Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура как социальное явление

Природа и культура находятся в сложных взаимоотношениях. Они тесно связаны между собой, поскольку культура, по определению возникает из природы, она рождается из взаимодействия человека с природой. Все предметы культуры, включая произведения искусства, сделаны из природного вещества.

Отношения между природой и культурой зависят в первую очередь от культуры, от ее характера и особенностей, которые в совою очередь во многом обусловлены своеобразием религии. Так, имеются существенные различия между западной культурой и восточной.

Восточный человек – интроверт, его сознание направленно внутрь себя, он ищет спасения в духовности. Он смотрит на природу как не на «профанную» вещь, то есть на то, что можно присвоить, разрушить и подчинить.

Западный человек – экстраверт, его разум направлен вовне. Он ищет спасения не в самом себе, а в господстве над природой и окружающим миром. Он давно уже видит себя преобразователем и покорителем природы.

Понятие «природа употребляется в предельно широком смысле, выражающем природное единство всего мира, всей действительности неорганического и органического мира, человека и общества.

Тезис «Общество» – часть природы, отражает тот факт, что человек, а, следовательно, и общество, происходят из природы; общество находится в органической связи и теснейшем взаимодействии с природной средой и не может функционировать и развиваться вне природы, в отрыве от нее.

Югославский социолог Д.Маркович выделяет три основных особенности человека – творчество, свобода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека. Человек – это общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия. Природа и общество -–это две качественно различные формы проявления единой реальности.

Общество - Совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующееся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, само регулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.

В узком смысле общество как большая социальная группа, и культура как способ регулирования поведения людей – это двуединые стороны, две неразрывно связанных, хотя и особых аспекта социального взаимодействия людей, их жизнедеятельности. Нет человеческого общества вне культуры, точно так же как не может сложиться, существовать и развиваться культура вне общественной жизни, вне общества как единого целого, ибо и то и другое – атрибуты социального взаимодействия людей. Благодаря культуре функционирует и воспроизводится социальная структура общества, а благодаря обществу, его обособленности и целостности культура формируется, защищается.

Содержание понятия культура не будет полным и исчерпывающим, поскольку в него должна быть включена не только духовная, но и материальная культура.

Духовная культура –это знание, идеи, законы и другие нормы, правила и модели поведения, ценности и образцы, символы и ритуалы, обычаи, традиции и язык. Материальная культура – это жилые и производственные здания, оборудование, техника и технология предприятий, орудия труда, религиозный храм, предметы культа, книги, произведения искусства, предметы быта, украшения, т.е. все то, в чем материализуются знания и умения, верования людей. Таким образом, в систему социальной культуры входят три основных структурных элемента:

1. знание, идеи, представления, верования и др., обобщающие человеческий опыт;

2. ценности, нормы, цели и идеалы;

3. Традиции, обычаи, обряды.

Социологический подход к культуре, прежде всего, связан с ее местом и ролью в регулировании поведения людей и социальных групп, в функционировании и развитии общества в целом, т.е с определением ценностно – нормативного содержания культуры. Социологию культура интересует в трех аспектах:

1. как обще разделимая система ценностей, норм и символов, значений;

2. как основы социализации личности, т.е. как объект усвоения человеком в процессе его жизнедеятельности

3. как -то, что передается людьми от поколения к поколению.

Та часть материальной и духовной культуры, которая создана прошлыми поколениями, передана последующим поколениям, принята и усвоена ими, представляет собой культурное наследие. Не все прошлое культуры выступает как культурное наследие, а лишь та часть, которая признается интересной и полезной нынешним поколениям и используется ими.

Итак, социальная культура – это система социально- значимых верований и традиций, общих для людей, связанных с определенным образом, социально приобретенных, передаваемых из поколения в поколению и служащих упорядочению опыта и социальному регулированию в рамках всего общества или социальной группы.

Если речь идет о культуре не всего общества, а его части, тогда нередко используют понятие субкультура. Это может быть культура, какой- либо социальной группы или общности. В каждом отдельном обществе, помимо общей для всех или большинства доминирующей культуры, может существовать и действительно существует несколько, и даже десятки субкультур. Однако из разновидностей субкультуры выступает контркультура (оппозиционной части молодежи, преступного мира и др.), противостоящая доминирующей культуре общества в целом.

Наряду со знаниями частью социальной культуры являются социальные нормы и ценности. Социальные ценности – продукт социального взаимодействия людей и их групп, в процессе которого обнаруживается способность того или иного социального явления или процесса удовлетворять потребности и интересы, желания личности, социальной группы или общества в целом. Именно они позволяют каждому члену общества понять и усвоить, что в нем признается добром, а что злом. Конечно, не все люди в одном обществе привержены одним и тем же ценностям.

Социальные нормы- это более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т.е разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех путей и средств, которые ведут к эти целям. В демократическом обществе цели- это мир свобода, равенство и братство людей, достоинство и социальная справедливость.

Социальные нормы производны от социальных ценностей и основываются на них. Социальные нормы опираются на юридические, нравственные нормы, обычаи и традиции. Культура предписывает стандарты правильного поведения, и называется нормативной культурой.

Уже из сказанного видно, что социальную роль культуры невозможно переоценить, поскольку она определяет само содержание любого социального явления, процесса, жизнедеятельности всего общества, социальных групп и личностей. Социальная роль культуры проявляется в трех основных аспектах. Во-первых, культура служит основой и решающим фактором превращения индивида в личность и его подготовки к жизни в обществе, его социализации. Во-вторых, обеспечивая единство целей, норм, значений, идеалов, и верований всех членов данного общества, соответствующая культура служит важнейшей сплачивающей, интегрирующей силой, во многом определяющей стабильность, устойчивость всей общественной системы. И в третьих, культура – важнейшая основа фактор организации, регулирования и модернизации общественной жизни. Эта функция культуры связана, прежде всего, с тем, что ее основную часть составляют социальные ценности людей, содержание и стиль их жизни, ориентиры в ее развитии.

Основные функции культуры:

1. Функция социализации, или человекотворчества, т.е. формирования и воспитания человека.

2. Функция познавательно информативная, культура способна накапливать разнообразные знания и передавать их из поколения в поколение.

3. Функция регулятивная или нормативная. Устанавливает и регулирует отношения между людьми.

4. Коммуникативная функция осуществляется с помощью языка. Наряду с естественным языком все области культуры обладают своим специфическим языком.

5. Ценностная или аксиологическая функция – формирует потребности и ориентации, позволяет отличить добро от зла.

6. Творческая функция. Находит выражение в создании новых ценностей, знаний.

7. Компенсаторная связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой.

Особенно наглядно великая социальная роль культуры проявляется в приходные эпохи развития общества. Дело в том, что культура настолько широко, повсеместно и глубоко проникла в ткань общественных отношений, что когда общество переживает периоды нормального относительного и плавного развития, ее роль особо не выделяется. Но вот когда общество попадает в кризисную ситуацию, часто связанную с его переходным состоянием, сразу обнаруживается чрезвычайно важное значение ничем не заменимая, уникальная роль культуры для всей общественной жизни, ее организации, функционирования и развития.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сравнительные данные по основным электрическим параметрам | Религиоведение как научная дисциплина
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.