КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способы преодоления дидактической адаптации
Лекция Блоки креативности в процессе работы психолога. Часто консультант не использует в работе свой творческий потенциал. Дж. Зинкером ввел для обозначения этой трудности понятие «блоки креативности». Дж. Зинкер отмечает, что у консультанта могут возникать два типа трудностей в отношении к собственной креативности. Первый - отсутствие достаточной гибкости в работе, слишком строгим следованием формальным рамкам. Этому нередко способствует жесткая теоретическая ориентация консультанта, которого учили, что, работая с клиентом и помогая ему «адаптироваться к действительности», необходимо проявлять достаточную твердость в следовании формальным правилам той или иной парадигмы. Второй - заблуждения относительно самого понятия «креативность» (нелепое представление о несовместимости науки и искусства).
Основные блоки креативности: 1. Страх неудачи. Консультант «отступает, не решается идти на риск, готов согласиться на малое, только чтобы избежать возможной боли или стыда перед неудачей». 2. Нерасположенность к легкости, к игре. «Слишком буквальный, чрезмерно серьезный стиль. Никогда не идет на «легкомысленные опыты». Страх выглядеть глупо или несерьезно не позволяет участвовать в чем-то необычном и «сомнительном». 3. Неспособность разглядеть имеющиеся ресурсы. Такому специалисту «не удается увидеть собственные сильные стороны и оценить те ресурсы, которыми он окружен, — л ю д е й и предметы». 4. Непоколебимая уверенность. 5. Избегание фрустрации. 6. Зависимость от традиций. 7. Бедность воображения. 8. Страх неизвестного. 9. Потребность в равновесии. 10. Боязнь оказать влияние. «Страх показаться слишком агрессивным или назойливым в навязывании своего влияния, нерешительность в отстаивании своей точки зрения, робость в высказывании собственного мнения». 11. Боязнь ослабить напряжение, дать возможность процессу разворачиваться в собственном темпе. «Слишком сильное стремление во что бы то ни стало разрешить проблему, неспособность подождать, пока решение созреет само, пока все совершится естественным образом; недостаток доверия к человеческому потенциалу». 12. Бедность эмоциональной жизни. 13. Недостаточная интеграция Инь и Янь. «Неумение обращаться к противоположным способам проникновения в суть вещей; склонность к поляризации и противопоставлению подходов, вместо того чтобы интегрировать все лучшее, что есть в каждом из них; отсутствие обобщенного восприятия целостности вселенной». 14. Сенсорная тупость (пониженная чувствительность).
Личность студента педагога – психолога и ее профессиональный выбор
1. Общая характеристика студенчества как возрастной и социальной группы. 2. Адаптация студентов – первокурсников к обучению в вузе и ее основные характеристики. 3. Выбор профессии педагога – психолога: факторы, условия, мотивы
Студенческий возраст – 2 период юности, начало зрелости. Он характеризуется: - Завершением физического развития и полового созревания; - Завершением формирования личности, сознания и самосознания.
Социальная ситуация развития (Л.С. Выготский) характеризуется: - новым видом деятельности – обучением профессии. Личностью осуществлен профессиональный выбор, который ориентирует ее на конкретную сферу человеческой культуры, вид трудовой деятельности; - переструктурирована иерархия мотивов, доминирующими мотивами становятся мотивы овладения профессией, а также мотив социального самоопределения (включающий поиск спутника жизни); - расширяются контакты с миром, осваиваются новые виды деятельности (наряду с учебной, социально – культурной – появляются элементы научного поиска, труд по профессии) Студенческий возраст характеризуется противоречием между моральной психологической независимостью и автономностью и зависимостью материальной от родителей. Это противоречие ведет к поиску возможности трудиться параллельно с учебой – найденная работа может способствовать более быстрой социализации, так как работающий студент включается в систему производственных отношений, выполняет возложенные на него функциональные обязанности, но данный факт может мешать систематическим занятия, пропускам, отрывочным, мозаичным знаниям по предметам вузовской подготовки. - изменяются взаимоотношения со взрослыми, увеличивается критичность к их опыту, уровню развития и социальных достижений, данное обстоятельство обусловлено тем, что интенсивность и продолжительность умственного труда как основного вида деятельности студента, обилие новой информации приводят к интенсификации психического развития личности молодого человека. Процесс развития личности назван в гуманистической педагогике движением, подъемом по иерархической лестнице мотивов, те. Личностным ростом (К.Р.Роджерс). По мнению представителей данной психологической школы, личность не только то, кем человек является в данный момент, в основном – это перспективы его развития. Поэтому считается, что процесс обучения в вузе становится этапом воплощения перспектив личности в реальную жизнь.
Перестройка всего образа жизни студентов, усложнение общественных связей, обострение проблемы профессионального самоопределения создают ряд трудностей для студента: 1. новая система обучения – лекционно – семинарская, которая характеризуется большим объемом изучаемой информации, высоким уровнем сложности изучаемого материала и быстрым темпом изложения – вызывают дидактический и методический барьеры, трудности в организации самостоятельного учебного труда. 2. уход из привычного коллектива, утрата коммуникативных связей и контактов, поступление в новый коллектив приводят к социальной адаптации. Выделяют два механизма адаптации: 1. конформный – человек легко приспосабливается к новым условиям, принимает их; 2. неконформный – человек стремится приспособить новые обстоятельства своего существования к своим потребностям, мотивам и целям.
Специалисты считают, что адаптация, в целом, не механическое приспособление личности к изменившимся условиям, это сложный процесс изменения структуры личности, ее встраивание в новый социум с его регламентирующими и санкционирующими функциями. Адаптация студентов – это процесс интегрирования отдельной личности в студенчество как особую социальную группу, со своими характерными чертами. Это процесс принятия личностью ценностей, норм, социальных стандартов и стереотипов данной социальной группы. По мере складывания взаимоотношений со сверстниками, студент включается в определенную контактную группу, которая может не совпадать с его академической группой. Межличностные отношения между студентами могут быть доброжелательными, безразличными и враждебными. Дифференциация личных контактов ведет к некоторой обособленности отдельных студентов в группе, замедлению формирования их статуса, т.к. они исключают себя из процессов группообразования. Структура межличностных отношений вообще, и в студенческой среде в частности, динамична, переменчива. Поверхностные контакты – «по одежке», сменяются отношениями по интересам, по сходству жизненных ценностей и ориентаций. Завершается процесс социальной адаптации осознанием себя полноценным членом макросоциума (студенчества) и микросоциума (студенческой группы). Дидактическая адаптация порождается двумя видами причин:
1. Отказ от внешнего контроля учебной деятельности и переход на самоконтроль; 2. Сознательное формирование уверенности в профессиональной значимости знаний; 3. воспитание дисциплины ума (Ю.А.Самарин): обеспечение ритмичности в работе, точность и аккуратность, внимание концентрировать внимание, сдержанность в желаниях ради достижения поставленной цели 4. Интенсификация процесса обучения: - повышение целенаправленности: интенсивность учебной деятельности зависит от четких, конкретных целей, иначе обучение хаотично, фрагментарно; - разнообразие, богатство целей, цели должны быть образовательными, развивающим, воспитательными, близкими и отдаленными, главными и дополнительными; - усиление учебной мотивации: возбуждение познавательного интереса с помощью новизны, проблемности знаний, связывания учебного труда с будущей профессией или общим развитием личности, самостоятельный поиск знаний, выполнение работ творческого характера, все это снижает утомляемость, повышает внимание и работоспособность в учебной деятельности - развитие навыков учебного труда: учеба в высшем учебном заведении развивает такие умения студентов как составлять план, тезисы, конспект по нескольким источникам, рецензирование, умение пользоваться словарями, указателями, делать выписки, графики, схемы, диаграммы. - совершенствование интеллектуальных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации, формулировки понятий, индуктивного и дедуктивного умозаключения. Студент должен читать со скоростью 150 – 160 слов в минуту.
Познавательный интерес имеет объективную основу, облегчает обучение, снижает напряжение и утомление в процессе умственной работы, способствует протеканию интеллектуального труда на более высоком качественном уровне. Ведет к формированию познавательной потребности как стойкой нужде в новой информации, при неудовлетворении которой возникает беспокойство, дискомфорт. Если познавательная потребность существует, то снижается роль внешних стимулов учебного труда.
Профессиональная адаптация студентов означает: 1. идентификацию (самоотождествление) с людьми выбранной профессии, профессиональной ролью, соотнесение своих личных качеств с требованиями профессиональной деятельности к личности ее исполнителя; 2. Профессиональное самоопределение – поиск и нахождение своего места в системе общественного производства, в сфере избранной профессии. 3. Установка на профессиональное самосовершенствование как осознанное и целенаправленное формирование у себя самого тех качеств, которые обеспечивают успешность профессиональной деятельности. В итоге профессиональной адаптации студент формирует у себя: 1. Отношение к учебе как к средству получения профессии; 2. Систему представлений об идеальном профессионале данной сферы; 3. Желание уже во время учебы решать посильные профессиональные задачи; 4. Готовность как мотивационно – ценностное отношение заниматься избранным видом труда.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |