Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности

Понятие менеджмента

Сущность, характерные черты современного менеджмента

Лекция № 1

Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с основными понятиями, функциями и содержанием работы менеджера, а также методами исследования проблем дисциплины и историей развития ее предмета и практического освоения курса для применения знаний в деятельности по организации и управлению.

В результате ознакомления и освоения теории и практики менеджмента студенты должны:

- иметь представление о системе менеджмента:

- знать структуру внутреннего и внешнего окружения менеджера в организации, правила его организационно-экономического поведения;

- владеть научными подходами к изучению проблем менеджмента;

- знать особенности разработки стратегии работы с поставщиками, потребителями, конкурентами;

- уметь выработать стратегию работы с кадрами организации;

- уметь осуществлять коммуникации, мотивацию к работе и формировать культуру в организации;

Дисциплина «Менеджмент» тесно связана с другими дисциплинами цикла: «Стратегический менеджмент», «Маркетинг», «Управление персоналом» и т.д.

Завершающей формой оценки знаний и навыков являются экзамен.

1. Менеджмент (управление, организация) – система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.

Менеджмент – это комплекс взаимосвязанных действий:

· организация и управление (производством и коллективом);

· постановка и корректировка задач;

· разработка этапов работы;

· принятие решений;

· налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);

· регулирование процессов;

· сбор и обработка информации;

· анализ информации;

· подведение итогов работы.

Существует более 200 определений менеджмента. Одно из наиболее современных определений приводится в английском издании «Международного справочника по менеджменту»: «Менеджмент – эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производственный, финансовый и человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью».

 

Основные функции менеджмента – организация и управление производством продукции.

 

Менеджер – это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают не одинаковые.

Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:

высший уровень (top manager) — это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия;

среднее звено (middle manager) — руководители управлений, отделов, цехов;

низшее звено (entry manager) — руководители подотделов, сек­торов, бригад, групп.

Менеджеры высшего уровня определяют основное направле­ние деятельности предприятия, ее цели и задачи. Как показывает практика работы крупных компаний, такой менеджер более 80 % рабочего времени отдает формированию стратегии развития биз­неса, осуществлению контактов с федеральными, региональными и местными органами власти, банками, поставщиками сырья, ма­териалов, комплектующих и т.д. Оставшееся время уходит на реа­лизацию программ и планов работы, контроль за работой подчи­ненных. Естественно, такому менеджеру необходимо знать техно­логию производства. Однако в гораздо большей степени он должен обладать умением подбора и расстановки кадров, в первую оче­редь руководящих, т. е. менеджеров среднего и низшего звеньев.

Таким образом, если высшее руководство практически цели­ком ориентируется на формулирование общей политики и страте­гии предприятия, то на среднее управленческое звено ложится основная часть ответственности за практическую реализацию ре­шений, в том числе:

- за изменение организационных структур;

- разработку систем производства и сбыта продукции;

- организацию взаимодействия функциональных подразделений компании;

- своевременное обеспечение высшего руководства необходимой информацией;

- координирование и управление работой руководителей низше­го звена.

Выполнение таких задач требует от менеджеров среднего звена способности аналитически мыслить, проявлять гибкость, способ­ность быстро воспринимать и своевременно реализовывать новые идеи, умения видеть проблему и использовать новейшие методы и технические средства ее решения.

В свою очередь, особенностью работы менеджеров низшего звена является руководство деятельностью непосредственных исполни­телей работы (рабочих и служащих). Это наиболее многочисленная часть управленческого персонала. Специфика функционирования различных предприятий и организаций объективно затрудняет определение круга обязанностей таких менеджеров. Однако в це­лом можно отметить следующие основные функции, которые вы­полняются руководителями низшего звена управления: планиро­вание деятельности подчиненных; организация производственного процесса; мотивация труда персонала; контроль за рациональным расходованием ресурсов и соблюдением правил техники безопас­ности; сбор, анализ и представление вышестоящему руководству информации о результатах текущей деятельности подразделения.

Менеджеры различаются также по служебным функциям. Наи­более распространенной позицией является sales manager — ме­неджер по продажам: если он отвечает за работу с регионами — это regional manager; если за распространение какой-то группы то­варов — product manager, если за распространение и продвижение какой-либо марки товара — brand manager, если же менеджер уча­ствует в разработке того или иного проекта, начиная от стадии разработки до полного его завершения, — это project manager.

Где бы ни работал менеджер, он должен быть настоящим зна­током своего дела, чтобы принести максимальную прибыль фирме. В свою очередь компании должны поддерживать своих менедже­ров, развивать их таланты, положительно мотивировать и способ­ствовать дальнейшим успехам.

Понятия «менеджер» и «руководитель» не тождественны.

Руководителями являются все люди, которые возглавляют тот или иной коллектив. Это могут быть, например, директоры пред­приятий, школ, гостиниц и др. Однако не всех их можно назвать «менеджерами». Менеджер работает на конкретный экономический результат: получение прибыли и достижение эффективности про­изводства. А основной результат работы, например директора му­ниципальной общеобразовательной школы, — высокий уровень знаний школьников, что не является экономическим результатом. Поэтому нельзя считать такого руководителя менеджером. Итак, каждый менеджер — это руководитель, но не каждый руководи­тель — менеджер.

Небезынтересно сравнить советского руководителя и менедже­ра. Внешне принципы, функции и понятия управления в социали­стической экономике и менеджменте похожи. Однако основное различие состоит в подчинении руководителя советского предпри­ятия административно-хозяйственной системе, порой в ущерб эф­фективности производства и удовлетворению потребностей людей. Это ведет к ограничению инициативы производителя продукции, выполнению плана любой ценой, отсутствию заинтересованности в результатах труда. Для руководителя социалистического предпри­ятия основные лимитирующие показатели — ограничения ресур­сов (материальных, трудовых, финансовых). Для менеджера же основным лимитирующим показателем в работе является спрос на продукцию его предприятия.

Советский руководитель ориентировался не на эффективность работы предприятия, а на указания вышестоящих органов управ­ления. Менеджер не имеет директивно установленного жесткого плана. Его ориентир — потребитель, рынок сбыта.

Существует также отличие и в основах авторитета руководителя советского типа и менеджера.

В административно-командной системе авторитет руководите­ля опирается: на формальный статус в организации; формальный авторитет; формальную компетентность; наличие практического опыта; формальное право на принятие решений, в том числе по кадровым проблемам и материальному вознаграждению; следова­ние жестким инструкциям; подчинение вышестоящему руковод­ству, партийной дисциплине.

При рыночных отношениях авторитет менеджера зиждется: на заинтересованности и творческом подходе; искусстве стратеги­ческого управления и умении осуществлять общее руководство; умении сотрудничать и мотивировать людей; искусстве плани­рования деятельности; готовности к риску; духовном и физи­ческом здоровье; быстрой реакции на изменения, происходя­щие во внешней и внутренней среде организации. Иными сло­вами, менеджер должен обладать высоким управленческим по­тенциалом.

Современному менеджеру необходимы следующие качества:

глубокие познания в организации производства, экономике, финансах и своей отрасли деятельности;

знания в области человеческих отношений, позволяющие успешно работать с людьми, добиваться их заинтересованно­сти в повышении экономических результатов деятельности пред­приятия;

предприимчивость (способность добиваться конкретных эко­номических и социальных целей благодаря нахождению и реали­зации нестандартных решений);

новаторство, изобретательность;

напористость, смелость, целеустремленность.

Ему надо быть лидером в полном смысле этого слова: уметь общаться, побуждать работников к творческой деятельности; от­мечать и оценивать каждое достижение подчиненного; находить выход из конфликтных ситуаций; быть предельно объективным независимо от своих симпатий; подбирать, обучать и выдвигать работников; уметь подчиняться и соблюдать субординацию; ис­кусно вести деловые переговоры.

Богатый практический опыт менеджмента выработал некото­рые рекомендации начинающему менеджеру:

· не делайте все самостоятельно;

· не считайте себя лучше других; не беритесь за все дела сразу;

· не переносите на завтра то, что можно сделать сегодня;

· четко разграничивайте функции работников, определяйте кон­кретные задания и обязанности;

· не перекладывайте собственные упущения в работе на других.

Нельзя забывать о социальной направленности менеджмента. Со­циальная сторона деятельности менеджера предполагает, с одной стороны, заботу о создании благоприятных условий работы для своих подчиненных (достойный уровень оплаты труда, комфорт­ные условия в производственных помещениях и др.). Однако есть и другая сторона социальных обязанностей менеджера, о которой, к сожалению, многие менеджеры забывают. Речь идет о необходи­мости честного отношения к стране, народу, обществу, которые создали объективные условия для плодотворной деятельности ме­неджера и возглавляемой им компании, здесь возможности для участия менеджера в решении социальных проблем безграничны. Это не только своевременная уплата налогов, но и различные фор­мы благотворительной деятельности.

Хороший пример для подражания в этом отношении проде­монстрировал в свое время К. Мацусита — основатель японской компании Matsushita Electric Industrial Co., Ltd. (торговые марки Panasonic, Technics). Его считают одним из гениев менеджмента. К. Мацусита так сформулировал основные цели бизнеса: «Через производство товаров высокого качества, удовлетворяющих тре­бованиям потребителей, служить прогрессу, вносить вклад в об­щественное благосостояние и в дальнейшее развитие культуры». Он разработал семь основных положений менеджмента:

не хитри, будь честным;

будь хозяином на своем месте;

не живи вчерашним днем, постоянно совершенствуй свои по­знания;

относись с уважением и вниманием к окружающим;

все время помни о внешнем мире, приспосабливайся к зако­нам его развития;

с благодарностью относись к тому, что имеешь и получаешь — мы все берем у общества в долг;

не уставай вопрошать: на кого ты работаешь? Ответ только один — на общество.

Менеджмент — не догма. Современный менеджмент — это мно­гообразие различных вариантов действий в конкретных условиях. За минувшие сто лет в мире накоплен богатый опыт менеджмента.

Определены закономерности, сформулированы принципиаль­ные выводы и рекомендации. Принято считать, что если предпри­ятие работает плохо, то это означает отсутствие эффективного менеджмента. Плохой менеджмент — основная причина спада в деятельности предприятия.

Практический опыт работы всемирно-известных компаний и выдающихся менеджеров подтверждает это правило. Так, Г. Форд-старший говорил: «Если предприятие нуждается в деньгах вслед­ствие дурного руководства, нужно убрать руководителей. Надо ле­чить недуг изнутри, а не наклеивать пластырь снаружи». Принцип фирмы IBM гласит: «Вы можете свалять дурака в чем угодно и вам дадут шанс исправиться. Но если вы хоть немного схалтурите в том, что касается управления людьми, то вам конец. Здесь все про­сто: либо высший уровень работы, либо нам придется расстаться». Эту же точку зрения разделяют и в фирме General Motors: «Руко­водитель не может позволить себе роскошь учиться на ошибках». И еще: «Успех нашего бизнеса тесно связан с дарованием и пре­данностью наших менеджеров. Прибыль течет туда, где есть мозги». Ведущий специалист по менеджменту Питер Ф. Друкер так фор­мулирует основные правила эффективного руководства:

1) Хорошо обдумайте цели и задачи, которые вы ставите. При неясной цели требуются двойные усилия.

2) Сосредоточьтесь на чем-нибудь одном. Редкий человек мо­жет успешно справляться с разными делами одновременно.

3) Считайтесь со своими возможностями и возможностями ва­ших сотрудников. Как отличить способного руководителя от не­способного? Один из главных критериев здесь такой: боится ли он больше всего, что его сотрудники не справятся с задачей, или он
обращает в первую очередь внимание на то, что они хорошо дела­ют и соответственно распределяет работу. Изучая условия рынка, хороший менеджер ищет такие возможностей, которые его фирма может использовать с максимальным успехом.

Эффективность работы менеджеров могут снижать характерные недостатки:

озабоченность тем, чем, собственно, не следует заниматься;

недооценка своей роли;

непонимание того, что деятельность менеджера как руководи­теля коллектива приобретает все большее значение.

К недостаткам также можно отнести: стремление к получению более высокой заработной платы и других материальных благ в ущерб интересам дела; стремление к внешним атрибутам, симво­лам власти (дом, кабинет, автомобиль и др.); забота о собственной карьере в ущерб интересам своих подчиненных, присвоение себе заслуг других; самоизоляцию (потерю интереса к подчиненным, их нуждам и заботам); сокрытие своих мыслей, чувств, эмоций от сотрудников.

Приведем краткое содержание Кодекса чести менеджера, кото­рый является совокупностью убеждений и правил поведения.

Менеджмент — это не только профессия, но и образ мышле­ния, деятельности, жизни. Менеджер — творец конкретной де­ловой ситуации. Он не ждет, когда кто-то создаст ему благопри­ятные условия для деятельности, а создает эти условия сам. Ни­какая выгода не стоит того, чтобы добиваться ее любой ценой. Менеджер категорически воздерживается от участия в незакон­ном или безнравственном деле и предпримет все возможное, чтобы не допустить его.

 

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕНЕДЖЕРУ:

-наличие знаний в области управления предприятием;

-компетентность в технологических, производственных вопросах фирмы;

-владение навыками предпринимательства;

-умение владеть ситуацией на рынке и предвидения тенденций развития конъектуры, особенностей спроса;

-принятие обоснованных, компетентных решений, использование многовариантных расчетов с помощью компьютерной техники;

-анализ экономической ситуации на рынке и их сегментах;

-анализ хозяйственной деятельности фирм- конкурентов;

-значение психологических особенностей личности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психотерапевтическое воздействие коммерсанта | Физические характеристики шума
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.