Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика проведения спектаклей концертных выступлений (стационарных, выездных)

Выбор профессии педагога – психолога

Успех любой деятельности определяется содержанием и интенсивностью интереса к ней. Интерес – положительное эмоциональное отношение к предмету, сосредоточение внимания на нем. Интерес к профессии является предпосылкой, показателем, сигнализирующем о наличие склонностей к деятельности, которые при занятии этой деятельностью могут развиваться в профессиональные способности, одаренность и талант.

Среди факторов, влияющих на выбор профессии, отмечают:

1. Учет собственных возможностей и склонностей абитуриентом;

2. Престиж профессии в среде сверстников;

3. Традиции семьи.

К условиям возникновения интереса к профессии и причин ее выбора относят:

1. Высокий уровень социально – профессиональных ожиданий;

2. Информированность, осведомленность об особенностях профессиональной деятельности;

3. Гуманистическая направленность личности, интерес к человеку, желание работать с людьми, формировать их личные качества, помогать в решении проблем;

4. Образ реально работающего специалиста: педагога – психолога;

5. Стремление к саморазвитию, повышение компетентности в вопросах человеческих взаимоотношений, деятельности, человеческого развития.

6. Случайные (смещенные на другие задачи) мотивы.

 

Мотивы выбора профессии педагога – психолога объединяют в несколько групп:

1. мотивы, связанные с осмыслением социальной ценности профессии:

- обеспечение благополучия людей, их психического здоровья и развития, интерес к детям, желание помогать их процессу личностного становления;

- мотивы познавательные, связанные с изучением основ наук, психолого – педагогической сферы, сферы образования;

- случайные мотивы (географические, демографические)

 

 

Спектакли и концерты коллективов художественной самодеятельности не­изменно привлекают многочисленных слушателей и зрителей, являются составной частью духовной жизни общества. Их выступления принимаются слушателями с особым интересом, благожелательно. Причина этого заключается в мо­рально-этических установках, отношениях, существующих между слушателями и участниками, многие из которых знают друг дру­га лично, регулярно общаются на производстве, в быту, по месту жительства или учебы. Слушатели оценивают в самодеятельном коллективе, в исполнителях зачастую не профессионализм, не уровень художественно-исполнительской подготовки, а сам факт участия, непосредственного вовлечения в творчество, в игру вымышленных образов и героев.

Концертное выступление, спектакль — ответственейший момент в жизни самодеятельного художественного коллектива. Оно является ка­чественным показателем всей организационной, учебно-творчес­кой, воспитательной работы руководителя и самих участников. По выступлению судят о сильных и слабых сторонах их дея­тельности, об умении собраться, в творческом почерке, самобыт­ности и оригинальности, технических и художественных возмож­ностях коллектива, о том, насколько правильно и с интересом подобран репертуар. По концерту можно довольно точно опреде­лить качество деятельности коллектива и уровень руководст­ва им.

Все это обусловливает своеобразие организационно-методиче-ских и педагогических принципов проведения концертного выступ­лений самодеятельного художественного коллектива. Их знание и «учет являются одним из факторов успешной деятельности руководителя, неотъемлемой составной частью его профессиональ­ной и педагогической подготовки.

Важно подчеркнуть, что концертное выступление — это не толь­ко показ определенных художественных результатов, путь удов­летворения духовных потребностей, своеобразное подведение ито­гов работы коллектива или исполнителя. Концертное выступление несёт воспитательную нагрузку, имеет педагогическую ценность как эффективная форма нравственного, гражданского и эстети­ческого развития участника.

Каждый спектакль, концерт имеет и воспитательное значение. Поэтому целесообраз­ность концертного выступления самодеятельного коллектива за­ключается не только и не столько в его значимости как явления художественного порядка, концертной единицы, а в первую оче­редь как педагогического средства, в основе, которого лежит особое сочетание организационно-методических, исполнительских и нравственно-эстетических факторов.

Анализ этих факторов, обеспечивающих педагогический эф­фект проведения концерта показывает, что их действие связано прежде всего с тем особенным, что отличает концертное выступ­ление коллектива и подготовку к нему от повседневной репети­ционной работы.

Концертное выступление, спектакль, являясь последним звеном в единой цепи творческого, учебно-воспитательного и образовательного процессов, в отличие от репетиции имеет временную невозвратимость.

На концерте нет такой возможности, какая была на репети­ции остановить коллектив или отдельного участника, проиграть еще раз неудавшийся фрагмент, отрывок песни, пьесы, сделать соответствующее замечание, изменить темповую, ритмическую, динамическую структуру пьесы, танца, выровнять звучание групп, голосов, выстроить мизансцены. По одному концерту судят о техническом и художественном мастерстве коллектива, а также о мастерстве руководителя как дирижера, ре­жиссера, балетмейстера. Вся огромная предварительная работа коллектива оценивается отрицательно, если выступление получи­лось неудачным. При таком состоянии самодеятельный коллектив, как правило, снижает уровень своей исполнительской практики в целом, теряет ближние и дальние перспективы своего развития.

Наоборот, если выступление было успешным, тепло встречено публикой, — формируется положительное мнение о коллективе, его исполнительских традициях и возможностях.

Во время концертного выступления, спектакля иное, чем на репетиции, качественно новое, особое состояние переживают участники и ру­ководитель. Но именно фактор твор­ческого волнения придаст действиям участников особую ответст­венность, наполняя их глубоким содержанием, придавая им со­циальную осознанность и осмысленность.

К сожалению, проблема эмоционально-творческого волнения до последнего времени мало еще исследована музыковедами, те­атроведами и, особенно, психологами.

В художественной самодеятельности фактор эмоционально-творческого волнения имеет специфическое значение. Во-первых, потому, что самодеятельные исполнители во время концертного выступления испытывают значительно сильнее волнение в силу того, что по сравнению с профессионалами выступают редко, имеют слабее подготовку, чем профессиональные актеры, музы­канты, танцоры. Во-вторых, несколько отличается их настрой на выступление. Для профессионалов это трудовая деятельность (хотя, несомненно, и специфическая), для участника самодеятельности — форма испытания творческих сил, утверждения сво­их способностей.

Во время концертного выступления сильное психологическое влияние на участников оказывает слушательская аудитория. При­сутствие публики порождает повышенную ответственность за ка­чество игры, пения, звучание инструмента.

Исполнитель выступает посредником между автором произве­дения (или произведением) и публикой, испытывает на себе ее дыхание, отношение к выряжаемому или изображаемому. Про­изведение искусства становится объектом совместной творческой деятельности. Несомненно, что в отношении «исполнитель — слушатель» более активна роль первого.

Публика выступает своеобразным катализатором ху­дожественно-педагогического действия искусства. Не случайно, что концертное выступление всегда имеет повы­шенный уровень художественно-эмоциональной взаимной отзыв­чивости у руководителя и участников. Между ними устанавлива­ется особо чуткая взаимозависимость, обостряется ответственность перед публикой. Одновременно повышается и их эмо­ционально-творческая, отзывчивость на действия партнеров.

Поведение, манеры, характер обращений руководителя стано­вятся объектом пристального внимания участников. Руководитель своими действиями, своей увлечен­ностью создает настроение творческого вдохновения, т. е. такую обстановку, при которой каждый участник может показать все, на что он способен как музыкант, актер, певец, танцор, как человек. Для этого руководителю в каждом из них нужно уважать, прежде всего, личность, художественную индивидуальность.

Без руководителя нет коллектива, но без коллектива, сплоченного, целеустремленного нет и не может быть и руководителя в художественной самодеятельности. Для успешного решения как художественных, так и воспитательных задач во время концерта необходимо, чтобы его организация носила педагогический характер, развивала и ук­репляла определенные нравственные качества. Руководитель не может воспитывать увлеченность искусством, если сам не увлечен им. Концертное выступление позволяет быстрее, чем репетицион­ная работа, выявить недоработки с коллективом не только худо­жественного порядка, но и в организационной.и воспитательной работе. По тому, например, сколько и когда (с опозданием или в установленное время) явилось участников на выступление, можно сделать довольно точный вывод о состоянии дисциплины, в целом воспитательной работы и моральном климате в коллективе.

К. С. Станиславский считал, что театр начинается с вешалки. В организации концертной практики мелочей нет. Каждое на пер­вый взгляд незначительное упущение вырастает для слушателей, а в самодеятельности и для самих участников и факт художествен­но-эстетического порядка, в факт, оказывающий непосредственное влияние на педагогический процесс.

Выявление на концерте наиболее уязвимых и слабых мест в исполнении произведения, программе в целом, технической и пси­хологической подготовленности участников может служить руко­водителю отправной точкой для определения направления дальней­ших усилий в учебной воспитательной работе. Вдохновение исполнителей не стихийное проявление, а созна­тельное и контролируемое, направляемое руководителем состоя­ние. В каждом конкретном случае руководитель заранее должен предусмотреть нес особенности и сложности предстоящего концер­та. Иные проблемы приходится решать в том случае, если концерт выездной. На руководителя дополнительно возлагается огромное количество забот. В самодеятельном же коллективе, несмотря на то, что может быть избран хороший и дееспособный актив, основная часть ответствен­ности за организационную сторону концертного выступления ло­жится на руководителя. У него появляются дополнительные обя­занности — последить за погрузкой в машину необходимого рек­визита, костюмов, инструментов; проверить наличие всего необхо­димого для выступления, организовать участников. По приезде к месту концерта руководителю приходится выяснять все подробнос­ти — где, в каком помещении состоится выступление, где размес­тить участников.

На выездном концерте, спектакле руководитель должен быть особенно собранным. Ему приходится быть максимально собранным, находчивым при исправлении различных «накладок» во время концертного выступления. Поэтому нужно стараться по возможности решить организационно эти вопросы до концерта. По­говорить с работниками зала, контролерами, чтобы они были по­внимательнее. Работники сцены должны обеспечить хорошее осве­щение, исправленные микрофоны, своевременное открытие и за­крытие занавеса.

Закончив организационную, подготовительную работу к кон­церту, руководитель самодеятельного коллектива должен обра­титься к творческой стороне предстоящего выступления, его прог­рамме. Еще раз просмотреть партитуры или текст пьесы, песни, которые будут исполняться, сценарный план спектакля. Что же касается_режиссера, балетмейстера, то его влия­ние в этом отношении несколько специфично. Он не связан непосредственно (если не играет сам в спектакле или не танцует) с публикой. Коллектив осуществляет постановку вне его прямого "ру­ководства. Больше того, высокопрофессиональный коллектив мо­жет выступать без присутствия режиссера или балетмейстера, постановщика танцев. Спектакль или танец исполняется так, как это было все обусловлено на репетиции. Руководителю приходится учитывать не только жанровые, но и морально-психологические особенности выступления в различных по составу, настрою, уровню художественной подготовки аудито­риях. Ус­пешное первое выступление является как, бы положительным за­рядом для последующей работы коллектива.

Заключая сказанное, следует подчеркнуть, что руководитель самодеятельного художественного коллектива должен рассматри­вать концертное выступление как важнейшее событие в своей твор­ческой жизни и жизни коллектива. Превращение концерта в сред­ство воспитания, придание ему педагогического смысла — важней­шая задача руководителя. К организации и проведению любого выступления — независимо от того, выступает коллектив с боль­шой программой в концертном зале или же исполняет несколько песен, танцев, пьес в красном уголке цеха, завода, фабрики, перед несколькими десятками слушателей, — необходимо относиться одинаково ответственно и заинтересованно. Концерт — это не толь­ко подведение итогов, смотр достигнутого. Это еще встреча с ис­кусством, со слушателями, от которой зависит настроение, репу­тация, успех самодеятельного коллектива, формирование подлин­ной нравственной культуры участников.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Способы преодоления дидактической адаптации | Инструкция по определению
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.