КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Волевые качества
Флегматик Холерик - может «горы свepнyть», но за короткий промежуток времени, а на длительный ему часто не хватает выдержки. - часто не в состоянии быстро собраться и разобраться в происходящем, - но зато способен трудиться долго и упорно, стремясь к поставленной цели.
Таким образом, любой тип темперамента обладает как достоинствами, которые следует укреплять и всячески развивать, так и недостатками, проявление которых любой человек способен сдерживать, благодаря воспитанию и волевым усилиям. Характер и типы акцентуации характера личности
Характер является совокупностью устойчивых свойств личности, проявляющихся в деятельности и общении, и выражающих отношение человека к людям и выполняемой работе.
Проявление характера можно наблюдать при выполнении какой-либо деятельности: · одни предпочитают сложные виды деятельности, находя положительные эмоции в преодолении трудностей, · других удовлетворяют простые виды. В процессе общения о характере человека судят по · его манере поведения, · способах реагирования на поведение собеседников (деликатное поведение или бесцеремонное, вежливое или грубое т.д.).
При этом значение имеют не столько особенности нервной системы человека, сколько уровень его воспитанности и культуры.
Мы говорим о характере, когда отмечаем · степень самостоятельности человека, · его трудолюбие и настойчивость, · целеустремленность и упорство.
Когда человек проявляет противоположные качества и в деятельности, и в общении, о нем говорят, что он бесхарактерный.
Характер тесно связан с темпераментом, являясь таким же устойчивым и малоизменяемым, но, в отличие от темперамента, это прижизненное образование. В структуре свойств характера можно выделить: 1. система отношения к действительности; В свою очередь система отношения к действительности подразделяется на:
1. отношение к коллективу, другим людям (честность, коллективизм, конформизм, эгоизм, душевность и т. д.);
2. отношение к выполняемой деятельности (рационализм, расчетливость, трудолюбие, бережливость и т. д.);
3. отношение к себе (самостоятельность, самооценка, эгоцентризм и т. д.). Характер занимает центральное место в структуре личности, влияя на познавательные и эмоциональные процессы. Он тесно связан с потребностями и интересами и явно проявляется тогда, когда удовлетворяются наиболее сильные и актуальные потребности.
Характер формируется в достаточно раннем возрасте и отличается устойчивостью. Изменение характера возможно, но это происходит лишь в исключительных случаях, например, · когда человек тяжело заболевает, попадает в ситуацию глубокого стресса и жизненного кризиса · в связи с возрастными изменениями, приводящими к глубоким органическим нарушениям в центральной нервной системе.
Таким образом, характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.
Типологии характеров На протяжении всей истории развития психологии предпринимались многочисленные попытки построить типологию характеров. Опираясь на типологию, большинство людей можно отнести к соответствующим группам. Наиболее известные типологии характеров: I. Типология Э. Кречмера. в своей типологии Кречмер исходил из зависимости личностных качеств от строения тела.
Выделялись следующие типы конституций: 1. астенический - это люди с тонкой кожей и узкими плечами, у них плоская грудная клетка, небольшой вес тела, слаборазвитая мускулатура, женщины отличаются малым ростом; 2. атлетический - люди с сильно развитой мускулатурой и скелетом, чаще всего среднето или высокого роста, с мощной грудной клеткой, плотной, высокой головой;
3. пикнический - это люди, склонные к полноте, их мышцы слаборазвиты, шея короткая, рост средний.
Э. Кречмер сопоставил тип конституции с возможностью развития определенных психических заболеваний, так · пикники склонны к развитию маниакально-депрессивного психоза,
· астеники и атлетики - к шизофрении. Исходя из этого, выделяются такие типы характеров:
1. шизотимик - человек с тонко развитыми чувствами, аристократичный, склонный к отвлеченным размышлениям, холодный, властный и эгоистичный;
2. циклотимик - человек веселый и болтливый, с присущим легким отношением к жизни, задушевный, энергичный, склонный к юмору.
II. Классификация Леонгарда
Индивидуальные свойства у каждого выражены по-разному: у одного больше, у другого меньше.
Если некое свойство характера мешает жить и человеку, и окружающим, то говорят о психопатии.
Психопатии - группа врожденных или приобретенных характерологических расстройств при общей сохранности интеллекта, приводящих к нарушению межличностных отношений и адаптации к окружающему.
Если свойство характера мешает жить больше самому человеку, чем окружающим, то говорят об акцентуации - акцент на какой-то особенности характера.
Акцентуации - понятие, введенное немецким ученым Карлом Леонгардом в 1968 г. и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.
Акцентуации могут переходить друг в друга под влиянием: · особенностей семейного воспитания, · социального окружения, · профессиональной деятельности, · физического здоровья.
С возрастом большинство акцентуаций сглаживается, компенсируется.
Лишь при сложных и длительно воздействующих психогенных ситуациях акцентуации могут стать почвой для: · острых аффективных состояний, · неврозов, · и условием формирования психопатий.
Хотя при акцентуациях некоторые черты личности чрезмерно усилены, это усиление не так велико, чтобы у личности появились патологические отклонения.
Таким образом, акцентуация лежит где-то между индивидуальными чертами человека и патологическими отклонениями.
В акцентуированных личностях заложены · как возможности социально-положительных достижений, · так и социально-отрицательный заряд.
Между акцентуированными и неакцентуированными личностями нет четкой границы.
Опираясь на те черты характера, которые свидетельствуют об отношении к людям, К. Леонгард создает свою классификацию.
Рассмотрим ее подробнее:
1) гипертимный тип – · высокая контактность, словоохотливость, · выраженность жестов, мимики и пантомимики. · Не выдерживает до конца тему разговора, отклоняясь от нее. · Не очень серьезно относится к служебным обязанностям и семейным обязательствам. · Часто провоцируют конфликты. · Оптимистичен и энергичен, часто легкомыслен. · Легко раздражается; 2) дистимный тип – · немногословность, замедленность в движениях, · пессимизм и пассивность, низкая общительность, индивидуализм. · Часто ведет замкнутый образ жизни, домосед. · Низкая конфликтность, серьезен, объективен и добросовестен; 3) циклоидный тип – · характерна частая смена настроений и, как следствие, смена способов общения; 4) возбудимый тип – · малообщителен, отмечается замедленность в движениях и речи. · Часто бывает занудлив и угрюм; с ним трудно ужиться, так как нередко устраивает скандалы. · Если все складывается успешно, то это добросовестный, аккуратный человек, любящий маленьких детей и животных. · В неблагоприятных ситуациях раздражителен, вспыльчив, плохо контролирует свое поведение; 5) застревающий тип – · общительность умеренная, иногда занудливость, · чувствителен к социальной справедливости, но легко обижается в случае критики, · мстителен, честолюбив, ревнив, · стремится во всем быть первым; 6) педантичный тип – · бюрократ, стремится все делать по правилам. · Надежен, аккуратен, добросовестен, но занудлив, брюзга. · В конфликты вступает редко; 7) тревожный тип – · робкий и неуверенный, с заниженной самооценкой. · Дружелюбный и самокритичный. · Общительность низкая, исполнительный. · Часто несет ответственность за те действия, которые не совершал;
8) эмотивный тип – · свои обиды носит в себе. · Предпочитает узкий круг общения. · Присуще обостренное чувство долга. · Добр и сострадателен, слезлив; 9) демонстративный тип – · легко устанавливает контакты с окружающими. · Жаждет власти и похвалы. · Обходителен и артистичен, способный увлечь других, но при этом эгоистичен, лицемерен. · Любит хвастать и отлынивать от работы; 10) экзальтированный тип – · повышенная общительность и словоохотливость, · Влюбчив. · Яркость чувств и хороший вкус, · склонен к паникерству, · подвержен сиюминутным настроениям; 11) экстравертированный тип – · большое число друзей и знакомых. · Болтливость и легкомысленность · Готовность внимательно выслушать, но при этом охотно распространяет слухи; 12) интровертированный тип – · замкнутость, упрямство, ригидность, принципиальность. · Склонность к философствованию.
В отечественной психологии принята классификация акцентуаций характеров у подростков, разработанная А. Е. Личко.
Знание типа характера позволяет предугадать поведение человека, что делает общение более эффективным.
Каждый медработник должен знать склонные к акцентуированию свойства своего характера:
1. во-первых, для того, чтобы учитывать эти особенности при выборе места работы (например, гипертимику противопоказана работа в лаборатории за микроскопом),
2. во-вторых, для того, чтобы заниматься коррекцией либо самостоятельно, либо с психологом или психотерапевтом.
Самосознание и самооценка личности Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс познания себя.
Он связан с достижением от единичных образов к целостному образованию - понятию собственного Я.
Формирование отношения к самому себе происходит позднее формирования отношений к - ситуации, - предмету и средствам деятельности, - к другим людям.
Эти отношения завершают структуру личности и обеспечивают ее целостность. Они наиболее тесно связаны с - целями жизни и деятельности, - ценностными ориентациями, установками, и выполняют функции - самопознания, - самоконтроля, - саморегуляции личности.
Самопознание - процесс динамический и никогда не завершающийся. 1. Во-первых, происходит постоянное развитие самих познавательных способностей; 2. во-вторых, изменяется и сам объект познания - личность; 3. в-третьих, всякое знание о себе самим фактом своего получения меняет субъекта: узнав что-то о себе, человек становится другим.
Самопознание идет параллельно с постоянной проверкой на адекватность и коррекцией.
Итоговым продуктом самопознания является Я-концепция.
По Роберту Бернсу, Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе самом, сопряженная с их оценкой.
На основании Я-концепции индивид строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Ее составляющие: - реальное Я, - идеальное Я, - динамическое Я, - фантастическое Я, - образ тела и т.д.
Степень рассогласованности отдельных компонентов влияет на психическое здоровье, мотивацию, процессы саморегуляции. Когда поведение человека согласуется с его Я-концепцией, он может обойтись и без одобрения своего поведения со стороны окружаюших. Например: · Люди, считаюшие себя неудачниками, могут подсознательно подавлять усилия (и собственные, и извне) по изменению ситуации, чтобы соответствовать Я-концепции.
· Пациент с повышенной массой тела, несмотря на многочисленные диеты, может оставаться тучным, пока он не готов к изменению образа Я.
· Девушка, всю жизнь мечтавшая стать врачом, но в силу обстоятельств закончившая медучилище, никак не может согласовать свои Я-реальное и Я-идеальное, поэтому воспринимает свою сестринскую деятельность как «унизительную, ненужную, временную», а пациентов как «обозленных на нее и весь мир».
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |