Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Данте – поэт переходного времени




БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» ДАНТЕ

СПЕЦИФИКА ЖАНРА

 

Данте Алигьери (1265-1321), великого итальянского поэта, автора «Божественной комедии» называют последним поэтом Средневековья и одновременно первым поэтом новой эпохи – эпохи Возрождения.

Важнейшей чертой средневековой культуры является ее теоцентризм, господство религиозного мировоззрения, в основе которого лежала христианская теология.

Христианство отвергало античную художественную культуру, видя в ней языческие символы, но в то же время восприняло некоторые духовные ценности античности, поставив в центр мироздания человека, объявив его при этом «рабом божьим», испытывающим вечный страх перед загробными карами. На смену античному преклонению перед человеческими силами и разумом пришло учение о греховности человека и Страшном суде, постоянные размышления о тщетности жизни и неотвратимости смерти.

Средневековое мироощущение было основано на представлении о дуализме (двойственности) мира, который, согласно теологическим взглядам, делился на видимый, осязаемый земной мир и мир небесный, идеальный, потусторонний. При этом главным считался высший, небесный, «горний» мир, а земное существование рассматривалось лишь как отражение бытия небесного мира. Из учения о дуализме мира исходила символика средневекового искусства: в расчет брались лишь символы, т.е. скрытый смысл реальных предметов и явлений.

Именно господство религиозного мировоззрения в период Средневековья предопределило особенности его искусства и литературы. Практически все творения служили религиозному культу, воспроизводя образы не реального, а потустороннего мира, пользуясь языком символов и аллегорий; искусство почти не выражало радость земного бытия, а располагало к созерцанию, глубокому размышлению и молитве; его не интересовало детальное, конкретное изображение пространства или человека, ведь подлинно реальным, истинным представлялся лишь «горний», высший мир, а конкретикой «дольнего» (земного) мира можно было пренебречь, ибо она лишь затрудняла восприятие целого.

Возрождение – качественно новый этап в истории западноевропейской цивилизации. Культурное движение Возрождения, несмотря на формулу, заключенную в названии, было не просто возвращением к античности, а диалогом античного мироощущения, христианского мировидения и реалистического сознания нарождавшегося буржуазного общества. Точнее, Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением христианства. Для ренессансного гуманизма характерно соединение античного антропоцентризма («Человек есть мера всех вещей») со средневековой идеей равенства, вытекающего из теоцентризма («Все люди равны перед Богом»), а также интерес к человеческой личности, к его индивидуальной жизни, к богатству его внутреннего мира; вера в силу человеческого разума, признание безграничных творческих возможностей человека в деле совершенствования самого себя и окружающего мира.

Личность и творчество Данте стоят на грани феодально-церковного мировоззрения и нового, гуманистического. Величайшим творением Данте является «Божественная комедия» («Divina commedia»). Над этим произведением поэт трудился многие годы и вложил в него весь свой жизненный опыт, отразил в нем свои философские и политические убеждения.

Каковы же особенности жанра «Божественной комедии» Данте – произведения, вобравшего в себя, с одной стороны, художественный опыт всей предшествующей литературы (как античной, так и средневековой), и в то же время произведения глубоко новаторского, отразившего новые веяния времени?

Литературные жанры (от фр. genre – род, вид) – это сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений. Жанр произведения традиционно определяется по целому ряду признаков – содержательных и формальных, которые носят относительно устойчивый, повторимый характер. К важнейшим из этих признаков можно отнести следующие: принадлежность произведения к тому или иному литературному роду (эпос, лирика, драма); речь – прозаическая или стихотворная; объем произведения, его пафос, особенности содержания, заключающиеся в некоторых общих свойствах его проблематики, отражающей круг волнующих автора вопросов.

Жанровое своеобразие дантовской «Божественной комедии» определить нелегко; по этой проблеме, как и по творчеству Данте в целом, существует обширная литература. Первым комментатором творения Данте был Якопо, его сын. Позднее Боккаччо создал обширный комментарий к 17 песням «Ада» и написал первую биографию поэта. В XIX в. Данте воспринимался в Италии как «духовный отец нации», его комментировали Уго Фосколо, Габриэле Россетти, Николо Томмазео. Большой интерес вызвал Данте и в России. Его ценили А.С. Пушкин и А.И. Герцен, видевшие в «Божественной комедии» великий памятник литературы. Символисты (А.. Блок, В. Брюсов, Н. Гумилев) отмечали в творчестве Данте соединение веры и искусства, поэзии и религии. В работе известного композитора и музыковеда И. Глебова (В.В. Асафьева) «Данте и музыка» (1921) «Божественная комедия» интерпретируется как некая «литературная симфония», лирическая исповедь автора. Среди русских литературоведов ХХ в., изучавших творчество Данте, - А.К. Дживелегов («Данте Алигьери: Жизнь и творчество»), И.Н. Голенищев-Кутузов («Творчество Данте и мировая культура»), Н.Г. Елина («Данте: Критико-биографический очерк») и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.