КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психотерапевтическое воздействие коммерсанта
Психотерапевтический подход в сфере коммерции означает использование технологий психотерапевтического воздействия в процессе общения. Под психотерапией в данном контексте понимается любое психологическое воздействие (чаще всего общение), цель которого — изменить психическое состояние человека. Инструментом для достижения данной цели является естественное измененное состояние сознания, или транс. Отсюда следует, что психотерапевт — это всего лишь специалист по трансовой коммуникации. Соответственно психотерапевтическое воздействие коммерсанта представляет собой такого рода воздействие, которое способствует возникновению трансового состояния и утилизации этого состояния. Подобное психотерапевтическое воздействие, осуществляемое коммерсантом, имеет целью заключение сделки купли-продажи. Оно может быть направлено на других людей или на самого себя. Психотерапевтическое влияние, направленное на других людей, на партнеров по общению, осуществляется в процессе личных продаж, деловых переговоров, презентаций и т.д. Оно призвано обеспечить более эффективное общение с клиентами, поставщиками, наладить более тесное взаимопонимание с ними и более эффективно удовлетворять их потребности низшего, в основном материального, порядка. Подчеркнем, что с точки зрения психотерапевтического подхода эффективность человека в общении (коммуникативная компетентность) связана не только и не столько с заучиванием удачных формулировок вопросов и ответов или репетицией различных ролей. Главным образом коммуникативная компетентность связана с практическими навыками управления собственным эмоциональным состоянием (эмоциональной компетентностью) и тем самым — с влиянием на эмоциональное состояние собеседника. Влияние, направленное на самого себя, осуществляется в соответствии с принципом «каждый человек должен быть собственным психотерапевтом». Это такие приложения психотерапевтического подхода, как саморегуляция и личностный рост, обеспечивающие помимо успешности профессиональной деятельности и повышения стрессоустойчивости еще и удовлетворение потребностей высшего порядка — в признании и уважении со стороны окружающих (укрепление уверенности в себе, повышение самооценки), самоактуализации (А. Маслоу) или индивидуализации (К. Г. Юнг). Это также способствует и профессиональному росту коммерсанта с сопровождающими его материальными плодами. Здесь как нельзя более зримо проявляется главное, неспецифическое действие психотерапии, которое В.В.Макаров (Макаров В.В., 2001) называет технологией повышения успешности человека. Общие принципы психотерапевтического воздействия коммерсанта. Подытоживая описание базовых механизмов и возможных приложений психотерапевтического воздействия коммерсанта, приведем те общие, системообразующие принципы, на которых оно основывается. Принцип саморегуляции и опоры на внутренние ресурсы. На самом деле любое психотерапевтическое воздействие не делает чудес, а только лишь помогает человеку использовать внутренние резервы, включить естественные механизмы психологической саморегуляции. Поэтому можно утверждать априорно, что у человека есть изначально и оптимальное решение любой стоящей перед ним проблемы. Однако существует это решение на неосознаваемом уровне в силу того, что его осознаванию или принятию препятствуют внутренние психологические барьеры, комплексы, навязанные ранее иррациональные стереотипы, ригидность восприятия. В классическом психотерапевтическом подходе это именуется формированием стрессоустойчивости, навыка противостояния фрустрации или воспитанием зрелого эго (З.Фрейд). Принцип тотальной утилизации. Это означает поиск возможных позитивных последствий из любой ситуации, даже самой проигрышной. Подобная ревизия негативной ситуации с поиском в ней выгодных аспектов составляет основу так называемого принципа рефрейминга (переформирования). По образному выражению прагматичных американских психологов он формулируется как «превратить кислые лимоны в сладкий лимонад». Или, иначе, использовать любую возможность в положительном ключе. Наиболее емко этот принцип отражает известный афоризм «Наша сила — обратная сторона наших слабостей». Принцип развития, или личностного роста. Иными словами, это рекомендация рассматривать каждую проблему как скрытую возможность роста (Г. С. Гудмен) и изменений. Принцип означает на практике стремление использовать даже проблемы и трудности, приводящие к негативному психоэмоциональному состоянию, для позитивной психологической трансформации, для психологического закаливания — для повышения стрессоустойчивости, самосовершенствования и личностного роста. Опора на описанные принципы, взаимодополняющие друг друга, позволит коммерсанту наиболее полно использовать как собственные психологические ресурсы, так и резервы психологического воздействия на других участников сделки. Как в том, так и в другом случае психотерапевтическое воздействие коммерсанта строится на основе универсальных, неспецифических механизмов психотерапевтического взаимодействия, которые базируются на инстинктах, потребностях и мотивации. Инстинкты, потребности, мотивация. Для того чтобы научиться управлять поведением человека, именуемого потенциальным покупателем (доводя его до покупателя состоявшегося), необходимо отправиться в глубь человеческой психики, чтобы изучить ее сокровенные движущие силы. К таковым на самом глубоком уровне и относятся инстинкты. По известному определению У. Мак-Дугалла, инстинкт — наследственное или врожденное психофизическое предрасположение, которое наделяет того, кто им обладает, способностью воспринимать известные объекты, обращать на них внимание (первая составная часть инстинкта — избирательное внимание к определенным стимулам), испытывать особое чувство возбуждения при восприятии таких объектов (вторая составная часть — эмоции) и производить соответственные особые акты или испытывать импульс к ним (третья часть — запуск соответствующих жестко запрограммированных форм поведения). Иными словами, инстинкты — природные механизмы психики, заложенные в глубинах нашего подсознания и действующие автоматически, без нашего осознанного желания и без сознательного согласия. У человека инстинкты трансформируются, несколько отклоняются от своего природного пути реализации. Они постепенно пробиваются на уровень осознавания, преодолевая внутренние барьеры (сформированные в процессе воспитания запреты, отвергаемые обществом недопустимые желания — фрейдовские «табу») и ограничения восприятия (критические, логические фильтры). Этот процесс осознанной трансформации инстинктов протекает в последовательности инстинкт—потребность—мотивация, обозначаемой аббревиатурой ИПМ. Иными словами, от неосознаваемого инстинкта — к глубинной, подспудно ощущаемой потребности и далее — к осознанному мотиву, лежащему в основе дальнейшего целенаправленного поведения. Тем самым, по мысли З.Фрейда, происходит смещение инстинкта. Так, стадный инстинкт трансформирует потребность в принадлежности и служит также удовлетворению связанных с ней потребностей в защищенности, в уважении окружающих и самоуважении. На сознательном уровне он становится мотивом поведения человека в малых группах, мотивом стремления к включению в группу (аффилнации), привлекательности группы для ее членов и внутригрупповой сплоченности. На поведенческом уровне он приводит к образованию как неформальных объединений, так и формальных организационных структур, например коммерческих фирм. При этом фирма, объединяя сотрудников, выступает аналогом первичной социальной группы. Таков «антирыночный», психологический механизм, наглядно и убедительно объясняющий происхождение «фирменного» социального феномена в отличие от туманных теорий «фирмообразования» — институциональной или теории общественного договора. Нужно назвать и психологическую цену, которую человек платит за приобщение к группе (институционализацию), удовлетворяющую потребность в принадлежности, в безопасности и в уважении окружающих. Эта цена — конформность, подчинение общему мнению и групповому давлению как символическое «бегство от свободы». Именно конформность является своего рода «ахиллесовой пятой» человека, используемой психотехнологиями продаж и рекламы. Итак, обсуждая устройство скрытых пружин человеческой психики, мы приходим к выводу, что передаточным звеном, связующим «культурные» мотивы с «дикими» инстинктами, является потребность. Иначе говоря, осознанный инстинкт, с одной стороны, и потенциальный мотив — с другой. Конечным же звеном выступает мотив, то, что человек реально делает, что служит для объяснения или оправдания его поступков. С этой точки зрения задача коммерсанта — найти неудовлетворенную потребность клиента и превратить ее в мотив. По выражению Г. С. Гудмена (Гудмен Г. С, 2001), «подходящими для осуществления коммерческих целей являются люди, которые выражают свои реальные потребности и желание удовлетворить их с нашей помощью». Начать нужно с того, чтобы определить желания клиента и расставить их в порядке приоритетности. Но желания могут быть непостоянны и обманчивы, ведь от желаемого до действительного — дистанция огромного размера. А значит, нужно выделить среди желаний те, которые настоятельно требуют своего удовлетворения. Иными словами, выявить реальную потребность клиента (возможно, прояснить его смутные догадки) и подчеркнуть ее актуальность. Активная технология продаж строится во многом на том, что помимо пассивного выявления существующих у клиента потребностей делается шаг в сторону их направленного формирования или даже создания новых потребностей. Для этого используются социальные мифы, рекламные образы, феномены массового сознания, чтобы убедить потенциального покупателя, что все поступают именно таким образом, что сейчас принято пользоваться данным товаром, что это уже есть у знакомых, соседей, конкурентов. Активное формирование спроса начинается с уровня покупательских инстинктов. Ведь инстинктивно — не всегда означа ет разумно. Поэтому играя на человеческих слабостях, ненавязчиво манипулируя инстинктами покупателя, умелый продавец может направлять вектор покупательского спроса в желаемом направлении. Перечень основных инстинктов, потребностей человека и построенных на их удовлетворении сфер коммерческой деятельности приведен в таблице 1. Отметим, что к основным материальным и социальным потребностям добавляются еще «высшие» потребности — в самоуважении и самоактуализации (по А. Маслоу). И хотя их удовлетворение вторично по отношению к потребностям материальным, но, как показывает опыт, оно безусловно необходимо для действительно успешного предпринимателя. Отечественный ученый П.В.Симонов в дополнение к ранее известным выделил еще одну, особую, потребность — в информированности, которую в чистом виде эксплуатируют реклама, СМИ. Эта потребность является «золотым ключиком», открывающим для продавца доступ к остальным потребностям покупателя. Ведь со стороны покупателя именно удовлетворение потребности в информированности, или устранение информационного дефицита (Сергеечева В., 2002), лежит в основе психологического контакта с продавцом, выступающим в роли консультанта, эксперта. На мотивы поведения оказывают влияние также притязания человека, создающие систему «внутренних напряжений». Это та психологическая напряженность, которая требует разрядки и от которой человек стремится избавиться. Для этого он действует кратчайшим возможным способом, идет по «пути наименьшего сопротивления». Таким образом, при совершении покупки затраты материальные (денежные) могут оказаться существенно ниже той нематериальной (психологической) выгоды, которую клиент приобретает в результате. Пожалуй, в наиболее систематизированном и удобном для практического применения виде перечень мотивов человеческого поведения представлен С. Райе (Райе С, 2000). Власть — желание оказывать влияние на окружающих. Независимость — желание полагаться на собственные силы. Любознательность — желание знать, удовлетворять информационную потребность. Признание — желание присоединяться к другим. Порядок — потребность в организации. Бережливость — желание собирать и сберегать. Честь — желание быть преданным традициям, родительским установкам. Идеализм — желание социальной справедливости (в контексте данной классификации мотивов). Социальный контакт — желание общаться. Семья — желание растить собственных детей. Статус — желание занимать положение в обществе. Месть — желание рассчитаться с обидчиком (отреагирование). Романтика — желание любви, стремление к прекрасному. Питание — желание потреблять пищу. Физическая активность — желание двигаться, испытывать «мышечную радость». Спокойствие — желание эмоционального комфорта. Перечисленные основные потребности и мотивы поведения лежат в основе тех инструментов мотивации, или психологических «зацепок», с помощью которых опытный продавец может воздействовать на клиента. Ж. Кролар называет такие «чувствительные точки» покупателей, как: - тревожность; - алчность; - новизна; - комфорт; - гордость; - привязанность (привычка) (цит. по: Ребрик С, 2003). Для стимуляции «чувствительных точек» можно использовать все четыре механизма поведения человека (Ольшанский Д. В., 2002): - сознательное убеждение (поступаю так, потому что знаю: это правильно. Понимаю это своим умом); - неосознанное убеждение (действую по образцу, потому что так делают люди, которые для меня служат примером); - эмоциональность (поступаю так, потому что так чувствую, безотчетно стремлюсь скрасить обыденность, прозу жизни, использую вдохновение, порыв, поток эмоций); - практическая польза (поступаю так, потому что знаю: это выгодно, понимаю это на основе точных расчетов, фактов и цифр).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |