Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социометрический опрос

Метод социометрического опроса был разработан в 1930-х гг. амери­канским социологом Дж. Морено и получил затем широкое распро­странение как в социологии, так и в социальной психологии. Он на­правлен па изучение и измерение межличностных отношений и используется преимущественно для анализа поведенческих ситуаций о малой группе. Метод состоит в исследовании структуры межлично­стных отношений в малой группе путем, изучения выборов, сделанных ее членами по тому или иному критерию.

С помощью социометрического опроса происходит выявление не­официальных лидеров и «изгоев» в малых группах, анализируется со­циально-психологический климат, изучается дифференциация кол­лектива на социально-психологические группировки, определяются причины конфликтов (межличностных, личностно-групповых, межгрупповых), рассматриваются проблемы оптимизации взаимодействий в малых группах.

Социометрический опрос принципиально отличается от других разновидностей социологического опроса. Суть его состоит в том, что респонденту предлагается по тому или иному критерию выбрать од­ного или нескольких членов группы. Сами критерии формулируются в вопросах (например: «С кем из членов бригады вы хотели бы вмес­те работать, а с кем - нет?» или «Кого из членов вашей бригады вы ос­тавили бы в ней при формировании коллектива, заново? А кого следовало бы уволить в первую очередь?»). Анализ ответов позволяет со­циологу выявить структуру социально-психологических отношений в группе.

Сами «социометрические» вопросы можно построить по номиналь­ной или по порядковой шкале («Назовите трех членов группы в том и другом случае», «Проранжируйте всех членов бригады в том и другом случае, начиная с первого номера»), могут быть параметрическими (с ограниченным числом выборов) и непараметрическими (можно указы­вать любое число членов группы), обычными и аутосоциометрическими (последние предполагают просьбу респонденту оценить, кто из дру­гих опрашиваемых членов бригады отдаст ему свой выбор).

Социометрические опросы не гарантируют полной анонимности, поскольку касаются членов группы. Это обстоятельство приводит к снижению искренности ответов. Чтобы избежать его или хотя бы ог­раничить, применяются специальные процедуры: тщательно разъяс­няется научный характер опроса, гарантируется сохранение тайны либо исследователь ставится в ситуацию, когда он не знает, под каким номером «скрывается» тот или иной член коллектива.

Обработка данных, обобщение и способ представления материала осуществляются с помощью социометрической матрицы - таблицы, состоящей из нулей и единиц. В результате анализа данных опроса рас­считываются различные социометрические индексы: интегрированности группы, разобщенности группы, взаимных симпатий, взаимных ан­типатий, взаимной индифферентности, конфликтности группы и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Интервьюирование | Метод экспертных оценок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.