Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура Древнего Египта

На северо- востоке Африки находится родина древнейшей в мире цивилизации –Египет. Кочевые племена северной Африки в то время, когда уже закончился ледниковый период в Европе и количество дождей стало уменьшаться, переселились в многоводную и плодородную долину Нила. Это произошло в 6-5 тыс. до н.э. Формирование Египта как государства происходило в 4 тыс. дон.э. Уже к началу тысячелетия на севере и юге реки Нил появляются более 40 городов, стоящих во главе областей, или номов. Столицей египетского государства после объединения Верхнего и Нижнего Царств стал город – Мемфис.

Древний Египет стал классическим примером речной цивилизации, поскольку решающую роль в его существовании играл Нил. Оставшийся после разливов ил служил прекрасной почвой для сельского хозяйства, являющегося основой экономики Египта.

С течением времени египтяне, ведя многолетние наблюдения, учились управлять рекой и предугадывать силу ее разлива. Главная особенность Египта – жаркий климат. Жара, доходящая до сорока градусов, редкие дожди сделали бы Египет не колыбелью цивилизации, а пустыней, если бы не ирригационная система регулирования воды, созданная и поддерживаемая египтянами. Чтобы сохранить воду круглый год, они построили целую сеть каналов, воздвигли мощные плотины, сделали водохранилища, вдоль реки соорудили гидравлические приспособления для орошения полей, ежегодно очищали заплывшие илом каналы, чинили плотины и прокладывали высоко расположенные дороги для войск, совершавшие походы для войск в любое время года.

Имевшийся по берегам реки огромные залежи камня, включая гранит и мрамор, служили прекрасным строительным материалом. Необходимость в точном определении сроков разлива Нила стимулировала развитие астрономии, математики и других наук. Наконец, долина Нила, защищенная с обеих сторон пустынями, была трудно доступна для вторжения иноземцев, давала возможность спокойно жить и развиваться без больших потрясений, сохраняя самобытность культуры. Подчеркивая огромное значение Нила для Египта, древнегреческий историк Геродот с полным основанием назвал страну “даром Нила”.

Периодизация Древнего Египта:

1. Раннее царство (3200-2800 гг. до н.э.).

2. Древнее царство (2800- 2250 гг. до н.э.).

3. Среднее царство (2050- 1700 гг. до н.э.).

4. Новое царство (1580- 1100 гг. до н.э.).

Известны и другие периодизации, но расхождение между ними не существенно.

Более 5000 лет до н.э. сформировалось два отдельных царства Нижний и Верхний Египта. Эти два древних государства враждовали между собой пока их не объединил полулегендарный царь Мена, основавший около 3200г до н.э. первую династию. Он положил начало правлению фараонов, которое было представлено 31 династией.

В Древнем Египте была необычайно развита социально- иерархическая инфраструктура. Сложная и, казалось бы, незыблемая иерархия была важнейшей чертой египетского государства. На вершине государственной иерархии находился фараон, затем жрецы и чиновники, крестьяне и рабы.

Многочисленная и многоуровневая армия чиновников осуществляла проведение власти фараона. Власть начиналось с великого визиря, и заканчивалась должностью простого писца, который, однако, был одним из главных проводников интересов государства в земледельческих поселениях. Чиновники регистрировали, обобщали и анализировали все необходимые для стабильности и процветания государства сведения, планировали будущий урожай, рассчитывали и собирали налоги, определяли меру наказания за нарушение государственного закона. В Древнем Египте была развита законодательная система. Египетские законы отражали едва ли не каждый аспект жизни. Велись записи каждого судебного решения, принятого в прежних случаях согласно этому закону. Повседневный контроль за порядком и исполнением законов входил в обязанности судов. Правосудие было обязано защищать интересы всех жителей и египтяне часто вызывали друг друга на суд. Каждый человек должен был защищать себя сам, т.е быть адвокатом. В каждом городе имелся свой собственный суд- кенбет. Судьи выбирались из влиятельных горожан, совершали поездки в сельские районы. Затем появились суды верхней степени, получившие название Суды слушателей, находившиеся под надзором номарха. Выше их были два Верховных суда (по одному для Верхнего и нижнего Египта), председательствовали в которых визири.

Будучи великими учеными, хранителями и продолжателями знаний магии, астрологии, естествознания, творцами духовной культуры, жрецы приобрели над народом значительную власть и впоследствии всегда занимали прочное положение и имели огромное влияние на общество. Благодаря жрецам египетский народ жил и трудился в государстве как единый организм, в котором фараон был волей, жрецы – мыслью, народ- телом. Связывало все эти элементы повиновение и преклонение перед мудрой высшей божественной властью, перед устроенным ею космическим порядком – божественным законом.

РЕЛИГИЯ.

 

Множество египетских божеств было подчинено определенной иерархии. Соответственно было много храмов, положение которых определялось значением бога, почитаемого в нем. Разные божества в различные времена отождествлялись с верховным и главным богом –Ра, солнцем. Но, несмотря на то, что центральным было солнцепоклонство, с древнейших времен каждое поселение чтило свое божество – покровителя и защитника. Божества представлялись в образе животных, растений, предметов, небесных светил. Сначала бог РА отождествлялся с царем в виде сокола – Гора. Затем, с 3 тыс. до н.э., воплощением Ра считался Птах, бог творческой силы земли, единый творец. Он изображался в виде быка Аписа или человека, над головой которого возвышались рога быка. Все другие боги считались порождением или воплощением Птаха. С 2700 г.до н.э. Ра отождествляется с Атумом, а затем с Осирисом, который почитался как властитель вечной жизни или бог воскрешающей весенней природы. Гор же стал считаться сыном его и Исиды.

В общей сложности богов и богинь у древних египтян было свыше двух тысяч. Среди них богов были бог мудрости – Тот (с голвой ибиса), богиня правды и справедливости Маат (в виде женщины с пером в голове), бог Себек (в виде крокодила), бог смерти Анубис (в виде шакала), богиня войны и разрушения Сохмет (в виде женщины с головой львицы), бог хаоса Сет и др.

Все духовные ценности формировались в храмах, а последние в свою очередь были не просто молельнями с идолами богов, а центрами духовной и политической жизни. Кроме того, храмы были развитыми хозяйственными единицами с большим количеством приписанной к ним земли, рабов, стад, верфей, кораблей и даже городов в Египте и вне него. Положение храма определялось значением бога, к которому он был посвящен, а это зависело от политической обстановки в стране. В 21 в. до н.э в процессе борьбы за объединение страны. Увеличивается роль фиванского бога Амона. И если в Раннем царстве столицей был Гелиополь с поклонением богу Атум-Ра, то в эпоху Среднего царства столицей становятся Фивы, а с богом солнца отождествляется Амон. До конца истории Древнего Египта Амон становится главенствующим в иерархии богов. Только Аменхотепу 4-му удалось на небольшой период изменить этот культ и сделать верховным божеством Атона. Но это произошло в конце Нового царства. Культ Атона продолжался недолго. Фараон Тутанхамон уже полностью вернул величие Амону и сделал его имя частью своего. Вся мифология связана с культами Египта. В Древнем Царстве почитали основной культ – культ бога солнца Ра. Вторым по значению был культ Осириса, Исиды и гора. Культ Осириса – умирающего и воскрешающего бога стал основой заупокойного культа Египта.

Древние Египтяне предполагали, что смерть – это переход к лучшей жизни в Ином мире. Иной мир в представлении египтян находится далеко на западе. Возможность попасть в него зависит от того, насколько праведной была жизнь человека на земле, а так же от стараний жрецов.

Египтяне верили, что кроме физического тела и души. Ба, человек имеет еще жизненную силу КА (астральное тело) – призрачного двойника, вторую душу, второе “Я”. После смерти человека КА вселяется в физическую оболочку мертвого тела, и тогда душа успокаивается. Тело сохраняется путем бальзамирования, или создавался скульптурный двойник.

В Египте было хорошо развито искусство бальзамирования. Мумии людей из различных социальных слоев делались различными способами. В Египте каждому городу живых сопутствовал город мертвых. Они строились по разным берегам Нила.

В “ Текстах саркофагов” и Книге мертвых” БА и КА считались воплощениями жизненной силы всех людей при жизни и продолжающими существовать после смерти. АХ считалась духовной силой и посредником между богом и людьми, или низшим божеством, способным трактовать будущее и предсказывать его (Ах с древнеегипетского значит “ блаженный, просветленный”).

В период Древнего Царства БА и КА приписывалось лишь фараонам и богам. Это отражено в “Текстах пирамид”. Бог РА, к примеру, имел 14 КА, фараон 12Ка.

Когда умирал фараон, жрецы произносили особые молитвы и заклинания, которые помогали усопшему присоединиться к богам в Ином мире. К концу 5 династии молитвы стали вырезаться на стенах погребальных камер пирамид, и они получили название “тексты пирамид”. Позднее их стали наносить на боковые стенки саркофагов – это “тексты саркофагов”. В эпоху нового царства молитвы писались на папирусах и помещались внутри саркофага вместе с мумией. Эти тексты стали известны под названием “Книги мертвых”, они содержали сведения, которые помогали усопшему избежать различных опасностей на пути в Иной мир и выдержать все испытания. Прежде всего, нужно было умилостивить перевозчика, чтобы тот переправил его, через реку Мертвых. Затем нужно было пройти через двенадцать врат, охраняемых стражами. Перебравшись через Огненное озеро, умерший представал перед 42 судьями, которые зачитывали ему список грехов; необходимо было поклясться в том, что он никогда не совершал их. Затем человек допускался в Зал Суда Осириса, где его сердце клали на одну чашу весов, а на другую помещали перо- символ богини Маат. Если дурных поступков было много, сердце перевешивало, человек терял право попасть в царство мертвых и его отдавали на растерзание чудовищу. Все остальные, чье сердце уравновешивалось пером, присоединялись к предкам.

 

ИСКУССТВО.

 

Особенностью Египта было обожествленное поклонение и повиновение власти, что отражено в искусстве и архитектуре. Искусство пронизано идеей возвеличивания людей, причастных к власти. Искусство так же почти полностью подчинено заупокойному культу. Оно обеспечивало продолжение жизни после смерти, а значит и бессмертие. Поэтому и труд художников считался священнодействием. Ведущие архитекторы, скульпторы и живописцы были высокооплачиваемыми лицами, они же были жрецами и всегда окружены почетом.

Проявление индивидуальной свободы творчества не допускалось, и искусство Древнего Египта оставалось каноническим на протяжении тысячелетий. Каноны сохраняли следование режиму “ золотого сечения” т.е. гармоничному пропорциированию.

Основными типами культовых сооружений были гробницы и заупокойные храмы при них.

Мастаба (“каменная скамья”) была самой ранней формой усыпальницы. Прямоугольная, она представляла собой саркофаг, внутри которого располагалась погребальная камера. Мастаба послужила конструктивной основой для возведения ступенчатых пирамид. Такова пирамида фараона Джосера в Саккара- она достигает в высоту 60 метров. Завершающим этапом в создании пирамид были усыпальницы фараонов. Таковы усыпальницы Хеопса, Хефрена, Микерина в Гизе. Самая высокая из них – пирамида Хеопса (147 м) – считалось в древности одним из семи чудес света (возводилась около 20 лет).

Пирамида точно ориентирована по сторонам света север- юг. Вход располагался на северной стороне. Внутри пирамиды находились погребальная камера и разгрузочные камеры, предназначенные для равномерного распределения давления.

Заупокойные храмы при гробницах строились по одному плану. Это были вытянутые по одной линии помещения, следующие друг за другом. Вход за храм франкировался двумя башнями -пилонами. Сначала верующие попадали во двор – перистиль (обнесенный по периметру колоннами), затем во второй двор – гипостиль (сплошь заставленный колоннами). За двором гипостилем следовало святилище, в котором находилась статуя божества. За святилищем помещалось хранилище, в котором находилась казна храма и собрание свитков папируса со священными текстами.

Перед храмом устанавливается каменный обелиск (“окаменевший луч Ра”), к храму вела аллея сфинксов. Все храмы Древнего Египта отличались декоративностью, пышностью, барельефами и росписью.

Фараоны среднего царства отказались от сооружения пирамид, и возник новый ансамбль, в котором скальная гробница сочеталась с заупокойным храмом. Ансамбль представлял собой несколько террас, поддерживаемых колоннами, на верхней террасе устанавливалась небольшая пирамида. Самые знаменитые – храмы Ментухотепа и царицы Хатшепсут.

Скульптура Египта строго канонична. В Древнем Царстве сложились определенные типы статуй: стоящей – фигура напряженно выпрямлена, фронтальная, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу; сидящей – руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте. Эти типы статуй неизменно повторялась и в Среднем и Новом царствах.

Таким образом, скульптуры выражают покой, власть, связь с космосом. Но поскольку скульптура тесно связана с заупокойным культом, для нее характерна еще одна особенность- она портретна. Портреты отличают максимальное сходство и предельная обобщенность. Они передают вневременные образы людей, достигших зрелости, пребывающих в расцвете жизненных сил, воплощающих в себе властность, отрешенность от мирской суеты, высокий дух.

Рельефные композиции занимали большое место в оформлении гробниц и храмов. Еще в древнем царстве сложилась система их размещения. При входе в гробницу помещалась по бокам фигура покойного во весь рост, затем вдоль стен коридоров развертывалось шествие носителей даров. В погребальной камере изображались сцены из жизни умершего. Все фигуры выполнялись по определенным канонам. Фигура фараона всегда была выше ростом, чем остальные, чуть пониже фигуры сановников и вельмож. Предельно идеализированные и максимально соответствующие канону изображения фараонов выражали их божественное происхождение, способность противостоять всему стихийному, бренному. Одновременно, изображая придворных, художник делал акцент на случайном, индивидуальном, переходящем, и поэтому они несравненно более реалистичны. Лица, торс и ноги передавались в профиль, глаза и плечи в фас. Рельефы всегда раскрашивались без градаций оттенков, фигуры обводились контурами.

Изменения коснулись искусства, которое пыталось разрушить тысячелетние каноны и правила во времена Эхнатона (Аменхотепа 4). Оно обратилось, прежде всего, к изображению душевного состояния человека, его переживаний и чувств.

В портретных статуях самого Эхнатона создается образ не идеального фараона, а, прежде всего человека с характерными индивидуальными особенностями: удлиненным овалом лица, своеобразной посадкой головы на тонкой шее, округлыми бедрами, выступающим животом, тонкими руками и ногами. Скульптурные портреты его жены Нефертити поражают сочетанием царственности и женственности.

Религиозно- политические реформы Эхнатона были слишком смелыми и разрушительными для сложившихся традиций, чтобы быть долговечными. Имя его было со временем проклято. В искусстве снова стал культивироваться торжественно монументальный стиль.

В музыке египтяне также достигли высокого уровня мастерства. Об этом свидетельствуют сохранившиеся музыкальные инструменты, художественные росписи, барельефы и памятники литературы. Слава о красоте народных песен Египта распространилась далеко за пределами страны. Звуку приписывалась священная магическая сила. Особенно ярко это проявлялось в жанре массового народного действа с музыкой и танцами. Египтяне были страстными танцорами. Ни один праздник не обходился без зажигательных групповых танцев и плясок, сопровождавшихся игрой на музыкальных инструментах. Любимыми были песни- плачи над мертвым Осирисом.

Музыка также считалась и развлечением, что подтверждает ее древнеегипетское название хи -удовольствие. Профессия музыканта нередко передавалась из поколение в поколение.

В эпоху Среднего царства появляются песни разнообразного характера- философские размышления, песни-танцы, песни-гимны, исполняемые в сопровождении арфы.

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА.

В Древнем Египте существенную роль играло образование. Следует отметить, что в эпоху Древнего царства сыновья знатных египтян получали домашнее образование.

Как, правило, школы существовали при храмах. Египетские школы предназначались только для мальчиков. Их обучение начиналось с семи лет и в основном состояло в переписывании священных текстов. В возрасте девяти десяти лет мальчик мог перейти в школу второй ступени. На этом этапе его учили, как правило, составлять письма и другие официальные документы. Он изучал целый ряд предметов, в том числе историю, литературу, географию, религию, языки, земельное дело, строительное искусство, делопроизводство и учет, астрономию, математику и медицину. Есть сведения, что ученики сдавали экзамены, но неизвестно в какой форме.

Мальчики из бедных семей могли найти себе богатого патрона, который вносил вместо него плату за обучение. Большинство образованных мальчиков становилось писцами. Это была одна из наиболее уважаемых профессий в Египте. Некоторые писцы поступали на государственную службу и становились крупными чиновниками.

Духовные знания в Египте постигались двумя способами. Сакральные знания были изложены в “Книге мертвых”, а духовные знания для всех в мифах. Основной идеей “Книги мертвых” является идея спасения душ. Души бессмертны только тогда, когда они очистятся и из тьмы пробьются в зону света. Свет – это свет знания- знания особенностей всех ступеней пути, по которому движется солнце в пространстве темной ночи. Оно движется в темноте и освещает дорогу душам, которые увлекаются за ним, за светом божественного знания.

Иерофанты путь достижения истины разделили на ступени познания и подчинили этому процесс образования. Высшая ступень открывала знание законов всеобщей гармонии. Высшей духовной ценностью в познании было достижение этой истины, выражающейся в символах. Хранители знаний передавали законы, скрытые в специальных символах, только способным их воспринять.

Особенность науки в культуре Древнего Египта заключалось в том, что научные знания носили прикладной практический характер и использовались, в основном в сельском хозяйстве и медицине. Поэтому наука не могла стать теоретической.

Распространенность мумификации, в свою очередь, обусловила развитие медицины и химии.

 

ЛИТЕРАТУРА И ПИСЬМЕННОСТЬ.

 

“Розеттский камень”, на котором выбита надпись на египетском и древнегреческом языках. Искусство чтения иероглифов исчезло 1500 лет назад. Это позволило дешифровать египетские иероглифы. Расшифровал египетскую иерографическую письменность Жан Франсуа Шампольон. Он установил, что египетские иероглифы являются не рисуночным, а фонетическим письмом, но сложность заключается в том, что египетский алфавит не имел гласных.

Особого развития достигла литература. До нас дошло не так уж много подлинников, но мы располагаем двумя дидактическими произведениями, которые составляют нравственные искания. Один из первых романов “История Синухета”. “Беседа разочарованного со своей душой”- повесть о пессимизме человека, который видел много горя и устал от жизни, он сомневается в существовании загробного мира.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Амфотерные электролиты | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.