КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика проведения спектаклей концертных выступлений (стационарных, выездных)
Выбор профессии педагога – психолога Успех любой деятельности определяется содержанием и интенсивностью интереса к ней. Интерес – положительное эмоциональное отношение к предмету, сосредоточение внимания на нем. Интерес к профессии является предпосылкой, показателем, сигнализирующем о наличие склонностей к деятельности, которые при занятии этой деятельностью могут развиваться в профессиональные способности, одаренность и талант. Среди факторов, влияющих на выбор профессии, отмечают: 1. Учет собственных возможностей и склонностей абитуриентом; 2. Престиж профессии в среде сверстников; 3. Традиции семьи. К условиям возникновения интереса к профессии и причин ее выбора относят: 1. Высокий уровень социально – профессиональных ожиданий; 2. Информированность, осведомленность об особенностях профессиональной деятельности; 3. Гуманистическая направленность личности, интерес к человеку, желание работать с людьми, формировать их личные качества, помогать в решении проблем; 4. Образ реально работающего специалиста: педагога – психолога; 5. Стремление к саморазвитию, повышение компетентности в вопросах человеческих взаимоотношений, деятельности, человеческого развития. 6. Случайные (смещенные на другие задачи) мотивы.
Мотивы выбора профессии педагога – психолога объединяют в несколько групп: 1. мотивы, связанные с осмыслением социальной ценности профессии: - обеспечение благополучия людей, их психического здоровья и развития, интерес к детям, желание помогать их процессу личностного становления; - мотивы познавательные, связанные с изучением основ наук, психолого – педагогической сферы, сферы образования; - случайные мотивы (географические, демографические)
Спектакли и концерты коллективов художественной самодеятельности неизменно привлекают многочисленных слушателей и зрителей, являются составной частью духовной жизни общества. Их выступления принимаются слушателями с особым интересом, благожелательно. Причина этого заключается в морально-этических установках, отношениях, существующих между слушателями и участниками, многие из которых знают друг друга лично, регулярно общаются на производстве, в быту, по месту жительства или учебы. Слушатели оценивают в самодеятельном коллективе, в исполнителях зачастую не профессионализм, не уровень художественно-исполнительской подготовки, а сам факт участия, непосредственного вовлечения в творчество, в игру вымышленных образов и героев. Концертное выступление, спектакль — ответственейший момент в жизни самодеятельного художественного коллектива. Оно является качественным показателем всей организационной, учебно-творческой, воспитательной работы руководителя и самих участников. По выступлению судят о сильных и слабых сторонах их деятельности, об умении собраться, в творческом почерке, самобытности и оригинальности, технических и художественных возможностях коллектива, о том, насколько правильно и с интересом подобран репертуар. По концерту можно довольно точно определить качество деятельности коллектива и уровень руководства им. Все это обусловливает своеобразие организационно-методиче-ских и педагогических принципов проведения концертного выступлений самодеятельного художественного коллектива. Их знание и «учет являются одним из факторов успешной деятельности руководителя, неотъемлемой составной частью его профессиональной и педагогической подготовки. Важно подчеркнуть, что концертное выступление — это не только показ определенных художественных результатов, путь удовлетворения духовных потребностей, своеобразное подведение итогов работы коллектива или исполнителя. Концертное выступление несёт воспитательную нагрузку, имеет педагогическую ценность как эффективная форма нравственного, гражданского и эстетического развития участника. Каждый спектакль, концерт имеет и воспитательное значение. Поэтому целесообразность концертного выступления самодеятельного коллектива заключается не только и не столько в его значимости как явления художественного порядка, концертной единицы, а в первую очередь как педагогического средства, в основе, которого лежит особое сочетание организационно-методических, исполнительских и нравственно-эстетических факторов. Анализ этих факторов, обеспечивающих педагогический эффект проведения концерта показывает, что их действие связано прежде всего с тем особенным, что отличает концертное выступление коллектива и подготовку к нему от повседневной репетиционной работы. Концертное выступление, спектакль, являясь последним звеном в единой цепи творческого, учебно-воспитательного и образовательного процессов, в отличие от репетиции имеет временную невозвратимость. На концерте нет такой возможности, какая была на репетиции остановить коллектив или отдельного участника, проиграть еще раз неудавшийся фрагмент, отрывок песни, пьесы, сделать соответствующее замечание, изменить темповую, ритмическую, динамическую структуру пьесы, танца, выровнять звучание групп, голосов, выстроить мизансцены. По одному концерту судят о техническом и художественном мастерстве коллектива, а также о мастерстве руководителя как дирижера, режиссера, балетмейстера. Вся огромная предварительная работа коллектива оценивается отрицательно, если выступление получилось неудачным. При таком состоянии самодеятельный коллектив, как правило, снижает уровень своей исполнительской практики в целом, теряет ближние и дальние перспективы своего развития. Наоборот, если выступление было успешным, тепло встречено публикой, — формируется положительное мнение о коллективе, его исполнительских традициях и возможностях. Во время концертного выступления, спектакля иное, чем на репетиции, качественно новое, особое состояние переживают участники и руководитель. Но именно фактор творческого волнения придаст действиям участников особую ответственность, наполняя их глубоким содержанием, придавая им социальную осознанность и осмысленность. К сожалению, проблема эмоционально-творческого волнения до последнего времени мало еще исследована музыковедами, театроведами и, особенно, психологами. В художественной самодеятельности фактор эмоционально-творческого волнения имеет специфическое значение. Во-первых, потому, что самодеятельные исполнители во время концертного выступления испытывают значительно сильнее волнение в силу того, что по сравнению с профессионалами выступают редко, имеют слабее подготовку, чем профессиональные актеры, музыканты, танцоры. Во-вторых, несколько отличается их настрой на выступление. Для профессионалов это трудовая деятельность (хотя, несомненно, и специфическая), для участника самодеятельности — форма испытания творческих сил, утверждения своих способностей. Во время концертного выступления сильное психологическое влияние на участников оказывает слушательская аудитория. Присутствие публики порождает повышенную ответственность за качество игры, пения, звучание инструмента. Исполнитель выступает посредником между автором произведения (или произведением) и публикой, испытывает на себе ее дыхание, отношение к выряжаемому или изображаемому. Произведение искусства становится объектом совместной творческой деятельности. Несомненно, что в отношении «исполнитель — слушатель» более активна роль первого. Публика выступает своеобразным катализатором художественно-педагогического действия искусства. Не случайно, что концертное выступление всегда имеет повышенный уровень художественно-эмоциональной взаимной отзывчивости у руководителя и участников. Между ними устанавливается особо чуткая взаимозависимость, обостряется ответственность перед публикой. Одновременно повышается и их эмоционально-творческая, отзывчивость на действия партнеров. Поведение, манеры, характер обращений руководителя становятся объектом пристального внимания участников. Руководитель своими действиями, своей увлеченностью создает настроение творческого вдохновения, т. е. такую обстановку, при которой каждый участник может показать все, на что он способен как музыкант, актер, певец, танцор, как человек. Для этого руководителю в каждом из них нужно уважать, прежде всего, личность, художественную индивидуальность. Без руководителя нет коллектива, но без коллектива, сплоченного, целеустремленного нет и не может быть и руководителя в художественной самодеятельности. Для успешного решения как художественных, так и воспитательных задач во время концерта необходимо, чтобы его организация носила педагогический характер, развивала и укрепляла определенные нравственные качества. Руководитель не может воспитывать увлеченность искусством, если сам не увлечен им. Концертное выступление позволяет быстрее, чем репетиционная работа, выявить недоработки с коллективом не только художественного порядка, но и в организационной.и воспитательной работе. По тому, например, сколько и когда (с опозданием или в установленное время) явилось участников на выступление, можно сделать довольно точный вывод о состоянии дисциплины, в целом воспитательной работы и моральном климате в коллективе. К. С. Станиславский считал, что театр начинается с вешалки. В организации концертной практики мелочей нет. Каждое на первый взгляд незначительное упущение вырастает для слушателей, а в самодеятельности и для самих участников и факт художественно-эстетического порядка, в факт, оказывающий непосредственное влияние на педагогический процесс. Выявление на концерте наиболее уязвимых и слабых мест в исполнении произведения, программе в целом, технической и психологической подготовленности участников может служить руководителю отправной точкой для определения направления дальнейших усилий в учебной воспитательной работе. Вдохновение исполнителей не стихийное проявление, а сознательное и контролируемое, направляемое руководителем состояние. В каждом конкретном случае руководитель заранее должен предусмотреть нес особенности и сложности предстоящего концерта. Иные проблемы приходится решать в том случае, если концерт выездной. На руководителя дополнительно возлагается огромное количество забот. В самодеятельном же коллективе, несмотря на то, что может быть избран хороший и дееспособный актив, основная часть ответственности за организационную сторону концертного выступления ложится на руководителя. У него появляются дополнительные обязанности — последить за погрузкой в машину необходимого реквизита, костюмов, инструментов; проверить наличие всего необходимого для выступления, организовать участников. По приезде к месту концерта руководителю приходится выяснять все подробности — где, в каком помещении состоится выступление, где разместить участников. На выездном концерте, спектакле руководитель должен быть особенно собранным. Ему приходится быть максимально собранным, находчивым при исправлении различных «накладок» во время концертного выступления. Поэтому нужно стараться по возможности решить организационно эти вопросы до концерта. Поговорить с работниками зала, контролерами, чтобы они были повнимательнее. Работники сцены должны обеспечить хорошее освещение, исправленные микрофоны, своевременное открытие и закрытие занавеса. Закончив организационную, подготовительную работу к концерту, руководитель самодеятельного коллектива должен обратиться к творческой стороне предстоящего выступления, его программе. Еще раз просмотреть партитуры или текст пьесы, песни, которые будут исполняться, сценарный план спектакля. Что же касается_режиссера, балетмейстера, то его влияние в этом отношении несколько специфично. Он не связан непосредственно (если не играет сам в спектакле или не танцует) с публикой. Коллектив осуществляет постановку вне его прямого "руководства. Больше того, высокопрофессиональный коллектив может выступать без присутствия режиссера или балетмейстера, постановщика танцев. Спектакль или танец исполняется так, как это было все обусловлено на репетиции. Руководителю приходится учитывать не только жанровые, но и морально-психологические особенности выступления в различных по составу, настрою, уровню художественной подготовки аудиториях. Успешное первое выступление является как, бы положительным зарядом для последующей работы коллектива. Заключая сказанное, следует подчеркнуть, что руководитель самодеятельного художественного коллектива должен рассматривать концертное выступление как важнейшее событие в своей творческой жизни и жизни коллектива. Превращение концерта в средство воспитания, придание ему педагогического смысла — важнейшая задача руководителя. К организации и проведению любого выступления — независимо от того, выступает коллектив с большой программой в концертном зале или же исполняет несколько песен, танцев, пьес в красном уголке цеха, завода, фабрики, перед несколькими десятками слушателей, — необходимо относиться одинаково ответственно и заинтересованно. Концерт — это не только подведение итогов, смотр достигнутого. Это еще встреча с искусством, со слушателями, от которой зависит настроение, репутация, успех самодеятельного коллектива, формирование подлинной нравственной культуры участников.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |