Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Волевые качества




Флегматик

Холерик

- может «горы свepнyть», но за короткий промежуток времени, а на длительный ему часто не хватает выдержки.

- часто не в состоянии быстро собраться и разо­браться в происходящем,

- но зато способен трудиться долго и упорно, стремясь к поставленной цели.

 

Таким образом, любой тип темперамента обладает как до­стоинствами, которые следует укреплять и всячески развивать, так и недостатками, проявление которых любой человек спосо­бен сдерживать, благодаря воспитанию и волевым усилиям.

Характер и типы акцентуации характера личности

 

Характер является совокупностью устойчивых свойств личности, проявляющихся в деятельности и общении, и выражающих

отно­шение человека к людям и выполняемой работе.

 

Проявление характера можно наблюдать при выполнении ка­кой-либо деятельности:

· одни предпочитают сложные виды дея­тельности, находя положительные эмоции в преодолении труд­ностей,

· других удовлетворяют простые виды.

В процессе общения о характере человека судят по

· его манере поведения,

· способах реагирования на поведение собеседников (деликатное поведение или бесцеремонное, вежливое или грубое т.д.).

 

При этом значение имеют не столько особенности нервной системы человека, сколько уровень его воспитанности и культу­ры.

 

Мы говорим о характере, когда отмечаем

· степень самостоя­тельности человека,

· его трудолюбие и настойчивость,

· целеустре­мленность и упорство.

 

Когда человек проявляет противоположные качества и в дея­тельности, и в общении, о нем говорят, что он бесхарактерный.

 

Характер тесно связан с темпераментом, являясь таким же устойчивым и малоизменяемым, но, в отличие от темперамента, это прижизненное образование.

В структуре свойств характера можно выделить:

1. система отношения к действительности;

В свою очередь система отношения к действительности подразделяется на:

 

1. отношение к коллективу, другим людям (честность, кол­лективизм, конформизм, эгоизм, душевность и т. д.);

 

2. отношение к выполняемой деятельности (рационализм, расчетливость, трудолюбие, бережливость и т. д.);

 

3. отношение к себе (самостоятельность, самооценка, эгоцентризм и т. д.).

Характер занимает центральное место в структуре личности, влияя на познавательные и эмоциональные процессы.

Он тесно связан с потребностями и интересами и явно

про­является тогда, когда удовлетворяются наиболее сильные и

акту­альные потребности.

 

Характер формирует­ся в достаточно раннем возрасте и отличается устойчивостью.

Изменение характера возможно, но это происходит лишь в

ис­ключительных случаях,

например,

· когда человек тяжело заболе­вает, попадает в ситуацию глубокого стресса и жизненного кри­зиса

· в связи с возрастными изменениями, приводящими к глубоким органическим нарушениям в центральной нервной системе.

 

Таким образом, характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

 

Типологии характеров

На протяжении всей истории развития психологии пред­принимались многочисленные попытки построить типологию характеров.

Опираясь на типологию, большинство людей можно отне­сти к соответствующим группам.

Наиболее известные типологии характеров:

I. Типология Э. Кречмера. в своей типологии Кречмер исходил из зависимости личностных качеств от строения тела.

 

Выделялись следующие типы конституций:

1. астенический - это люди с тонкой кожей и узкими плеча­ми, у них плоская грудная клетка, небольшой вес тела, слабо­развитая мускулатура, женщины отличаются малым ростом;

2. атлетический - люди с сильно развитой мускулатурой и скелетом, чаще всего среднето или высокого роста, с мощ­ной грудной клеткой, плотной, высокой головой;

 

3. пикнический - это люди, склонные к полноте, их мышцы слаборазвиты, шея короткая, рост средний.

 

Э. Кречмер сопоставил тип конституции с возможностью развития определенных психических заболеваний, так

· пикники склонны к развитию маниакально-депрессивного психоза,

 

· асте­ники и атлетики - к шизофрении.

Исходя из этого, выделяются такие типы характеров:

 

1. шизотимик - человек с тонко развитыми чувствами, ари­стократичный, склонный к отвлеченным размышлениям, хо­лодный, властный и эгоистичный;

 

2. циклотимик - человек веселый и болтливый, с присущим легким отношением к жизни, задушевный, энергичный, склонный к юмору.

 

II. Классификация Леонгарда

 

Индивидуальные свойства у каждого выражены по-разному: у од­ного больше, у другого меньше.

 

Если некое свойство характера меша­ет жить и человеку, и окружающим, то говорят о психопатии.

 

Психо­патии - группа врожденных или приобретенных характерологических расстройств при общей сохранности интеллекта, приводящих к нару­шению межличностных отношений и адаптации к окружающему.

 

Если свойство характера мешает жить больше самому человеку, чем окружающим, то говорят об акцентуации - акцент на какой-то особенности характера.

 

Акцентуации - понятие, введенное немец­ким ученым Карлом Леонгардом в 1968 г. и означающее чрезмер­ную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, пред­ставляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

 

Акцентуации могут переходить друг в друга под влиянием:

· осо­бенностей семейного воспитания,

· социального окружения,

· профес­сиональной деятельности,

· физического здоровья.

 

С возрастом боль­шинство акцентуаций сглаживается, компенсируется.

 

Лишь при сложных и длительно воздействующих психогенных ситуациях

ак­центуации могут стать почвой для:

· острых аффективных состояний,

· неврозов,

· и условием формирования психопатий.

 

Хотя при акцентуациях некоторые черты личности чрезмерно усилены, это усиление не так велико, чтобы у личности появи­лись патологические отклонения.

 

Таким образом, акцентуация ле­жит где-то между индивидуальными чертами человека и патологи­ческими отклонениями.

 

В акцентуированных личностях заложены

· как возможности соци­ально-положительных достижений,

· так и социально-отрицательный заряд.

 

Между акцентуированны­ми и неакцентуированными личностями нет четкой границы.

 

Опираясь на те черты характера, которые свидетельствуют об отношении к людям, К. Леонгард создает свою классификацию.

 

Рассмотрим ее подробнее:

 

1) гипертимный тип

· высокая контактность, словоохотли­вость,

· выраженность жестов, мимики и пантомимики.

· Не выдерживает до конца тему разговора, отклоняясь от нее.

· Не очень серьезно относится к служебным обязанностям и семейным обязательствам.

· Часто провоцируют конфликты.

· Оптимистичен и энергичен, часто легкомыслен.

· Легко раздражается;

2) дистимный тип

· немногословность, замедленность в дви­жениях,

· пессимизм и пассивность, низкая общительность, индивидуализм.

· Часто ведет замкнутый образ жизни, домосед.

· Низкая конфликтность, серьезен, объективен и добросове­стен;

3) циклоидный тип

· характерна частая смена настроений и, как следствие, смена способов общения;

4) возбудимый тип

· малообщителен, отмечается замедлен­ность в движениях и речи.

· Часто бывает занудлив и угрюм; с ним трудно ужиться, так как нередко устраивает скандалы.

· Если все складывается успешно, то это добросовестный, акку­ратный человек, любящий маленьких детей и животных.

· В неблагоприятных ситуациях раздражителен, вспыльчив, плохо контролирует свое поведение;

5) застревающий тип

· общительность умеренная, иногда за­нудливость,

· чувствителен к социальной справедливости, но легко обижается в случае критики,

· мстителен, честолюбив, ревнив,

· стремится во всем быть первым;

6) педантичный тип

· бюрократ, стремится все делать по пра­вилам.

· Надежен, аккуратен, добросовестен, но занудлив, брюзга.

· В конфликты вступает редко;

7) тревожный тип

· робкий и неуверенный, с заниженной самооценкой.

· Дружелюбный и самокритичный.

· Общитель­ность низкая, исполнительный.

· Часто несет ответственность за те действия, которые не совершал;

 

8) эмотивный тип

· свои обиды носит в себе.

· Предпочитает узкий круг общения.

· Присуще обостренное чувство долга.

· Добр и сострадателен, слезлив;

9) демонстративный тип

· легко устанавливает контакты с окружающими.

· Жаждет власти и похвалы.

· Обходителен и артистичен, способ­ный увлечь других, но при этом эгоистичен, лицемерен.

· Лю­бит хвастать и отлынивать от работы;

10) экзальтированный тип

· повышенная общительность и словоохотливость,

· Влюбчив.

· Яркость чувств и хороший вкус,

· склонен к паникер­ству,

· подвержен сиюминутным настроениям;

11) экстравертированный тип

· большое число друзей и знако­мых.

· Болтливость и легкомысленность

· Готовность вниматель­но выслушать, но при этом охотно распространяет слухи;

12) интровертированный тип

· замкнутость, упрямство, ригидность, принципиальность.

· Склонность к фи­лософствованию.

 

В отечественной психологии принята классификация акцентуаций характеров у подростков, разработанная А. Е. Личко.

 

Знание типа характера позволяет предугадать поведение чело­века, что делает общение более эффективным.

 

Каждый медработник должен знать склонные к акцентуирова­нию свойства своего характера:

 

1. во-первых, для того, чтобы учиты­вать эти особенности при выборе места работы (например, гипер­тимику противопоказана работа в лаборатории за микроскопом),

 

2. во-вторых, для того, чтобы заниматься коррекцией либо самостоя­тельно, либо с психологом или психотерапевтом.

 

Самосознание и самооценка личности

Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс познания себя.

 

Он связан с достижением от единичных образов к целостному образованию - понятию собствен­ного Я.

 

Формирование отношения к самому себе происходит позднее формирования отношений к

- ситуации,

- предмету и средствам дея­тельности,

- к другим людям.

 

Эти отношения завершают структуру личности и обеспечивают ее целостность.

Они наиболее тесно свя­заны с

- целями жизни и деятельности,

- ценностными ориентация­ми, установками,

и выполняют функции

- самопознания,

- самоконтроля,

- саморегуляции личности.

 

Самопознание - процесс динамический и никогда не завершаю­щийся.

1. Во-первых, происходит постоянное развитие самих позна­вательных способностей;

2. во-вторых, изменяется и сам объект по­знания - личность;

3. в-третьих, всякое знание о себе самим фактом своего получения меняет субъекта: узнав что-то о себе, человек ста­новится другим.

 

Самопознание идет параллельно с постоянной проверкой на адекватность и коррекцией.

 

Итоговым продуктом самопознания является Я-концепция.

 

По Роберту Бернсу, Я-концепция - это совокупность всех представ­лений индивида о себе самом, сопряженная с их оценкой.

 

На осно­вании Я-концепции индивид строит свое взаимодействие с други­ми людьми и относится к себе.

Ее составляющие:

- реальное Я,

- идеальное Я,

- динамическое Я,

- фантастическое Я,

- образ тела и т.д.

 

Степень рассогласованности отдельных компонентов влияет на психическое здоровье, мотивацию, процессы саморегуляции.

Когда поведение человека согласуется с его Я-концепцией, он может обойтись и без одобрения своего поведения со стороны ок­ружаюших.

Например:

· Люди, считаюшие себя неудачниками, могут подсозна­тельно подавлять усилия (и собственные, и извне) по изменению ситуации, чтобы соответствовать Я-концепции.

 

· Пациент с повы­шенной массой тела, несмотря на многочисленные диеты, может оставаться тучным, пока он не готов к изменению образа Я.

 

· Де­вушка, всю жизнь мечтавшая стать врачом, но в силу обстоятельств закончившая медучилище, никак не может согласовать свои Я-ре­альное и Я-идеальное, поэтому воспринимает свою сестринскую деятельность как «унизительную, ненужную, временную», а паци­ентов как «обозленных на нее и весь мир».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.