КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №1 Психология коммерции как наука
Психология коммерции — сравнительно новый для отечественной высшей школы предмет. Необходимость широкого внедрения психологических подходов диктует сам рынок, так как психологизация коммерции является одной из актуальных тенденций его развития. Вспомним, что во времена планового хозяйства в торговле бытовала психология дефицита, когда даже при наличии денег необходимый товар нельзя было купить, причем как в торговле розничной (талоны, нормы отпуска), так и оптовой (фонды, лимиты и т.д.). Отчасти психология дефицита не изжита до сих пор (преимущественно в сознании потребителей старшего поколения). По мере становления рынка она трансформировалась в психологию сбыта, ориентированного на товар, когда, по мнению предпринимателя, все определяет ценовая политика. Если товар недостаточно интенсивно продается — нужно просто увеличить расходы на рекламу, и проблема сбыта будет решена. В сегодняшней рыночной экономике по мере роста конкуренции (как торговых фирм, так и производителей, их продуктов на рынке) роль психологии коммерции растет, так как ее грамотное использование способно дать участникам рынка конкурентное преимущество. Особенно справедливо это в последние годы, когда психологизация коммерции и экономики в целом становится одной из важнейших тенденций ее развития. Ведущие зарубежные аналитики рынка подчеркивают актуальность индивидуального психологизированного подхода к клиенту, когда в качестве маркетинга XXI в. рассматривается маркетинг партнерских отношений (Я. X. Гордон), основанный на заботе о покупателе и личной связи покупателя с фирмой-продавцом, когда декларируется не только необходимость психографического подхода к покупателю, определения психологического типа последнего (Б. Гантер, А. Фер-нхам), но и целесообразность перехода в целом к «психографической сегментации рынка», в центре которой находится «живой человек вместо целевого потребительского сегмента» (Г.Алдер). По мнению классика маркетинговой теории Ф. Котлера, в успехе сбыта, наряду с актуальным исполнением товара (его потребительскими характеристиками, ценой и качеством), играют психологические аспекты — прежде всего замысел товара (то, какую потребность клиента он удовлетворяет), а также его сопровождение, в том числе психологическое. Последнее непосредственно связано с психологической культурой. Так, согласно опросу американской организации The Forum Corporation, связанной с изучением общественного мнения, в настоящее время успех в области продаж зависит в первую очередь от тренинга торговых консультантов (т.е. их психологической подготовки). На втором месте — выработка стратегии фирмы (маркетинг), а на третьем — мотивация сотрудников, т.е. опять же психологический фактор. Значимость психологических механизмов в коммерции показана в работах основателя психологической экономики Д. Канема-на, удостоенного Нобелевской премии по экономике за 2002 г. Он наглядно продемонстрировал, что в области товарно-денежных отношений люди часто ведут себя нелогично — их действия порой противоречат здравому смыслу, не укладываясь в рамки принятой ранее для объяснения экономического поведения людей «теории рациональных ожиданий». Иными словами, на принятие решений о сделке оказывают существенное влияние не только рациональные (левополушарные), но и иррациональные (правополушарные) механизмы психики. Таким образом, Д. Канеман показал необходимость учета иррациональных психологических механизмов, подсознательных убеждений людей для прогнозирования их экономического поведения, для управления этим поведением. Профессиональные трейдеры все больше убеждаются, что одной из основ торговли (не только розничной, но и оптовой) наряду с экономикой является психология. Покупатель приобретает товар не только потому, что этот товар объективно хорош, а в конечном счете потому, что он еще и субъективно хорош, хорош психологически. Психологический рецепт успешных продаж, как читатель убедится в дальнейшем, универсален: необходимо выявить потребность потенциального покупателя и превратить ее в мотив, стимулирующий к действию. Что означает утверждение, что товар «психологически хорош» для покупателя? Это значит, что покупатель не только убежден в этом на логическом уровне, но еще и верит в то, что это именно так. Естественно, к этому убеждению и уверенности он приходит с помощью продавца. А значит, продавец должен быть не только хорошо информирован о товаре, но и убедителен, рекламируя его качества. Он должен уметь убеждать, уметь внушать уверенность. Внушать доверие к своим словам. Внушать доверие к себе. Внушать в буквальном смысле, а значит, самому верить в то, что он стремится донести до покупателя. Для этого он должен владеть навыками саморегуляции собственного психоэмоционального состояния. Однако несмотря на очевидность вышеизложенного, широкое внедрение психологических рекомендаций в отечественной коммерции нередко ограничивает инерция мышления. Ведь многие успешные предприниматели, начавшие свою деятельность в начале 90-х гг. XX в., недооценивают роль в коммерции психологического фактора. Помимо того, до сих пор отсутствовал учебник по психологии коммерции для студентов вузов. Зарубежная же литература по психологии торговли, преимущественно американская, начиная с Д. Карнеги, строится по однотипной, прямолинейной схеме повторения простых алгоритмов и заучивания стандартных рекомендаций. Позволим себе небольшое отступление от основной темы, чтобы дать краткую оценку подобной литературе, которую многие предприниматели-практики совершенно незаслуженно воспринимают как источник полезной информации, а порой даже как руководство к действию. По существу, содержание многочисленных переводных руководств для практики продаж можно свести к следующему: выучите 5, 10 или 20 простых правил успешной продажи и успех вам обеспечен! При этом все подобные «правила», по большому счету, можно свести к трем. Первое правило: больше общайтесь с клиентами, называйте их по имени и при этом улыбайтесь! Второе правило: если первое правило не действует — еще больше общайтесь и еще больше улыбайтесь! Третье правило: если не действуют оба предыдущих правила — значит, что-то не в порядке с вашей улыбкой. Обратитесь к хорошему стоматологу (далее следует реклама зубной пасты), косметологу (следует реклама крема от морщин) или пластическому хирургу. Мы, конечно, утрируем и намеренно сгущаем краски, но тем не менее основная тенденция именно такова. При этом за пределами поля зрения подобной литературы остаются как фундаментальные основы психологии, так и общее представление о психологии коммерции как о предмете в целом. Кроме того, применение на практике психологических рецептов в духе Карнеги на российской почве сталкивается со спецификой отечественного бизнеса и отличиями отечественного (особенно «постсоветского») менталитета от американского, подчас сводящими результативность подобных рекомендаций к нулю. «У них», если на человека обращают внимание как на личность, проявляют уважение к его индивидуальности, он готов за это отплатить ответной услугой или платить в прямом смысле. «У нас» же это воспринимается в лучшем случае как естественное движение души, коммерческой ценности не имеющее, а в худшем — как проявление слабости и зависимости, что приводит к негативному результату. Психологические особенности отечественного, «постсоветского» потребителя мы подробно рассмотрим далее. Психологию коммерции нередко сводят к психологии продаж. Действительно, это одна из ее важнейших составляющих, однако только этим содержание данного предмета не исчерпывается. В общем смысле психология коммерции представляет собой психологическое обеспечение деятельности коммерсанта. И хотя это вспомогательная составляющая коммерческой деятельности, тем не менее в ряду других составляющих она имеет первостепенное значение. Это связано с неалгоритмизуемостью психологии, требующей зачастую творческого подхода и нестандартных решений, а также с известным в управленческой деятельности принципом «первого лица», или лица, принимающего решения. Ведь во многом от знания руководителем психологии коммерции зависит качество принимаемых им решений и тем самым — результат деятельности предприятия в целом. Необходимо отметить взаимосвязь психологии коммерции и с такими предметами, изучаемыми студентами экономических и управленческих специальностей, как социальная психология, психология делового общения, психология рекламы, психология менеджмента и организационная психология, а также маркетинг. Межпредметные связи отмечаются и с теми дисциплинами, которые традиционно не входили в перечень предметов, изучаемых студентами финансово-экономических специальностей, — такими как психокоррекция и психотерапия. Это связано с тем, что в программу подготовки студентов по предмету «Психология коммерции» введено понятие «психотерапевтическое воздействие коммерсанта», которое мы подробно рассмотрим в дальнейшем. Применение в психологии коммерции разнообразных психотехнических приемов, первоначально разработанных в психотерапии, укладывается в рамки целостного психотерапевтического подхода в данной предметной области. В качестве приложения в пособии представлен краткий словарь специальных терминов, который облегчит усвоение материала.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |