Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод экспертных оценок




Метод экспертных оценок — специфический социологический метод получении информации об объекте с помощью специалистов — экспер­тов в определенной области. Экспертные оценки — это мнения специ­алистов по какой-либо проблеме, находящийся в сфере их компетенции. Эти мнения собираются и ходе экспертных опросов. Если экспертные оценки необходимы при анализе наиболее значимых и существенных аспектов исследуемой проблемы, то метод выступает как основной. В других случаях он используется как вспомогательный. Так, социо­логи часто применяют этот метод для проверки качества программы и инструмента.

В процессе экспертных опросов реализуется целый ряд методов, которые можно разделить на очные и заочные. К очным методам от­носятся в первую очередь свободное интервью и «мозговая атака» («мозговой штурм»).

Используя метод свободного интервью, социолог лично обращает­ся к эксперту, не имея жесткого, заранее составленного плана беседы. В этом случае интервью приобретает разведывательный характер, с его помощью уточняются некоторые теоретические аспекты пробле­мы, интерпретируются понятия и выявляются основные линии иссле­дования. Для решения этих задач привлекаются эксперты в количест­ве не более 10-15 человек. Здесь нужно отдавать себе отчет в том, что узких специалистов по изучаемой проблеме не так-то много и назван­ного количества вполне достаточно для достижения цели.

Что касается метода «мозговой атаки», то он предполагает коллек­тивную очную деятельность экспертов. Этот метод очень сложен в организованном плане, поскольку собрать группу специалистов - лю­дей очень занятых - в одно время и в одном месте не так-то просто. Но он может быть весьма аффективным. Выдвижение и коллективное обсуждение предложений по решению той или иной проблемы при возможности свободного высказывания самых неожиданных идеи, обмена мнениями, творческой дискуссии, конечно, весьма плодотвор­но. Особенно аффективен этот метод тогда, когда проблема мало изу­чена и стоит задача поиска путей ее исследования и решения.

Заочные методы, в отличие от очных, проще и дешевле, по их эффективность и надежность не столь высоки. К заочным методам отно­сятся: написание материалов в виде докладной записки эксперта; анке­тирование с помощью рассылаемых опросных листов; метод Дельфи; метод шкальных оценок. Остановимся коротко на каждом из них.

Экспертная оценка, содержащаяся в докладной записке специалис­та, базируется на анализе проблемы (процесса, явления) и тщательно готовится экспертом. Она (оценка) может быть использована социоло­гом для определения круга исследовательских задач, требующих своего решения.

Рассылаемый экспертам опросный лист представляет собой пере­чень вопросов с просьбой дать развернутые письменные ответы на них в свободной форме (по сути, это как открытые вопросы анкеты). Однако уровень возвращаемости анкет при использовании этого метода не всегда высок. Опросный лист может содержать вопросы и формализованного характера. В этом случае полученная информация подлежит не только качественному, но и количественному анализу.

Дельфийский метод (разработан в США в 1950-х гг.) представляет собой многократный экспертный опрос одной и той же группы людей. На каждом последующем этапе экспертов знакомят с результатами пре­дыдущего, при этом просят обосновать свою точку зрения, если она сильно отличается от остальных. Экспертные оценки даются по специ­ально разработанным шкалам. Крайние оценки и их мотивировка об­суждаются всеми участниками опроса. Групповая экспертная оценка считается надежной при условии согласованности ответов опрашивае­мых. Этот метод характеризуется анонимностью, регулируемой обрат­ной связью, статистически обоснованными результатами.

Метод шкальных оценок подразумевает применение различных специально разработанных шкал для количественной оценки информа­ции, полученной при анкетном опросе экспертов. Построение шкалы оценок, хотя и представляет собой сложную задачу и требует математи­ческой обработки, может дать цепную аналитическую информацию об экспертных оценках.

При использовании и очных, и заочных методов встает вопрос о подборе экспертов и проверке их компетентности. Эта проблема тесно связана с целями и задачами исследования. Как правило, экспертами бывают не только высокие профессионалы, но и лица, достигшие в сво­ей профессии определенного успеха, который может измеряться с по­мощью учета должности, стажа работы, мнений других специалистов и т.д. Начинается подбор экспертов с составления списка, зачем применя­ются специальные методы объективных оценок компетентности, экс­пертных таблиц и анкет, самооценок компетентности, метода «снежно­го кома» (рекомендации других специалистов), случайного отбора и др.

Для социолога важно определить надежность эксперта. Она выяв­ляется через накопление информации о его работе в экспертных ко­миссиях, а также путем изучения качества его оценок. Основой экс­пертизы служит анкета. Вопросы в ней делятся на три группы:

1) данные об эксперте (возраст, стаж работы, научная степень и звание, узкая специальность);

2) вопросы по существу исследуемой проблемы;

3) вопросы, позволяющие оценить мотивы, которых придерживал­ся эксперт в своем анализе. Вся «отборочная» работа направлена на выделение компетентной и надежной группы экспертом, от качества деятельности которых и зависит успех применения метода эксперт­ных оценок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.