Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание в первобытном обществе. Зарождение организованных форм воспитания

Зарождение педагогической мысли в государствах Древнего Востока и Античном мире.

Воспитательные системы Античного мира.

Воспитание и образование в государствах Древневосточной цивилизации.

Воспитание в первобытном обществе. Появление организованных форм воспитания.

План

Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах Древневосточной цивилизации. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира.

 

Содержание лекции ориентировано на:

 

знание понятий:

 

- генезис воспитания, «воспитание в жизни и для жизни», исторические формы воспитания; дома молодёжи; инициация;

- типы школ в государствах Древнего Востока: общинные, государственные, частные, светские и религиозные;

- Афинская, Спартанская, Римская системы воспитания;

представления:

- традиционные концепции происхождения воспитания (эволюционно-биологическая, психологическая и др.);

- место образования и воспитания в основных этапах человеческой истории периода первобытности, древнейших цивилизаций Востока, Греции и Рима.

- характер взаимодействия образования, воспитания с государством, политикой, хозяйством, культурой, религией;

- диалектика процесса исторического развития образования, воспитания, эволюция типов школьного образования и воспитания в государствах Древнего Востока, Греции и Рима.;

- характерные особенности педагогической мысли в государствах Древнего Востока и Античного мира.

понимание:

- предпосылок и условий генезиса воспитания, его эволюции как целенаправленного процесса воздействия на личность;

- роли различных факторов (экономических, социальных, политических, культурных, географических, этнических и пр.) в развитии образования и воспитания в древнейших цивилизациях Востока; их влияния на формирование других историко-педагогических культур и педагогических моделей будущей западной цивилизации;

- сущности воспитания и образования в различные периоды историко-культурного, цивилизационного развития: первобытного строя, Античного мира;

- целостности и многообразия педагогических систем, общего и типичного в образовании и воспитании на примере древневосточных государств, Греции и Рима;

- связи образования и воспитания с религиозными и философскими учениями..

 

 

 

 

 

Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Обращение к проблеме происхождения воспитания не только обусловлено логикой научного знания, но и помогает представить и понять историческую сущность воспитания как важнейшей составляющей социокультурного развития человека и общества.

Исторически сложились различные концепции генезиса воспитания.

1. Эволюционно-биологическая (Ш.Летурно,А.Эспинас): происхождение воспитательной деятельности людей первобытного общества объясняется присущей взрослым особям животного мира инстинктивной заботой о своём потомстве.

2. Психологическая теория (Пол Монро): происхождение воспитания связано с проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. В соответствии с его концепцией первобытное воспитание предстаёт как «непрогрессирующее приспособление» человека к среде (Педагогическая энциклопедия. – С. 590).

3. Социокультурная теория (современные исследователи Н.П. Дубинин, Л.С. Васильев, Г.Б. Корнетов): происхождение воспитания человека обусловлено:

- наличием социальной формы движения материи,

-самого человека с необходимыми природными задатками и способностями,

- состоянием культуры, в которой зафиксирован общественный опыт,

- системой общественных отношений, включаясь в которые, дети становятся субъектами воспитательного воздействия.

Рассматривая категорию воспитания в широком социальном смысле, учёные отмечают объективный процесс воздействия на человека окружающей его среды (в данном случае – общества), что позволяет отождествлять связь воспитания с социализацией личности.

Воспитание в узком смысле – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему необходимых качеств личности, взглядов, убеждений.

Зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности произошло приблизительно 40-35 тысяч лет назад, когда появился человек современного физического типа.

На ранней стадии развития первобытнообщинного строя воспитание

• осуществлялось в процессе жизнедеятельности;

• было ориентировано на повседневную борьбу за выживание;

• имело половозрастную дифференциацию;

• предполагало групповое, коллективное начало.

В период родовой и соседской общины смысл и содержание воспитания качественно изменяются. Для воспитания было характерно:

• зарождение семейного воспитания;

• сочетание половозрастной дифференциации с социальной (воспитание вождей, жрецов, воинов, рядовых общинников);

• появление специальных людей, осуществлявших воспитательный процесс: старейшины, служители культа, опытные воины;

• связь воспитания с религиозно-мифологическим мировоззрением;

• наличие организованных форм воспитания: совместные и раздельные для мальчиков и девочек игры и занятия, создание «домов молодежи» - прообразов первых школ; введение инициаций – процедуры посвящения во взрослые, сопровождающейся традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями.

Программа подготовки к инициации:

для мальчиков была более длительной и сложной (проверялась трудовая, нравственная, физическая подготовка) и включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину;

для девочек – обучение ведению домашнего хозяйства.

Воспитание в первобытном обществе прошло сложный путь: от примитивной подготовки подрастающих поколений, неотделимой от совместной жизни и деятельности детей и взрослых, до возникновения семейного воспитания и специально организованных форм воспитательного воздействия, в практике реализации которых складывалось обучение. Таким образом, динамика социального развития постепенно приводила к известной упорядоченности воспитания.

 

 

2. Воспитание и образование в государствах Древневосточной цивилизации.

Школа и воспитание в Древнем Египте.

Школа как социальный институт появилась в связи с необходимостью целенаправленного обучения, воспитания подрастающего поколения, социализации личности.

В силу благоприятных природно-климатических, социально-культурных и эконо­мических условий, а также в связи с возникновением письменности первые школы возникли в странах Древнего Востока.

Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в эту эпоху должны были формировать ребенка, подростка, юношу в соответствии со сложившимся на протяжении тысячелетий идеалом человека: немногословного, умевшего терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы.

Семейное воспитание и обучение в Древнем Египте строились на равноправной основе в отношении мальчиков и девочек; содействовало зарождению института «семейной школы»: чиновник, воин или жрец готовил своего сына к профессии, которой тот должен был посвятить себя в будущем. Позже в таких семьях стали появляться небольшие группы учеников со стороны(К 3-му тысячелетию до н. э.).

Государственные школы в Древнем Египте существовали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них детей с 5 лет. Сначала будущий писец должен был научиться красиво и правильно писать и читать иероглифы; затем – составлять бумаги.

Средства обучения: глиняные черепки, кожа и кости животных, папирус. У писцов и их учеников имелся своеобразный письменный прибор: чашка с водой, деревянная дощечка с углублениями для черной краски из сажи и красной краски из охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красной краской пользовались для выделения отдельных фраз. Свитки папируса можно было использовать многократно путем смывания ранее написанного. Ученики переписывали тексты, которые содержали различные знания.

Владение грамотой и профессия писца рассматривались как залог социального благополучия.

В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов.

Постепенно специализация обучения усиливалась. Так, в эпоху Нового царства (V в. до н. э.) появляются школы врачевателей. К тому времени были накоплены знания и учебные пособия по диагностике и лечению почти полусотни различных болезней.

Особое место занимали царские школы, где дети высшей знати учились вместе с отпрысками фараонов и их родственников.

 

Воспитание и обучение в Древней Индии.

 

История Древней Индии распадается на две главные эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую, рубежом между которыми является VI в. н. э.

Цивилизация дравидских племен – коренного населения Индийского полуострова до первой половины 2-го тысячелетия до н.э. – соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной.

Во 2-1-м тысячелетиях до н. э. воспитание и обучение стало соотноситься с кастовым делением общества. Потомки ариев (племена, вторгшиеся в Индию из Персии) составляли три высших касты: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов) и вайшьи (крестьян-общинников, ремесленников, торговцев). Четвертой – низшей – кастой являлись шудры (наемные работники, слуги). Наибольшими привилегиями пользовалась каста брахманов. Кшатрии, будучи профессиональными военными, участвовали в походах и сражениях, а в мирное время находились на содержании государства. Вайшьи относились к трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав

В соответствии с этим социальным делением воспитание и обучение детей основывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы стать полноправным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами личности считались праведность и чистота помыслов, у кшатриев – мужество и смелость, у вайшьи – трудолюбие и терпение, у шудры – покорность и безропотность.

К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии сложилась определенная традиция семейно – общественного воспитания. На первой ступени – в семье – систематическое обучение не предусматривалось. Для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые и ученики – упанаямы. Не прошедшие инициацию становились отверженными, их лишали права иметь супругами представителей своей касты, получать дальнейшее образование. Так в индоарийском обществе контролировать результаты семейного воспитания и складывалось отношение к ученичеству как закономерному этапу в жизни человека

. Фундаментальное образование получали брахманы.Ученики именовались брахмачаринами, учителя – гуру (чтимый, достойный). Прямой обязанностью брахманов было учить и учиться.С помощью тайных наставлений – упанишад брахман мог овладеть высшим знанием – брахмавидья, постичь абсолютную истину и реальность – брахману. Брахманское образование прежде всего носило религиозный характер, включая однако грамматические и другие «подсобные науки»: правила почитания, правила поведения, науку чисел, астрономию, науку о змеях, этимологию, логику и пр. Религиозное обучение имело мистическую окраску, знания преподносились как откровенье свыше. Срок брахманского обучения составлял 12 лет.

Прообразом повышенного образования можно считать занятия, которым посвящали себя немногие юноши из высшей касты. Они посещали известного своими познаниями учителя – гуру и участвовали в собраниях и спорах ученых мужей. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру – отшельников собирались их верные ученики. Специальных помещений не было; обучение происходило на открытом воздухе, под деревьями. Основной формой компенсации за обучение была помощь семье учителя по хозяйству.

Новый период в истории древнеиндийского воспитания начинается в середине 1-го тысячелетия до н. э., в связи с возникновением новой религии – буддизма. Буддийская традиция обучения имела своим истоком просветительскую и религиозную деятельность Будды (в Индии – Шакья – Муни) (623-544 до н. э.).

Буддизм уделял особое внимание отдельной личности; подвергал сомнению незыблемость принципа неравенства каст и признавал равенство людей от рождении; непротивление злу и отказ от всех желаний, чему соответствовало понятие «нирвана»; главной задачей воспитания считал внутреннее совершенствование человека, душа которого должна быть избавлена от мирских страстей через самопознание и самосовершенствование; главное в обучении -- познание ранее не познанного.

. В буддийскую эпоху происходят изменения в учебной программе. Главное внимание уделялось обучению грамматике санскрита, которой с I в. н. э. становится ведущим языком в Северной Индии. К этому времени был создан древнейший индийский слоговой алфавит – брахми. К III в. н. э. в Индии было распространено несколько систем алфавитно-слогового письма.

Во II-VI вв. происходит ренессанс индуизма. В этот период, получивший название «необрахманского», взгляды на воспитание претерпевают значительные изменения. Увеличивается число школ.

Воспитание рассматривается, как способ помочь человеку научиться различать сущности и преходящее, достигать духовной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться «плодов дела».

В школах при индуистских храмах, кроме санскрита, обучали чтению и письму на местных языках. Определились два типа учебных заведений: толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня). Аграхары представляли собой своеобразные сообщества гуру и учеников. Программы аграхаров постепенно приближались к жизненным потребностям. Доступ в толи и аграхары был расширен для представителей разных каст. С притоком кшатриев и особенно вайшьи в аграхары увеличился объем преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи.

Таким образом, школьное обучение становилось постепенно все более и более жизненным, доступным для усвоения, сохранения при этом традиционный характер.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №2: Сущность и становление мировой экономики | Школьное дело в Древнем Китае
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.