и порядок получения доходов определяются условиями их выпуска и размещения. По средствам, предоставляемым взаймы, предприятие получает доходы по условиям договора между кредитором и ссудозаемщиком.

По характеру экономического содержания выделяют бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Под бухгалтерской прибылью понимается прибыль, исчисленная в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета и указываемая в отчете о прибылях и убытках как разница между доходами и расходами, признаваемые в отчетном периоде. Понятие «бухгалтерской» прибыли в России введено с 1 января 1999 г. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. Определение бухгалтерской прибыли базируется на двух основных концепциях:

· поддержания благосостояния или сохранения капитала;

· эффективности или наращения капитала.

Иногда бухгалтерскую прибыль называют концепцией прибыли, основанной на изменениях в активах и пассивах. Выручка от продаж или иные доходы могут быть признаны только вследствие увеличения какого-либо актива или уменьшения какого-либо обязательства и, соответственно, расход не может быть признан, если он не вызван уменьшением актива или увеличением обязательства. Другими словами, прибыль представляет собой увеличение экономических ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия, а убыток – их уменьшение.

В соответствии со второй концепцией прибыль есть разница между доходами и расходами предприятия и мерило эффективности деятельности предприятия и его руководства. Доходы и расходы, относящиеся к будущим периодам, будут признаны в качестве актива или пассива вне зависимости от того, представляет собой такой актив или пассив вне зависимости от того, представляет собой такой актив или пассив реальный будущий приток или отток экономических ресурсов. На таком подходе основана концепция двойной записи в бухгалтерском учете, посредством которой выявляется двойной финансовый результат: как наращение собственного капитала (статистическая модель баланса) и как разница между доходами и расходами (финансовая модель баланса).

Показатель бухгалтерской прибыли не лишен недостатков. В качестве основных можно выделить следующие:

· в силу допущения бухгалтерскими стандартами возможности использования различных подходов при определении тех или иных доходов и расходов показатели прибыли, рассчитанные разными предприятиями, могут быть несопоставимы;

· изменение общего уровня ограничивает сопоставимость данных по прибыли, рассчитанной за разные отчетные периоды;

· величина прибыли, отражаемая в бухгалтерской отчетности, не позволяет оценить, был ли приумножен или растрачен капитал предприятия за отчетный период, т.к. в бухгалтерской отчетности непосредственно не признается фактор альтернативной стоимости капитала.

С экономической точки зрения капитал предприятия приумножается, когда выгоды, полученные предприятием от использования долгосрочных ресурсов, превышают экономические затраты на их привлечение и наоборот. Во втором случае происходит фактическое растрачивание капитала предприятием.

Под экономической прибылью понимается прирост экономической стоимости предприятия. Существует немало разночтений в определении того, как же рассчитывать такую экономическую стоимость. Однако всех их объединяет принципиальная разница по сравнению с бухгалтерской интерпретацией в понимании того, какая величина по истечении отчетного периода считается соответствующей «уровню достатка» в начальном периоде.

Экономическую прибыль можно определить как разницу между чистой операционной прибылью после налогообложения и величиной вложенного капитала, помноженной на средневзвешенную стоимость капитала. От показателя бухгалтерской прибыли экономическая прибыль отличается тем, что при ее расчете учитывается стоимость использования всех долгосрочных и иных процентных обязательств (источников), а не только расходов по уплате процентов по заемным средствам, учитываемых при расчете бухгалтерской прибыли. Иными словами, бухгалтерская прибыль превышает экономическую прибыль на величину неявных (альтернативных) затрат или затрат отвергнутых возможностей.

Существование понятий «бухгалтерская» и «экономическая» прибыль не означает возможности прямого сопоставления их значений. У каждого показателя может быть своя сфера применения. Более точная их характеристика заключается в том, что это взаимодополняющие показатели. Использование показателя экономической прибыли может как подтвердить, так и опровергнуть выводы, сделанные на основе показателя бухгалтерской прибыли и стать причиной дальнейшей аналитической работы. С точки зрения оценки эффекта, показатель экономической прибыли дает более полное, по сравнению с показателем бухгалтерской прибыли, представление об использовании предприятием имеющихся активов в силу того, что сравнивает финансовый результат, полученный конкретным предприятием, с результатом, который обеспечивает ему реальное, а не только номинальное сохранение вложенных средств. В связи с этим показатель экономической прибыли видится более емким и полезным при принятии решений инвестором о своих действиях в отношении ценных бумаг предприятия.

По составу элементов, формирующих прибыль, различают маржинальную, балансовую, валовую и чистую прибыль предприятия. Под этими терминами понимают обычно различную степень "очистки" полученных предприятием чистых доходов от понесенных им в процессе хозяйственной деятельности затрат.

Например, маржинальная прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности (валового дохода предприятия от этой деятельности, уменьшенного на сумму налоговых платежей за счет него) за вычетом суммы переменных затрат. Маржинальная прибыль – синоним предельной прибыли – разница между предельным доходом и предельными издержками.

Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента: прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия, финансовые результаты от внереализационных операций.

Рассмотрим подробно все составные части балансовой прибыли. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) - это положительный финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.

Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Из выручки также исключается сумма наценок, поступающая торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции. Предприятия, экспортирующие продукцию, исключают и экспортные тарифы, направляемые в доход государства. При этом денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включаются в состав выручки от реализации продукции.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия - это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

Предприятие самостоятельно распоряжается своим имуществом. Оно вправе списывать, продавать, ликвидировать, передавать в уставные фонды других предприятий здания, сооружения, оборудования транспортные средства и другие основные фонды, материальные ценности, полученные в процессе сноса и разборки зданий, продавать отдельные объекты, товарно-материальные ценности и другие виды имущества. Финансовый результат имеет место только при продаже перечисленных видов имущества, а также при прочем выбытие недоаммортизированных объектов в некоторых случаях. При реализации основных фондов финансовый результат определяется как разница между продажной ценой реализованных на сторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации.

Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии, торговые марки и т.д.) валютные ценности, ценные бумаги. Разница между продажной ценой этих видов имущества предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли.

Финансовые результаты от внереализационных операций - это прибыль (убыток) по операциям различного характера не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям.

Перечень внереализационных доходов и расходов предприятия разнороден и довольно обширен. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду, (они учитываются в составе внереализационных операций, если сдача имущества в аренду не является основной деятельностью предприятия).

В состав внереализационных прибылей также входит сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством); другие доходы и расходы (убытки, потери).

К таким доходам относятся:

• прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году (например, суммы, поступившие от поставщиков по перерасчетам за услуги и материальные ценности, полученные и израсходованные в прошлом году;

• суммы, полученные от покупателей, заказчиков по перерасчетам за реализованную в прошлом году продукцию и др.);

• доходы от дооценки товаров;

• поступление сумм в счет погашения дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы в убыток;

• положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

• проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия.

Валовая прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности за вычетом всех расхо­дов, включаемых в производственную себестоимость.

Чистая прибыль характеризует сумму при­были, поступающей в распоряжение предприятий и организаций после уплаты сумм налогов и иных обязательных платежей.

В рыночных условиях хозяйствования государство не вмешивается в процесс распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, в том числе и штрафов.

По характеру налогообложения прибыли выделяют налогооблагаемую и необлагае­мую налогом. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании нало­говой политики предприятия, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиций конечного эффекта. Состав прибыли, не подлежащей налогообложе­нию, регулируется соответствующим законодательством.

По характеру инфляционной "очистки " прибыли выделяют номинальный и реальный ее виды. Реальная прибыль характеризует размер номинально полученной ее суммы, скор­ректированный на темп инфляции в соответствующем периоде.

По периоду формирования выделяют прибыль предшествующего периода (т.е. периода, предшествующего отчетному), прибыль отчетного периода и при­быль планового периода (планируемую прибыль). Такое деление используется в целях ана­лиза и планирования для выявления соответствующих изменений в ее динамике, построе­ния соответствующего базиса расчетов и т.п.

По регулярности формирования выделяют прибыль, которая формируется предприяти­ем регулярно, и так называемую "чрезвычайную" прибыль. Термин "чрезвычайная"прибыль, широко используемый в странах с развитой рыночной экономикой, характеризует необы­чайный для данного предприятия источник ее формирования или очень редкий характер ее формирования, например, продажи одного из филиалов.

По характеру использования в составе прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и других обязательных платежей (чистой прибыли), выделяют капитализируемую и потреб­ляемую ее части.

Капитализированная прибыль характеризует ту ее сумму, которая направ­лена на финансирование прироста активов предприятия, а потребленная прибыль - ту ее часть, которая израсходована на выплаты собственникам (акционерам), персоналу или на социальные программы предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой для ха­рактеристики этих видов прибыли используются термины соответственно нераспределенная и распределенная прибыль (в нашей практике термин нераспределенная прибыль имеет бо­лее узкое значение).

Нераспределенная прибыль – это часть прибыли, которая не была распределена между акционерами (участниками) и осталась в распоряжении фирмы. Она представляет собой сумму прибыли прошлых лет, так и прибыль отчетного года.

Консолидированная прибыль – это прибыль, сводная по бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних предприятий.





Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1485; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.158.199.217
Генерация страницы за: 0.014 сек.