КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интервьюирование
Теперь об устном опросе — интервью. Это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной беседы интервьюера и респондента. Он основан на вербальном социально-психологическом взаимодействии, представляет собой целенаправленный процесс их общения, осуществляемый согласно исследовательской программе. Интервью обычно применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого. Интервью - специфический метод исследования, характерный для социального познания. Макс Вебер назвал этот метод сбора информации королевским. Он недоступен естественным паукам, ибо «скалы не разговаривают». Преимущества метода интервью перед письменным опросом заключаются в следующем: 1) при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента; 2) этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы; 3) опытный социолог поймет, искренне или нет отвечает респондент. В силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации. Однако и у этого метода есть свои недостатки. Интервьюирование - сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога высочайшего профессионализма. Используя этот метод, невозможно опросить большое количество респондентов. В день не рекомендуется проводить более пяти-шести интервью одному интервьюеру, так как наступает «эффект избирательного слушания», что снижает качество получаемой информации. Виды и процедура интервью. Интервью может проводиться по месту работы (учебы) или дома — в зависимости от характера проблем и поставленной цели. По месту учебы пли работы лучше обсуждать вопросы учебного или производственного характера. Но такая обстановка не располагает к откровенности и доверительности. Они достигаются успешнее в домашней атмосфере. По технике проведения интервью подразделяется на формализованное (стандартизированное) и свободное (нестандартизированное). Первое предполагает детальную разработку всей процедуры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов. Ответы респондента фиксируются в бланке интервью. К стандартизированному интервью прибегают, когда нужно получить в виде результата исследования количественные параметры изучаемого явления. Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера, здесь царит раскованная беседа но поставленной проблеме, обстановка доверительности. Целью свободного интервью является получение разностороннем информации об объекте исследования, углубление представлений об изучаемой проблеме. Такое интервью удобнее записывать на магнитофон (с разрешения респондента). Возможен и вариант без записи, с фиксацией основных положений беседы после разговора. Здесь сохраняется полная естественность общения, что предопределяет свободное высказывание респондента по большинству вопросов. Следует отметить еще один вид интервью - фокусированное. Оно предполагает сбор мнений и оценок по поводу конкретной проблемы, тех или иных явлений и процессов. Перед фокусированным интервью респонденты включаются в определенную ситуацию. Например, группа студентов посмотрела фильм или спектакль, а затем была проинтервьюирована по поводу поднятых в нем проблем. Еще одна классификация интервью основана на выделении группового и индивидуального в зависимости от того, кто выступает респондентом. Можно одновременно беседовать с небольшой группой учащихся, семьей, бригадой рабочих, причем интервью способно приобретать в таких ситуациях дискуссионный характер. Проведение интервью требует хорошей подготовки. Не всякий человек может быть интервьюером. Здесь требуются и личностные качества (общительность, дружелюбие, приветливость, коммуникабельность, уравновешенность), и достаточно высокая общая культура, и умение быстро переключаться на новые вопросы, искать выход из сложных ситуаций общения. Немаловажную роль в процессе интервьюирования играют компетентность социолога в изучаемом вопросе и знание особенно стен социальной среды респондентов (образовательный и культурный уровень, интересы, особенности груда и быта, специфика речевого общения в данной среде и т.д.). Содержание интервью во многом напоминает структуру анкеты. Интервьюер представляется, говорит о целях и задачах исследования, гарантирует полную анонимность. Затем следует установление контакта с респондентом, создание благоприятной для интервью атмосферы. Задаются первые вопросы по содержанию изучаемых проблем. Когда интервьюер почувствовал, что респондент полностью «вошел» в беседу, ее можно усложнить. Здесь не исключаются и указания на противоречия в суждениях респондента («Вы только что говорили это, а теперь другое»), и просьбы пояснить позицию («Не могли бы вы пояснить или подробнее рассказать...»), и встречные вопросы («А как выдумаете об этом...»), и уточняющие вопросы («Правильно ли я вас понял?»). В конце интервью подводятся итоги, респондента благодарят за беседу. Время интервью у взрослых - до 1-1,5 часа, учащихся - 45 минут. Однако практика ряда западных социологов, в частности изученный нами опыт интервьюирования в Институте Макса Планка но проблемам развития образования и человека (Берлин), показывает, что глубокое интервьюирование в сочетании с использованием метода изучения биографий в ряде случаев достигает 4 часов. Качество получаемой в ходе интервью информации определяют четыре фактора: личность респондента, личность интервьюера, качество инструмента, ситуация интервью. Начнем с личности респондента, его компетентности, уровня информированности, искренности, готовности высказать свое мнение. Компетентными для интервьюера лицами можно считать тех, у кого область вопросов, где они хорошо осведомлены, совпадает с предметом исследования. Иногда интервьюеры сталкиваются с тем, что респонденты не осознают границ своей компетентности и выходят далеко за ее пределы. Здесь важно видеть, какие мнения респондента сложились под влиянием практической деятельности я личного опыта, а какие - не связаны с ними. В некоторых случаях у респондентов возникают психологические барьеры и защитные реакции. Задача интервьюера - их преодолеть и вызвать доверие к себе. Здесь важно знать, что респондент может стремиться уклониться от ответа, скрыть свое мнение, особенно если он сам его оценивает как не соответствующее общепринятому. Поэтому интервьюер должен добиваться искренности и активности респондента. Этому могут способствовать контрольные вопросы, введение в беседу неожиданных и интересных для респондента поворотов. Существенно влияет на ответы и поведение опрашиваемого реакция интервьюера; похвала, одобрительное движение головой, мимика. В ходе интервью недопустимы поучения, демонстрация превосходства над опрашиваемым, унижение чувства собственного достоинства, подчеркивание различии в мировоззренческих взглядах и установках. Что касается выбора места и времени интервью, то, во-первых, оно не должно проходить в присутствии лиц, доставляющих респонденту дискомфорт, особенно, если обсуждаются «щекотливые» - вопросы. Во-вторых, интервью не должно быть чрезмерно длительным и утомительным. В-третьих, нельзя вести запись беседы с помощью технических средств без разрешения респондента. Само время проведения интервью должно его в полной мере устраивать, чтобы но возникало ситуации спешки.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |