Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренняя и внешняя политика Александра I

Россия в первой половине XIX века.

Лекция

 

1. Внутренняя политика Александра I.

2. Восстание декабристов.

3. Внутренняя политика Николая I.

4. Внешняя политика России в первой половине XIX века.

 

После убийства Павла I в результате дворцового переворота императором России стал его сын Александр I.

Вступив на престол, Александр был намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызвавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику “по законам и сердцу” своей бабки Екатерины Великой, которая говорила, что лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе.

Александр восстановил отменённые Павлом “Жалованные грамоты” дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешён свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентациями в быту, одежде, общественном поведении и т.д. Эти меры создали Александру славу либерала.

Он много сделал для обучения своих подданных: во всех уездных городах учредил уездные училища, а в губернских - гимназии. Основал университеты в Казани, Харькове и Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербурге были устроены высшие учебные заведения под названием педагогических институтов.

В 1802 г. устаревшие коллегии, которые ещё с петровских времён являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Позднее были организованы: Министерство полиции, Главное управление путей сообщения и публичных зданий, Главное управление почт и т.д.

В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учреждён Комитет министров (в 1857г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917г.).

Формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Император председательствовал на заседаниях. Комитет обсуждал дела, которые, во-первых, требовали общего соображения или содействия разных министров; во-вторых, превышали пределы полномочий одного министра; в-третьих, в разрешении или исполнении которых министры встречали сомнения.

Роль и значение Комитета министров повышались в периоды отсутствия императора в столице или вообще в стране. В таких случаях Комитет оставался фактическим правителем страны, а его ведению подлежали все вопросы внутреннего управления. Комитет министров не стал центральным органом правления. Царизм не выпускал его из-под своего контроля. Комитет министров не обладал правом законодательной инициативы, решения его получали законную силу лишь после утверждения их императором. Комитет министров не имел силы исполнительной власти, а исполнение принятых им решений, проводилось соответствующими министерствами и ведомствами.

В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил право делать “представления” императору по поводу устаревших законов.

Сенат объявлялся верховным местом империи и наделялся большими правами: 1) власть Сената ограничивалась только императором; 2) Сенат был верховным местом империи по судебным делам, на его решения не было апелляции; 3) все императорские указы, общие и частные, в обязательном порядке направлялись в Сенат и им опубликовывались; 4) Сенату дано право входить с особым представлением к царю всякий раз, когда среди издаваемых законов будет обнаружен такой, исполнение которого затруднено неясностью текста, несоответствием с существующими нормами; 5) Сенат ведал вопросами высшей полиции в государстве, следил и обеспечивал общий порядок в стране; 6) Сенату предоставлено право ревизии всех учреждений в государстве; 7) Сенаторы за свои преступные деяния были подсудны суду самого Сената.

По закону председателем Сената являлся император. Для надзора за производством дел и правильностью выносимых решений при каждом департаменте и каждом отделении стояли обер-прокуроры. Сенату были приданы многочисленные канцелярии с огромным чиновничьим составом.

Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников.

Александр I надеялся с введением министерской системы центрального управления навести порядок и укрепить государство. Но решительной победы с злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нём с опасением уронить престиж Сената.

Становилось, очевидно, что одними перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала бы развитию производительных сил страны, а не пожирала её ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи.

В 1809 г. по поручению Александра М. М. Сперанский составил проект коренных преобразований. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой – всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на её рассмотрение, и заслушивать отчёты министров.

Все власти – законодательная, исполнительная и судебная – соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царём. Мнение Государственного совета, утверждённое царём, становилось законом. Ни один закон не мог вступить без осуждения в Государственной думе и Государственном совете.

Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках царя. Но Сперанский подчёркивал, что суждения Думы должны быть свободными, они должны выражать “мнение народное”. В этом и заключается его принципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения.

Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный совет. Государственный Совет был образован в составе 5 департаментов: законов, дел военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии, наук, промышленности и торговли.

В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств.

Однако реформы 1802-1812 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной властью.

В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во введении конституции в Царстве Польском (1815), сохранении сейма и конституционного устройства в Финляндии, присоединённой к России в 1809 г., а также в создании Н. Н. Новосильцевым по поручению царя “Уставной грамоты Российской империи” (1819-1820), первой Конституции за всю многовековую историю России. В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Первая волна репрессий в науки: разгром педологии и психотехники в России | Восстание декабристов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.