КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура концепта и методика его описания
У концепта сложная структура. С одной стороны, к ней относится всё, что принадлежит строению понятия; с другой стороны, в структуру концепта входит то, что делает его фактом культуры - исходная форма (этимология); сжатая до основных признаков содержания история; современные ассоциации; оценки, коннотации. З.Д. Попова и И.А. Стернин, проанализировав множество а) его непосредственного чувственного опыта — восприятия мира органами чувств; б) предметной деятельности человека; в) мыслительных операций с уже существующими в его сознании концептами; г) из языкового знания (концепт может быть сообщен, разъяснен человеку и языковой форме); д) путем сознательного познания языковых единиц. Концепт имеет «слоистое» строение, и разные слои являются результатом, «осадком» культурной жизни разных эпох. Он складывается из исторически разных слоев, различных и по времени образования, и по происхождению, и по семантике, и имеет особую структуру, включающую в себя: 1. основной (актуальный) признак; 2. дополнительный (пассивный, исторический) признак; 3. внутреннюю (обычно не осознаваемую) форму. Внутренняя форма, этимологический признак, или этимология, открываются лишь исследователям, для остальных он существует опосредованно, как основа, на которой возникли и держатся остальные слои значений. Согласно исследованиям З.Д. Поповой и И.А. Стернина можно выделить следующую типологию концептов. Представление – обобщенный чувственно-наглядный образ предмета или явления (дрожь – частое, судорожное вздрагивание тела). Схема – концепт, представленный некоторой обобщенной пространственно-графической или контурной схемой (наглядный образ дерева – ствол и крона). Понятие – концепт, который отражает наиболее общие, существенные признаки предмета или явления, результат их рационального отражения и осмысления (квадрат – прямоугольник с равными сторонами). Фрейм – мыслимый в целостности его составных частей многокомпонентный концепт, объемное представление, некоторая совокупность стандартных знаний о предмете или явлении (магазин – покупать, продавать, товары, цена ит.д.). Сценарий (скрипт) – последовательность нескольких эпизодов во времени (посещение ресторана). Гештальт – комплексная целостная функциональная мыслительная структура, упорядочивающая многообразие отдельных явлений в сознании (игра, любовь, судьба). Для установления смыслового объема концепта нужно сделать следующее: 1. определить референтную ситуацию, к которой принадлежит данный концепт, а при наличии художественного текста эта операция производится на его основе; 2. установить место данного концепта в языковой картине мира и языковом сознании через обращение к энциклопедическим и лингвистическим словарям; при этом словарная дефиниция считается ядром концепта; 3. обращение к этимологии и учет ее особенностей; 4. поскольку словарные толкования дают лишь самое общее представление о значении слова, а энциклопедические – о понятии, нужно привлечь к анализу самые разнообразные контексты: поэтические, научные, философские ит.д.; 5. полученные результаты нужно сопоставить с анализом ассоциативных связей ядра концепта («время» - «будущее»); 6. если для анализа выбран важный концепт культуры, то он должен быть много кратно повторен и проинтерпретирован в живописи, музыке, скульптуре ит.д. ВОПРОСЫ И СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРУ
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |