КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды опросов: анкетирование и интервьюирование
Среди множества видов опросов основными принято считать письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование). Начнем с анкетирования. Анкетирование. Анкетирование — это письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом опосредуется анкетой. Популярность этого метода обусловлена его оперативностью и экономичностью. В короткий срок при небольшом числе анкетеров можно опросить большие совокупности людей. При этом подготовка анкетеров не требует значительных временных и финансовых затрат. Анкетирование может быть групповым и индивидуальным. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту учебы, работы. Обычно один анкетер работает с группой и 15—20 человек. Это обеспечивает полную (или почти полную) возвращаемость анкет. Индивидуальное анкетирование — это способ проведения опроса «одни на один» с анкетером. В этом случае у человека есть возможность спокойно поразмыслить над вопросами, не ощущая «близости» товарищей. Теперь главные вопросы: что такое социологическая анкета и как ее конструировать? Социологическая анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации а социальных фактах, явлениях, процессах. Выступая основным инструментом социологического опроса, анкета служит для сбора первичной социологической информации. Она является самым распространенным измерительным средством, от качества которого зависит интерпретация полученных данных. Анкета имеет строгую структуру и включает несколько элементов: титульный лист, вводную, основную, заключительную части. Титульный лист содержит: название организации, проводящей исследование; название анкеты; год исследования, регион (город), где проводится опрос. Первая часть - вводная - представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и гарантируется анонимность ответов. В конце вводной части выражается признательность за участие в опросе. Задача вводной части - создать определенный настрой респондента, от которого во многом зависит качество заполнения и степень возвращаемости анкеты. Вторая часть анкеты — основная. Она содержит вопросы (их блоки), направленные на получение необходимой информации. Поскольку анкета преследует несколько задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Вначале рекомендуется поставить «контактные» вопросы — простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес, расположить респондента к активному заполнению анкеты. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные вопросы на выявление мотивов, установок, мнений, оценок. При этом важно соблюдать принцип расположения вопросов: усложнение их от начала к середине, анкеты и упрощение от середины к ее концу (что связано с накоплением усталости респондента при заполнении анкеты). Поскольку социологическое исследование предполагает решение ряда задач, то для каждой из них разрабатывается, как правило, отдельный блок вопросов. В этом блоке можно выделить четыре типа вопросов: 1) вопросы, содержащие указание па объективную включенность респондента в ситуацию (например, «Занимаетесь ли вы спортом?»); 2) «опросы, содержащие указание на мотив включенности («Что побудило нас заняться спортом?); 3) вопросы, выражающие удовлетворенность включенностью респондента в ситуацию («Удовлетворены ли вы занятиями спортом?»); 4) вопросы, раскрывающие ожидания от дальнейшего участия в этом виде деятельности («Собираетесь ли вы заниматься новыми для вас видами спорта?»). Основная часть анкеты не должна быть слишком громоздкой (т.е. включать не более 30 вопросов) и содержать подряд несколько однотипных вопросов, поскольку это вызывает у респондента ощущение монотонности и утомления. В третьей части анкеты - так называемой «паспортичке» - выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы или работы. В заключение выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты. Анкета не должна быть слишком длинной. Время ее заполнения для взрослого человека — 40—45 минут, для учащегося — на 10 минут меньше. Если времени требуется больше, то притупляется внимание, ослабевает интерес, совершаются ошибки при заполнении, а то и просто пропускаются вопросы, над которыми респонденту уже не хочется думать. Имеет значение и процедура опроса. К нему все должно быть подготовлено: место, ручки (карандаши), спокойные условия (без присутствия лишних людей). Важно добиться самостоятельности ответов каждого респондента, особенно при групповом опросе. Здесь анкетер должен по возможности проверять заполнение каждой анкеты, начиная с «паспортички», но, не вникая в содержание, чтобы не нарушать принципа анонимности. Задача анкетера - быть дружелюбным, вежливым, разговорчивым (в меру) и беспристрастным, располагать к себе. В случае отказа респондента заполнить анкету постараться убедить его, но, если не помогает, больше «не давить». Классификация вопросов. Теперь обратимся к более дробному анализу вопросов анкеты, поскольку их характер, содержание и форма - главное в социологическом инструментарии. Вопросы классифицируются по ряду оснований: структуре, функциям, содержанию, форме (схема 1). Схема 1. Классификация вопросов
Рассмотрим деление вопросов на открытые, полузакрытые и закрытые. Первые не предлагают респонденту никаких вариантов ответов. Например, «Что вам не нравится в вашей работе?» _____________ Открытые вопросы дают респонденту возможность высказать предельно подробно свое мнение, здесь велика вероятность получить его интересные и подчас неожиданные суждения и оценки. Но часто бывают и «отписки», пропуски, вызванные нежеланием думать над проблемой, формулировать, отвечать на вопрос. Главная трудность открытых вопросов — в сложности формализации и обработки ответов. В отличие от открытых, закрытые вопросы предлагают респонденту варианты возможных ответов (перечень альтернатив), а он должен выбрать один или несколько из них. Закрытые вопросы могут быть альтернативными, предполагающими выбор одного ответа из перечня возможных, и неальтернативными (вопросы-меню), позволяющими респонденту выбрать одновременно несколько ответов. Пример вопроса-меню: Как вы считаете, что такое жизненный успех? (Можно отметить несколько пунктов). 1. Высокое служебное положение, карьера. 2. Богатство, финансовое благосостояние. 3. Удачный брак, хорошая семья. 4. Хорош здоровье. 5. Близкие друзья. 6. Любовь. 7. Реализация своих способностей. 8. Духовное общение (с книгами, искусством). Достоинство закрытых вопросов - в их однозначном интерпретации быстрой обработке. Однако нельзя забывал, что таким путём социолог как бы «навязывает» одно из своих мнений опрашиваемому. Выход из ситуации может быть найден с помощью полузакрытых вопросов, и которых перечень возможных вар манто и ответов дополняется в конце позициями типа «Что еще вы могли бы отметить?», «Если у вас есть свое мнение, допишите». По своим функциям вопросы делятся на основные, контрольные, вопросы-фильтры, вопросы-лопушки, буферные. Об основных речь уже шла выше. Это программные вопросы, с помощью которых решаются главные задачи исследования. Контрольные выступают как проверочные по отношению к основным. Если, к примеру, основной вопрос стоит так: «В какой мере вы удовлетворены своей работой?», то контрольный может быть сформулирован иначе: - «Хотели бы вы сменить свою работу?». Роль фильтрующих вопросов состоит в том, чтобы отделить респондентов, могущих ответить на один из основных вопросов, от тех, кто этого не может. Так, если мы изучаем свободное время студентов и хотим выяснить, какими видами спорта они занимаются, вначале нужно сформулировать вопрос-фильтр: «Занимаетесь ли вы спортом?», и только потом спросить, какими его видами. Если респондент отмечает на первый вопрос отрицательно, ему не нужно отвечать на серию вопросов о конкретных занятиях, удовлетворенности ими и т.д. Вопросы-ловушки - предназначены для выявления искренности и добросовестности опрашиваемых. Возьмем то же исследование свободного времени студентов, в ходе которого ставилась задача выявить читательские интересы и предпочтения. Социологи предложили респондентам перечень знакомых им книг и их авторов и включили в качестве одного из вариантов ответов книгу вымышленного писателя. Некоторые опрошенные ответили, что читали эту книгу и она им поправилась. Здесь очевидна недобросовестность респондента, которая должна быть учтена социологом при анализе. Буферные, вопросы служат для разграничения отдельных смысловых блоков в анкете. По содержанию выделяют вопросы о фактах, событиях, знаниях и вопросы о мотивах, оценках, установках, мнениях. По форме выделяют прямые вопросы, относящиеся непосредственно к личности респондента (например, «Чем вы предпочитайте, заниматься в свободнее время?», «Удовлетворены ли вы вашей работой?»), и косвенные, выясняющие мнение или отношение людей к предмету вопроса косвенным образом (например, «Здесь приведены три суждения о событиях X. Какое из них вы считаете наиболее справедливым?»). Косвенные вопросы психологически лучше воспринимаются респондентами, не нарушают их представления о престиже, самоуважении, социальной и психологической дистанции в ходе опроса и.т.д. По форме выделяют также прожективные вопросы, в которых ситуация как бы предполагается, задается (например, «Предположим, что по каким-то причинам вы временно не работаете. Вернулись бы вы на прежнее место работы?»). При составлении анкеты необходимо учитывать следующие правила: 1) в анкете основной и контрольный вопросы должны перемежаться другими вопросами так, чтобы респондент не улавливал прямой связи между ними; 2) реальная ситуация должна контролироваться прожективной, например: «Если бы вам пришлось выбирать профессию, избрали бы вы свою нынешнюю?»; 3) косвенные вопросы контролируют ответы на прямой, открытые — на закрытые; 4) контролю подлежат ответы на вопросы, связанные с основными задачами исследования; 5) вопросы надо формулировать так, чтобы вызвать желание давать на них точные и достоверные ответы; 6) в вопросе-меню необходимо соблюдать пропорцию в подборе положительных и отрицательных суждений; 7) варианты ответов должны формулироваться по единому логическому основанию; 8) в альтернативных вопросах варианты ответов должны быть взаимоисключающими; 9) текст вопросов должен иметь нужные пояснения: сколько можно выбрать вариантов ответов, как заполнить ответы на табличный вопрос; 10) язык анкеты должен быть понятен респонденту, быть близким к разговорной речи обследуемых; 11) в анкете не должно быть двусмысленных вопросов, абстрактных и многозначных терминов, вопросы должны быть понятны респонденту; 12) в одном варианте ответа не должно содержаться сразу несколько идей, например: «Работа интересная и хорошо оплачиваемая?.; 13) в анкете не должно быть пустых, риторических, праздных вопросов; 14) вопросы следует задавать корректно, вежливо; 15) вопросы не должны задевать самолюбия и достоинства респондента, вызывать у него отрицательные эмоции; 16) анкета должна быть аккуратно оформлена.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |