КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод экспертных оценок
Метод экспертных оценок — специфический социологический метод получении информации об объекте с помощью специалистов — экспертов в определенной области. Экспертные оценки — это мнения специалистов по какой-либо проблеме, находящийся в сфере их компетенции. Эти мнения собираются и ходе экспертных опросов. Если экспертные оценки необходимы при анализе наиболее значимых и существенных аспектов исследуемой проблемы, то метод выступает как основной. В других случаях он используется как вспомогательный. Так, социологи часто применяют этот метод для проверки качества программы и инструмента. В процессе экспертных опросов реализуется целый ряд методов, которые можно разделить на очные и заочные. К очным методам относятся в первую очередь свободное интервью и «мозговая атака» («мозговой штурм»). Используя метод свободного интервью, социолог лично обращается к эксперту, не имея жесткого, заранее составленного плана беседы. В этом случае интервью приобретает разведывательный характер, с его помощью уточняются некоторые теоретические аспекты проблемы, интерпретируются понятия и выявляются основные линии исследования. Для решения этих задач привлекаются эксперты в количестве не более 10-15 человек. Здесь нужно отдавать себе отчет в том, что узких специалистов по изучаемой проблеме не так-то много и названного количества вполне достаточно для достижения цели. Что касается метода «мозговой атаки», то он предполагает коллективную очную деятельность экспертов. Этот метод очень сложен в организованном плане, поскольку собрать группу специалистов - людей очень занятых - в одно время и в одном месте не так-то просто. Но он может быть весьма аффективным. Выдвижение и коллективное обсуждение предложений по решению той или иной проблемы при возможности свободного высказывания самых неожиданных идеи, обмена мнениями, творческой дискуссии, конечно, весьма плодотворно. Особенно аффективен этот метод тогда, когда проблема мало изучена и стоит задача поиска путей ее исследования и решения.
Заочные методы, в отличие от очных, проще и дешевле, по их эффективность и надежность не столь высоки. К заочным методам относятся: написание материалов в виде докладной записки эксперта; анкетирование с помощью рассылаемых опросных листов; метод Дельфи; метод шкальных оценок. Остановимся коротко на каждом из них. Экспертная оценка, содержащаяся в докладной записке специалиста, базируется на анализе проблемы (процесса, явления) и тщательно готовится экспертом. Она (оценка) может быть использована социологом для определения круга исследовательских задач, требующих своего решения. Рассылаемый экспертам опросный лист представляет собой перечень вопросов с просьбой дать развернутые письменные ответы на них в свободной форме (по сути, это как открытые вопросы анкеты). Однако уровень возвращаемости анкет при использовании этого метода не всегда высок. Опросный лист может содержать вопросы и формализованного характера. В этом случае полученная информация подлежит не только качественному, но и количественному анализу. Дельфийский метод (разработан в США в 1950-х гг.) представляет собой многократный экспертный опрос одной и той же группы людей. На каждом последующем этапе экспертов знакомят с результатами предыдущего, при этом просят обосновать свою точку зрения, если она сильно отличается от остальных. Экспертные оценки даются по специально разработанным шкалам. Крайние оценки и их мотивировка обсуждаются всеми участниками опроса. Групповая экспертная оценка считается надежной при условии согласованности ответов опрашиваемых. Этот метод характеризуется анонимностью, регулируемой обратной связью, статистически обоснованными результатами.
Метод шкальных оценок подразумевает применение различных специально разработанных шкал для количественной оценки информации, полученной при анкетном опросе экспертов. Построение шкалы оценок, хотя и представляет собой сложную задачу и требует математической обработки, может дать цепную аналитическую информацию об экспертных оценках. При использовании и очных, и заочных методов встает вопрос о подборе экспертов и проверке их компетентности. Эта проблема тесно связана с целями и задачами исследования. Как правило, экспертами бывают не только высокие профессионалы, но и лица, достигшие в своей профессии определенного успеха, который может измеряться с помощью учета должности, стажа работы, мнений других специалистов и т.д. Начинается подбор экспертов с составления списка, зачем применяются специальные методы объективных оценок компетентности, экспертных таблиц и анкет, самооценок компетентности, метода «снежного кома» (рекомендации других специалистов), случайного отбора и др. Для социолога важно определить надежность эксперта. Она выявляется через накопление информации о его работе в экспертных комиссиях, а также путем изучения качества его оценок. Основой экспертизы служит анкета. Вопросы в ней делятся на три группы: 1) данные об эксперте (возраст, стаж работы, научная степень и звание, узкая специальность); 2) вопросы по существу исследуемой проблемы; 3) вопросы, позволяющие оценить мотивы, которых придерживался эксперт в своем анализе. Вся «отборочная» работа направлена на выделение компетентной и надежной группы экспертом, от качества деятельности которых и зависит успех применения метода экспертных оценок.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |