КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
VIII. Виды строф
Классификация рифм по положению в строфе Классификация рифм по звуковой акустике Классификация рифм по ритму Классификация рифм по положению в стихе Созвучия заключительных слогов, начиная с последнего ударного слога называют клаузулой (конечной рифмой). Клаузулы встречаются в рифмованных стихах Сразу стало тихо в д Оме, Облетел последний м Ак, Замерла я в долгой др Ёме И встречаю ранний мр Ак.
Однако, конечные звуковые повторы (клаузулы) можно встретить и в нерифмованных стихах (например, в «Маленьких трагедиях» А.С.Пушкина) И платье нужно мне. В последний р А з Все рыцари сидели тут в атл А се Да бархате; я в латах был од И н За герцогским столом. Отговор И лся Я тем, что на турнир попал случ А йно.
Если рифмующиеся слоги располагаются в начале стиха, такая рифма называется начальной Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, Выбе гает умывальник И кач ает головой… Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной. В бе лом венчике из роз – Впе реди Иисус Христос.
Когда рифмующиеся строки находятся внутри стиха – такая рифма называется внутренней. Рифмованные слоги могут располагаться горизонтально и вертикально. Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной. В белом венчике из роз – Впереди Иисус Христос. вертикальная внутренняя рифма Я жд ал, я зв ал, я верил в чудо… горизонтальная внутренняя рифма Мне голос б ыл, он звал утешно, Он говор ил: «Иди сюда»… вертикальная внутренняя рифма
В зависимости от места ударения конечные рифмы (клаузулы) разделяются на мужские и женские В мужской рифме (М) (клаузуле) ударение падает на последний слог, а в женской рифме (Ж) – на предпоследний: Сразу стало тихо в д о ме, женская рифма Облетел последний м а к, мужская рифма Замерла я в долгой др А ме женская рифма И встречаю ранний мр а к. мужская рифма Плотно заперты вор о та, женская рифма Вечер черен, ветер т и х. мужская рифма Где веселье, где заб о та, женская рифма Где ты, ласковый жен и х? мужская рифма Не нашелся тайный п е рстень, женская рифма Прождала я много дн е й, мужская рифма Нежной пленницею п е сня женская рифма Умерла в груди м о ей. мужская рифма А.С.Пушкин Встречаются строки, в которых последние ударение падает на третий от конца слог. Такие рифмы называются дактилическими (Д). Если ударение падает на четвертый от конца слог и далее – такие рифмы называются гипердактилическими (ГД). Тучки небесные, вечные стр а нники! Д Степью лазурною, цепью жемч у жною Д Мчитесь вы, будто как я же, изгн а нники Д С милого севера в сторону ю жную. Д М.Ю.Лермонтов Идет Балда, покр я кивает, ГД А поп, завидя Балду, вск а кивает, ГД За попадью пр я чется, Д Со страху кор я чится. Д Балда его тут отыск а л, М Отдал оброк, платы требовать ст а л. М А.С.Пушкин Рифмы в которых созвучны последнее ударные гласные и последующие за ними согласные называются точными Бр емя - вр емя, отв етные - рассв етные, к олос - в олос Рифмы, в которых одинаковые гласные или согласные называются приблизительными мо л о т - ме л е т, сл е ду - св е ту Приблизительные рифмы, в которых созвучны гласные звуки, при полном или частичном несовпадении согласных называются ассонансными рифмами Я сегодня до зари вст ану, По широкому пройду п олю, Что-то с памятью моей ст ало, Всё, что было не со мной, п омню. Р.Рождественский Приблизительные рифмы, в которых полностью или частично созвучны согласные звуки, при полном или частичном несовпадении ударных гласных называются диссонансными рифмами В блеске зимней ночи т а ющая, Обрати ко мне твой л ик, Ты, снегами тихо в е ющая, Подари мне легкий сн ег. По положению в строфе рифмы бывают Смежные А А Б Б – рифмуются строки расположенные рядом Почернел, искривился бревенчатый м ост, А И стоят лопухи в человеческий р ост, А И крапивы дремучей поют ле са, Б Что по ним не пройдет, не блеснет ко са. Б Вечерами над озером слышен взд ох, В И по стенам расползся корявый м ох. В Перекрестные А Б А Б -рифмуются строки расположенные через строку Вижу ли ночи светило прив етное А Или денницы прекрасной блист ание, Б В сердце ласкаю мечту безотв етную, А Грустную думу земного страд ания... Б Кольцевая (охватная или опоясанная) А Б Б А -рифмуются крайние строки, а внутри смежные рифмы Мы говорим на разных язык ах. А Я свет весны, а ты усталый х олод. Б Я златоцвет, который вечно м олод, Б А ты песок на мертвых берег ах. А
Интересен пример Онегинской строфы – в ней Пушкин дает все возможные виды рифм "Мой дядя самых честных пр авил, А Когда не в шутку зане мог, Б Он уважать себя заст авил А И лучше выдумать не мог. Б Его пример другим на ука; В Но, боже мой, какая ск ука В С больным сидеть и день и н очь, Г Не отходя ни шагу пр очь! Г Какое низкое ков арство Д Полуживого забавл ять, Е Ему подушки поправл ять, Е Печально подносить лек арство, Д Вздыхать и думать про се бя: Ж Когда же черт возьмет те бя!" Ж Строфа в переводе с греческого языка «поворот». Словарь литературных терминов дает такое определение строфы: «Строфа - сочетание стихов, объединенных общей рифмовкой и представляющих ритмико-синтаксическое целое, резко отделенное от смежных стихосочетаний большой паузой, завершением рифмованного ряда и иными признаками». В строфе организованный повтор ритма или рифм дает сильное смысловое единство, поэтому, при смене строфы меняется и смысл. Основным признаком строфы является повторяемость ее элементов: стоп, рифм, количество стихов и др. На письме строфы отделяются увеличенным интервалом. Серебро, огни и блестки, - Целый мир из серебра! В жемчугах горят березки, Черно-голые вчера. Это - область чьей-то грезы, Это - призраки и сны! Все предметы старой прозы Волшебством озарены. Экипажи, пешеходы, На лазури белый дым, Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым. Воплощение мечтаний, Жизни с грезою игра, Этот мир очарований, Этот мир из серебра!
В.Брюсов Существуют твердые формы строф: двустишие, терцет, катрен, пятистишие, секстина, септима, октава, спенсерова строфа и нона, децима, сонет. Астрофичные стихи – стихи в которых границы между сочетанием стихов не подчиняются определенной системе. Богат и славен Кочубей. Его луга необозримы; Там табуны его коней Пасутся вольны, нехранимы. Кругом Полтавы хутора Окружены его садами, И много у него добра, Мехов, атласа, серебра И на виду и под замками. Но Кочубей богат и горд Не долгогривыми конями, Не златом, данью крымских орд Не родовыми хуторами, Прекрасной дочерью своей Гордится старый Кочубей. И то сказать: в Полтаве нет Красавицы, Марии равной. Она свежа, как вешний цвет, Взлелеянный в тени дубравной… Пушкин А. С. «Полтава»
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |